28 ноября – 6 января – Рождественский (Филиппов) пост
В течение Рождественского поста мы должны больше, чем обычно, молиться и постоянно питать своё сердце словом Божиим. Воскресные Евангелия, которые предлагаются нам в это время, не случайно выбраны Церковью. Они освещают наш путь, ведущий к Рождеству Христову. Вот, например, столько раз слышанное нами Евангелие о безумном богаче. Оно открывает нам богатство человека и чудо человеческого призвания.
Какое дивное богатство – быть человеком, и как растратил его человек! Человек без Бога не может быть никогда человеком. Бог становится человеком, потому что падение человека и его безумие заключается в попытке стать, по змеиному совету, «как боги», в нежелании быть человеком.
Бог становится человеком и спасает нас прощением нашего греха, греха неприятия нашего человеческого достоинства и отвержения того, что принадлежит человечности каждого человека, которую являет Сам Христос. Но мы должны восходить во Святое Святых до тайны Божественного истощания, Воплощения Слова, до тайны Креста, до собственного нашего полного обнищания в жизни и в смерти, чтобы не обмануться тем богатством, получив которое, человек думает, что он имеет полноту всего, и исключает Бога из своей жизни.
Притча о безумном богаче говорит, что успех по Божию попущению может быть предельным, может быть бесовским. Человек действительно может становиться «как боги», по-бе-совски ставя себя на место Бога. Чем богаче он делается, тем увереннее он живёт во вселенной с центром «я». «Берегитесь любостяжания», – предупреждает Господь. Человек, охваченный любостяжанием, никогда не удовлетворяется тем, что имеет, и хочет иметь всё больше, больше, больше, и чем больше он имеет, тем больше раскрывается его бедность перед Богом. Он настолько беден, настолько нищ, и наг, и слеп, что не может вообразить никакой радости в мире, кроме «ешь, пей, веселись», как он сам говорит, обращаясь к своей душе.
Всё, к чему стремится без Бога каждый человек и всё человечество, все страдания бедной нашей России – это воистину безумие разнообразных и, конечно же, не только коммунистических программ завтрашнего широкого переустройства мира, которое не видит бездны, открывающейся под ногами.
«Безумный, в ночь сию душу твою возьмут от тебя, а то, что ты собрал, кому достанется?» Всё разворуют, по ветру развеют. Или ещё успешнее продолжат его земное дело. Но что нам делать с тем, что каждый из нас – человек, и куда нам скрыться от вечности?
Не в том беда этого человека, и народа нашего, и всего человечества, что в связи с неслыханным урожаем внезапно родились планы построить новые большие житницы. Земной успех – не грех. Только что-то не очень, исключительно по милости Божией, как видим, пока получается. Притча говорит, что этот человек не в Бога богател, и суд был в том, что его жизнь закончилась, потому что она была истрачена. И весь ужас – что он только сейчас встретил Бога и в полноте осознал напрасность своей жизни. И это осознание полной пустоты и нищеты – ад.
Христос рождается, приходит к нам, чтобы помочь нам быть богатыми в Боге. Мы становимся богатыми в Боге, когда принимаем Его как Жизнеподателя и всё принимаем из рук Его как дар. Может быть, кто-нибудь читает это сейчас с молчаливым раздражением: сколько ему пришлось потрудиться над своим полем, чтобы получить такой урожай, и вы говорите – дар?
Чтобы принять не только это, всю жизнь как дар, мы должны произвести самые радикальные изменения в отношении к жизни, и это невозможно сделать, пока мы не войдём во Святое Святых, пока не откроется нам истинное богатство человека. Всё начинается, когда касается нас благодать. Это происходит, как правило, в храме, во время богослужения, особенно в начале нашего пути. И тогда мы начинаем понимать, почему с такой ненавистью взрывались и осквернялись на нашей земле Божии храмы. А теперь со своей диавольской хитростью враг замышляет сделать их пустыми от небесных сокровищ, чтобы безпрепятственно царствовал всюду новый век поклонения маммоне.
Господи! Мне жизнь моя дана как дар, и жизнь каждого другого человека – как дар. Тот, кто в Бога богатеет, весь мир сотворённый видит как дар, и в благодарности Богу делится всем, что имеет, раздаёт другим.
Когда мы входим во Святое Святых, даже смерть для нас – дар. «Смерть для меня приобретение», – говорит апостол (Фил. 1, 21). И Страшный Суд – дар. «Ей, гряди, Господи Иисусе», – молится Церковь (Откр. 22, 20). Человек, в Бога богатеющий, знает, что высший дар – быть любимым Богом. И этот подлинно богатый человек знает, что он спасён благодатью, и сие дар Божий.
Мы любимы Богом такими, какие мы есть – ищущие своего, обманутые своим богатством, подлежащие осуждению. Дар в том, что по мере нашего крестного восхождения к Богу мы всё более осознаём свою нищету и напрасность своей жизни без Бога. И величайшее выражение этого дара – живое присутствие Христа среди нас, Бога, Который стал человеком и умер от руки тех, кто, будучи сребролюбивы, смеялись над Ним.
Он умер между двумя разбойниками и спас нас от проклятия маммоны, соединив нас навеки с Богом – с Собою. И Божия Матерь со всеми святыми молится о ниспослании нам этого дара Святого Святых, когда мы входим в храм и выходим из храма, и живём, восходя к нашей смерти.
Протоиерей Александр Шаргунов