Летом 2018 года Департамент градостроительной политики Москвы, Союз московских архитекторов при поддержке благотворительного «Фонда ветеранов строителей Москвы» объявили открытый конкурс на проект памятника строителям Москвы.
Место для установки памятника было определено в небольшом сквере у пересечения Большой Никитской улицы и Большого Кисловского переулка. По замыслу организаторов конкурса «композиция призвана увековечить многовековую историю становления и труд строителей и зодчих, создававших наш город на протяжении почти девяти веков».
Заданная тема не осталась незамеченной в творческой среде, более 20 авторских коллективов представили свои предложения на рассмотрение жюри. Для нашей проектной команды особый интерес был связан с предложенным местом размещения монумента в историческом центре города, рядом с церковью Малое Вознесение. Также привлекал заявленный в программе конкурса исторический подход к вопросу и требование увековечить память многих поколений созидателей Москвы.
Союз московских архитекторов устроил выставку проектов, которая была освещена в СМИ. Представленные работы свидетельствовали о нескольких направлениях в подходах авторов к заданной теме. В одном случае задача трактовалась буквально: в композиции были включены фигуры строителей, изображённых в стилистике соцреализма, атрибутика строительного процесса (отбойные молотки, кирки, крюки подъёмных кранов и т. п.). В других проектах главной идеей стала преемственность поколений, непрерывность, развитие процесса созидания. Третья группа авторов обратилась в своих работах к символике зодчества от предельно конкретного кирпича с клеймом как узнаваемого символа до более абстрактных композиций на тему «золотого сечения».
Проект, выполненный нашим коллективом, отражал отличный от перечисленных выше подход к поставленной задаче – взгляд немного с другой стороны. Мы предложили построить в узнаваемом московском стиле белую колокольню с золотой главой (напоминание об образе Москвы белокаменной, златоглавой) для того, чтобы колокольным звоном прославлять и поминать созидателей столицы.
Выставку конкурсных предложений можно было рассмотреть как иллюстрацию процентной доли православных в российском обществе, но всё же удивительно, что примерно из 25 участников конкурса никто, кроме нас, не обратился к храмовой тематике. Ведь хотя бы по двум причинам это очевидное решение!
Во-первых, участок для сооружения памятного знака находится в историческом центре Москвы. Более того, на этой территории с XVI века располагался Никитский монастырь, который и дал название Большой и Малой Никитским улицам и одноимённому переулку. Этот монастырь был разрушен в начале 30-х годов XX в., на его месте разбит сквер, который теперь требуется благоустроить. На этом ли месте устанавливать бравых бронзовых ребят в строительных касках и с отбойными молотками (а именно такие композиции были отобраны жюри для участия во втором туре)?! Неужели такими видим мы истинных строителей Москвы?
Во-вторых, программой конкурса предлагалось рассматривать список строителей города от его создания. В этот список были включены зодчие от Фьораванти до Щусева и Мельникова и никак не были упомянуты основатель Москвы князь Юрий Долгорукий, святые благоверные князья Даниил Московский, первый удельный московский князь, основатель первого монастыря, и Иван Калита, а также Дмитрий Донской, святая благоверная княгиня Евдокия Московская, встречавшая в 1395 г. икону Владимирской Богоматери, святители Московские Петр, заложивший первый каменный Успенский собор, и Алексий, святые прп. Сергий Радонежский, своей молитвой и советом укреплявший наш город, Симон и Андроник, основавшие монастыри, которые украшают Москву и поныне, иконописцы святой прп. Андрей Рублёв и Дионисий, великие князья Иоанн III, при котором Москва объявлена Третьим Римом, и Василий III и так далее. Разве не их трудами и молитвами стоит Москва? Может быть, всё же стоит вспомнить о нашей подлинной традиции сохранять память о чём-то важном, сохранять на века, воздвигнув поклонный крест, часовню, звонницу, храм?
Приходится с сожалением отметить, что конкурс проведён с нарушениями прописанных условий. Сначала был объявлен не предусмотренный программой второй тур. Для этого отобраны работы известных московских скульпторов Рукавишникова, Щербакова (всегда приятно видеть в списке победителей знакомые фамилии). А потом итогом второго тура стала… пустота. Несмотря на то, что оглашение результатов конкурса было запланировано на ноябрь 2018 года, итоги не подведены до сих пор, хотя прошло уже более года с момента открытия выставки проектов. И, соответственно, обещанные призы никто не получил. Может быть, не пришло то время? А может быть, просто Господь даёт возможность исправить допущенную ошибку: ведь место под памятник строителям Москвы ещё свободно, и мы сможем воздвигнуть крест на месте разрушенного монастыря.
Дмитрий Николаевич Щепетков,
участник конкурса, архитектор, преподаватель кафедры
«Храмовое зодчество» МАрхи