Много было и радостных, и печальных событий в уходящем году. Радость от того, что преодолено последнее разделение Русской Православной Церкви, порождённое революцией и Гражданской войной. Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции воссоединилась с РПЦ.
А печаль от того, что уходящий год ещё более обострил ситуацию в православном мире. После решения Константинопольского Синода о «даровании автокефалии Украине», то есть легализации украинских раскольников, и последовавшего за этим решения нашего Синода о прекращении общения с Константинополем Русская Православная Церковь разорвала евхаристическое общение с Константинопольской.
Такой же жёсткий ответ получила и Элладская Церковь, которая встала на сторону Константинопольского Патриарха и признала украинских раскольников (ПЦУ). Патриарх Кирилл перестал поминать за богослужениями Предстоятеля Элладской Церкви архиепископа Афинского Иеронима, как и Константинопольского Патриарха Варфоломея. На церковном языке это означает разрыв отношений между главами Поместных Церквей. Кроме того, с теми греческими епископами, которые признали раскольников, прекращено всяческое общение: священникам РПЦ нельзя служить вместе с представителями епархии, управляемой попавшим под санкции архиереем, причащаться в подчинённых этой епархии храмах. Нельзя этого будет делать и простым верующим Русской Церкви. Также Синод РПЦ не благословляет паломнические поездки в епархии, управляемые этими архиереями.
Я пишу своё слово в Дмитровскую родительскую субботу, названную в честь памяти греческого святого великомученика Димитрия Солунского, одного из наиболее почитаемых на Руси и в мире христианских святых. Каждый год десятки тысяч паломников едут в Салоники, чтобы приложиться к его мощам в базилике VI века. Однако в ближайшее время непрерывный поток богомольцев из русского мира в Грецию грозит иссякнуть.
Напомню, что на протяжении более 300 лет каноническую юрисдикцию Московского Патриархата над Киевской митрополией признавал весь православный мир, в том числе и Элладская Православная Церковь. При этом, согласно священным канонам Церкви, споры о территориальной юрисдикции имеют срок давности не более тридцати лет (VI Всел. 25).
И кем бы себя ни считал Константинопольский Патриарх, у Православной Церкви во вселенском масштабе нет единого главы. Главным принципом решения этого важнейшего вопроса является консенсус (согласие) всех автокефальных Церквей. А это означает, что сегодня никакой Патриархат не может сам по себе предоставить автокефалию какой-либо Церкви.
Так что далеко не секрет, что признание автокефалии ПЦУ – вопрос не столько религиозный, сколько политический. Он и продвигался прежде всего политиками, которые не знают и не хотят знать суть церковного устройства, а всё рассматривают с точки зрения собственных сиюминутных политических интересов. И их пособников, таких как Константинопольский Патриарх и греческие архиереи, которые всё знают и понимают, но преследуют свои корыстные цели.
Как часто в православной Греции забывают, что во многом благодаря России, русскому оружию она освободилась в XIX веке от турецкого ига. И хотя христианство в Греции существует с I века, только после этого власти Греции провозгласили Греческую Церковь автокефальной, то есть самостоятельной, поскольку Константинопольский Патриарх находился на территории Османской империи и воспринимался как союзник и подданный турецкого султана. В 1850 году такое признание состоялось при непосредственном содействии Русской Православной Церкви.
Надо отметить, что Греческая Церковь в богословском плане зависима от Константинопольской Церкви, точнее, от Константинопольского Патриарха Варфоломея. Тем более, так называемые северные территории Греческой Республики (если посмотреть на карту – это Салоники и всё, что выше этого города, вплоть до границы с Турцией) остались в формальной юрисдикции Константинопольского Патриархата.
Решение греческого Синода связывают с визитом в Грецию главы Госдепа США Майка Помпео. Церковь здесь полностью на государственном бюджете, а священники – на зарплате. Грустно осознавать, что исторические заслуги греческого народа в распространении Православия размениваются на сиюминутные политические выгоды и поддержку чуждых Церкви геополитических интересов.
Хочу напомнить нашим греческим братьям во Христе слова вашего великого эллина, Вселенского святителя – Иоанна Златоуста о том, что «грех раскола не смывается даже мученической кровью».
Очень чётко и ясно объяснил причину церковного неустройства в православном мире Святейший Патриарх Кирилл на Всемирном Русском Народном Соборе: «Особая ценность России, её особое призвание – быть оплотом православного христианства, хранить православную веру, православную традицию, культуру, христианские нравственные начала в их неповреждённой форме. Может быть, именно поэтому сильные мира сего так ополчились сегодня на Русскую Православную Церковь, желая оторвать от Русской Церкви греческий православный мир, желая разрушить единство Православной Церкви».
Как долго может длиться этот раскол, сейчас сказать трудно. Когда в 1054 году произошёл разрыв евхаристического общения между Римской Церковью и Константинопольской Церковью, никто не мог предвидеть, что это разделение продлится до сего времени и приведёт к таким тяжёлым последствиям.
Однако рано или поздно наступит время, и истина Христова победит. Не сомневаюсь, что так будет, даже если ждать придётся долго.
Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №12, 2019г.