Если кому-то не приходилось читать об ангелах у святителя Игнатия Брянчанинова, святителя Василия Великого, святителя Феофана Затворника или из современников – Серафима (Роуза) и других, коротко могу восполнить этот пробел знаний следующим. Фактор, называемый «время», присутствует только в нашей с вами жизни. На небесах его нет.
…Утро. Санкт-Петербург. Военно-медицинская академия, хирургическое отделение. Мою жену выписывают домой умирать: онкология. Врачи сделали всё, что могли. Я рядом с женой в палате. Внезапный звонок с Афона от старца Гавриила. Благословение Светлане: принять постриг в монахини с именем Иоанна в честь Иоанна Крестителя. Благословение мне: ехать в Воскресенский Новодевичий монастырь, купить полное монашеское облачение и первому встретившемуся мне иеромонаху передать приказание Святой Горы о постриге Светланы в монахини. Ни малейших сомнений не было у нас ослушаться повелений первого духовника Афона. Я тут же позвонил настоятелю нашего прихода о. Андрею с просьбой узнать, как пишется прошение о постриге. О. Андрей продиктовал мне форму по телефону. Взяв у дежурной медсестры бумагу и ручку, я написал, а Светлана подписала это заявление. Сама она не могла уже писать, так как последний месяц могла позволить себе только несколько глотков воды в день. И никакой еды из-за непроходимости кишечника. Взяв заявление, мы с о. Андреем побежали на приём к митрополиту Варсонофию. Он оказался в отъезде, в Москве. И никто из епископов не мог решить этот вопрос без него. Тем временем я отправился в Воскресенский Новодевичий монастырь за облачением. Помолившись, купил необходимое. Но, так как жена похудела на 20 кг, не был уверен в размере облачения. Молитва помогла. Когда привёз всё домой, облачение пришлось жене впору. На обратном пути из монастыря иеромонах мне не встретился.
Жена, хотя и очень страдала от болей, запретила мне выбивать из Минздрава обезболивающие лекарства. Но я всё-таки обратился в районную больницу. Меня встретил очень прохладный приём, хотя врачи и пообещали прислать на следующий день своего сотрудника, чтобы проверить, действительно ли так плохо моей жене. Когда на следующий день пришла врач, она не нашла у жены пульса и была поражена её самообладанием. В ужасе тут же написала нужное заключение, и я побежал с ним в районную больницу.
Жена позвонила в монастырь своему духовнику иеромонаху Игнатию. Взяла у него благословение на постриг и попрощалась с ним. Четверг. Сижу на кровати рядом с женой, и она говорит: «Мне завтра умирать, приходила моя мама, предупредила. А митрополит приедет в понедельник. Завтра же только пятница. Отдай, Саша, моё облачение какой-нибудь монашке». Только она это сказала, звонок с Афона, от старца Гавриила. Опять приказ, уже мне: «В морге тело жены накрыть монашеским одеянием, сверху обычное мирское покрытие. Отпеть в церкви как мирянку. Пострижена будет на Небесах ангелами». Причастившись за три часа до исхода страшных Святых Христовых Тайн, жена отошла ко Господу…
После ухода жены мне позвонил старец Гавриил и сказал, что душа её пролетела все мытарства, ни одного не коснувшись (я потом прочитал у святых отцов, это даётся только мученикам), приняла постриг с именем Иоанна и получила от Господа право молитвы за людей. Душа её отошла в 16 часов дня, и в первую же ночь ангел Иоанна явила два чуда.
В морге, на третий день по успении, мне дали полчаса попрощаться с женой наедине. Она лежала в гробу как спящий человек. Я поцеловал её на прощанье в губы, и реснички её дрогнули. Душа её была рядом. Чтобы никто не говорил, что мне это показалось, могу добавить, что, будучи водителем автомобиля и владельцем огнестрельного оружия, я регулярно прохожу необходимые осмотры, и вообще – неврастеников на атомные лодки не берут.
Незадолго до ухода Светланы замироточила икона Спасителя в нашем иконостасе. Протоиерей Андрей Щербан был тому свидетелем. Миро лилось с иконы три года. Когда отмечали три года со дня ухода нашей Светочки, я дал приложиться к иконе всем, кто пришёл её вспомнить. После этого случая течение мира прекратилось.
После установки памятника Светлане она отразилась на поверхности креста в светло-злато-сияющем облачении на первой же фотографии.
О поездке
с иконой к старцу
Анзерская икона святых царских великомучеников и страстотерпцев была написана в Гатчине по заказу группы мирян из посёлка Вырица по инициативе монахини Тихоны. Мы, жители Вырицы, давно знали друг друга, жили одной духовной жизнью. Немало икон было написано по нашим заказам для разных храмов, в том числе для Соловецкого монастыря. Там, на острове Анзер, есть Голгофо-Распятский скит, который стоит на одной долготе с Иерусалимом, где был распят наш Спаситель. Туда была отвезена большая икона. Затем была написана небольшая копия этой иконы для старца Гавриила, которую поручили отвезти мне.
Чудеса с иконой начались сразу же. Когда я, взяв икону у монахини Тихоны, возвратился в свой дом в Вырице, преподобный Серафим Вырицкий со своей иконы встретил меня благословляющим жестом, как это делают священники. Это было чудо. Ободрённый его благословением я двинулся в путь.
Я был на Афоне много раз, трижды поднимался на его вершину и даже один раз ночевал там. В дороге случилось множество искушений, но я с помощью Божией преодолел их. Официально въезд на Афон был закрыт в связи с приближающимся приездом туда высоких лиц из России. Но я с помощью Хозяйки горы, Царицы Небесной, проехал. В Карее три дня не мог найти переводчика, который бы проводил меня к старцу. И только помолившись хорошенько Хозяйке горы, Царице Небесной, я обрёл проводника.
Старец встретил меня ласково, обцеловал и обкрестил всего. Сразу повёл в свою келью. Я был рад и слегка смущён. Понимал, что он как земной ангел знает все мои вопросы и только ждал от него ответов. Подарил ему икону, которую он поцеловал и принял с благодарностью. Заодно, уже по собственной инициативе, подарил ему икону прп. Серафима, Вырицкого чудотворца. Старец вручил мне несколько иконок прп. Порфирия Кавсокаливита, Равноапостольного Косьмы Этолийского. Я попросил благословения переводчику сделать снимок нас обоих. Старец благословил. Сел и углубился в молитву. Я показал ему фотографию отражения монахини Иоанны на её кресте. Он подтвердил, что это именно она, и сказал: «Это великое чудо!» Беседа потекла как бы на двух уровнях, один через переводчика, а второй на мысленном уровне. Причём по второму каналу я получил гораздо больше информации, чем по первому. Когда разговор окончился, мы попрощались и вышли с переводчиком, необычайно вдохновлённые.
С земными ангелами, с одной стороны, необычайно легко, а с другой – трудно. Трудно потому, что они часто говорят на условном языке, на котором написана и Библия. Зачастую смысл сказанного ими открывается не сразу. Мне в своей жизни приходилось встречаться с двенадцатью земными ангелами. Одни из них открыты людям, другие открываются не всем. Их объединяет то, что они ничего не творят и не говорят по своей воле, а только по Божьему благословению. Об этом говорили и преподобный Серафим Саровский, и Иосиф Исихаст и многие другие. Но общение с ними, независимо от того, понимаешь ли ты их сразу или нет, очень благодатно. На часть моих вопросов старец не ответил, о чём я сожалел. Потом понял, что он ответил, но на условном мысленном языке.
Приведу пример. Кто поймёт – хорошо, кто не поймёт, значит, это ему не нужно. Выйдя от старца, мы, окрылённые беседой с ним, решили поехать в один монастырь, куда ездить было нельзя. Не принимали, да и всё. Шлагбаум стоял далеко от монастыря, и через него никого не пускали. Но чудо, нас пустили! Едем, машина хорошая, бежит резво. Вдруг выскакивает на дорогу лань и бежит перед нами.
Бежит долго, не даёт себя обогнать, не боится автомобиля. И я понимаю, что это ответ на один из моих вопросов к старцу, на который я, как мне казалось, не получил ответа в его келье. Пробежав довольно долго перед машиной, на одном из поворотов лань стремительно взлетела на скалу и скрылась в зарослях…
Кто хочет узнать побольше о земных ангелах и кому лень или недосуг читать Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника и других, могу порекомендовать маленькую книжечку, изданную Сретенским монастырём: «Порфирий Кавсокаливит». Самый лучший оттуда пример – это возвращение американского космического аппарата на Землю.
Посмотрите на старца Гавриила. Сидит на Афоне, а знает, о чём мы говорим с женой перед её успением в Петербурге. И знает, что нам надо делать. Конечно, я был убит предстоящим уходом жены из земной жизни и так же, как она, не знал, куда она попадёт, как ей пройти мытарства, как ей помочь. И тут же старец мне сообщает, что не только всё нормально, но и более того. Теперь тебе, дураку, твой ангел Иоанна будет помогать. И другим тоже. И таких свидетельств уже больше сотни от разных людей.
Простой пример, иллюстрирующий, как мне помог ангел Иоанна совсем недавно. Я, спускаясь с крыши нашего дома в Вырице, падаю с высоты четырёх метров спиной и головой вниз (подломилась металлическая лестница). Мне без малого 70 лет, представляете мою реакцию. С выпученными глазами, судорожно вцепившись в лестницу, лечу навстречу своей смерти. Ангел Иоанна отрывает мои руки от лестницы, переворачивает меня в воздухе на 180 градусов, и я приземляюсь, как кошка, на четыре лапы. Вместо смерти лёгкий испуг. Не знаю, одна ли она меня спасала или на пару с моим ангелом-хранителем. Но факт есть факт.
Старец Гавриил молится за Россию перед иконой самых мощных заступников за неё на Небе. А почему не молится за Грецию и весь мир? Да мир-то уже пал, и Греция, и Афон в том числе. На чём же споткнулся православный мир? Когда-то я читал у святителя Иоанна Златоуста о том, что главный грех на земле – это сребролюбие. Я, как флотский офицер, по наивности считал, что главные грехи – это пьянство и блуд. Ан нет. Теперь вижу, что Иоанн Златоуст был прав. Об этом ещё 200 лет назад говорил равноапостольный Косьма Этолийский, иконку которого мне подарил старец Гавриил.
Сребролюбие вокруг нас как воздух. И уже никто ничего не стесняется! Ну да ладно, про политику и коррупцию не будем. Про растление и оглупление детей в школах и институтах тоже. Осталась молитва, за себя и за страну.
Александр Вячеславович
КОРЛЯКОВ