Владимир Соколовский - Мечта расписать небо

 

23 декабря 1799 года, 220 лет назад, родился Карл Павлович БРЮЛЛОВ

 

«Мне тесно, я готов расписать небо!» – воскликнул художник Карл Брюллов, когда получил заказ на роспись гигантского купола только что отстроенного Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Протестант по вероисповеданию, он блестяще расписал один из самых крупных православных храмов России.

Карл Павлович Брюллов родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в многодетной семье Павла Брюлло – резчика по дереву и живописца по стеклу золотом и серебром. Некоторое время он занимал также должность профессора Петербургской Академии художеств. Именитый отец делал всё, чтобы приобщить своих детей к искусству. И ему это удалось: трое из них – Фёдор, Александр и Карл – стали художниками.

Одарённость Карла проявилась очень рано. Уже в 10 лет он был принят в Воспитательное училище при Академии художеств, а в шестнадцать – поступил в саму Академию. В Академии он выделялся среди студентов невероятной работоспособностью и сообразительностью. Карл окончил Академию в 1821 году с целой пригоршней медалей – золотых и серебряных, в том числе Большой золотой медалью за картину «Явление Аврааму трёх ангелов у Мамврийского дуба». По окончании Академии Карл вместе со старшим братом Александром (впоследствии известным архитектором и художником-акварелистом) отправился в Италию на средства Общества поощрения художников. Перед отъездом по высочайшему повелению братья изменили свою французскую фамилию Брюлло на русский лад – Брюлловы.

Карл Брюллов уже в Академии отличался смелым и независимым характером. В Италии, уйдя от опеки консервативно настроенных преподавателей, он всё дальше стал уходить от господствовавших в Академии догм классицизма – в сторону большей связи искусства с жизнью. Об этом свидетельствует картина «Итальянский полдень» (1827), изображающая юную итальянскую девушку, собирающую виноград. Но воспетая Брюлловым естественная красота вызвала неудовольствие некоторых членов Общества покровителей художников, картина явилась причиной разрыва художника с этим Обществом. Однако Брюллов уже не нуждался в финансовой поддержке. Он стал превосходно зарабатывать написанием портретов. В первый итальянский период Брюллов написал около 120 портретов. Причём от портрета к портрету он придавал своим моделям всё более углублённую психологическую характеристику.

Тщательная разработка человеческих характеров помогла Брюллову в создании его самого знаменитого полотна – «Последний день Помпеи», над которым художник работал в течение четырёх лет (1830–33 гг.). В основе сюжета реальное историческое событие – извержение вулкана Везувия, которое разрушило и стёрло с лица земли два древнеримских города: Помпеи и Геркуланум. С непревзойдённым мастерством Брюллов воссоздаёт картину апокалиптической катастрофы, характеры и поведение людей. Здесь художник решительно отходит от сковывающих схем классицизма и впервые ставит в центр полотна не героя, а народ. Но народ у Брюллова – это не безликая толпа, а собрание ярких индивидуальностей. И здесь, несмотря на античный сюжет, просматривается чисто русская черта. Среди действующих лиц трагедии, охваченных ужасом и отчаянием, лишь группа в левой части полотна – христианский священник и молящаяся мать с двумя дочерями – встречают страшную катастрофу с верой и смирением, спокойствием и мужеством.

Картина «Последний день Помпеи» стала подлинным триумфом художника. Александр Пушкин, увидев картину, выразил свои впечатления в следующих строках:
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя,
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождём, под воспалённым прахом
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Такой шквал эмоций вызвала картина Брюллова не только у великого русского поэта. В городах Италии, где «Последний день Помпеи» был написан, Брюллова буквально носили на руках. Во Франции полотно получило Первую золотую медаль на Парижском салоне 1834 года. Значение картины для отечественной культуры подытожил поэт Евгений Баратынский:
И стал «Последний день Помпеи»
Для русской кисти первый день.

В 1835 году Брюллов возвращается в Россию. На Родине он был принят с особыми почестями. Сам государь император Николай I заказал художнику большую картину на сюжет из русской истории «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием». Однако Брюллов не смог повторить успех «Помпеи». Промучившись с картиной целых восемь лет, он так и оставил её незаконченной…

Отдушину Брюллов находил в работах портретного жанра. Он был нарасхват как портретист. Ему стремились заказать портреты представители высшей русской знати. Однако с особой теплотой он писал портреты представителей русской интеллигенции, с которыми был хорошо знаком и дружен. Его моделями становились Глинка и Крылов, Сильвестр Щедрин и А.К. Толстой, Жуковский и Тон… Однажды, во время одной из встреч с Пушкиным, он загорелся желанием написать портрет великого поэта. Но увы, через два дня состоялась роковая дуэль. Брюллов так был потрясён этой трагедией всероссийского масштаба, что даже набросал проект памятника безвременно ушедшему русскому гению.

Брюллов так и не смог написать картины на сюжет русской истории, равной по величию «Последнему дню Помпеи», но созданные им портреты соотечественников-современников имеют историческое значение, ибо воссоздают лицо эпохи, в которую жил и творил великий русский художник.

В 1843 году исполнилась давняя мечта Карла Брюллова: ему была поручена роспись Исаакиевского собора, причём доверены самые важные участки росписи: плафон купола с изображением Богоматери во славе в окружении святых, образы двенадцати апостолов и четырёх евангелистов и четыре большие композиции на темы Страстей Христовых. Брюллов с воодушевлением принялся за работу и почти полностью выполнил её. Но условия – неотапливаемое помещение, холодные сквозняки – пагубно сказались на его здоровье. Брюллов простудился и слёг. Роспись по его эскизам доканчивал академик П.Б. Басин.

 

В 1849 году Брюллов отправился в Италию на лечение и так и не вернулся в Россию. Его самый знаменитый «Автопортрет» 1848 года стал как бы лебединой песней художника. Автопортрет несёт отпечаток бурной и богатой событиями жизни. Внимание привлекает артистическая рука с тонкими и удлинёнными пальцами и напряжённо вздувшимися голубыми прожилками. Перед нами лицо усталое, но удовлетворённое, излучающее уверенность и спокойствие лицо человека, знающего себе цену.

Брюллов умер 23 июня 1852 года и был похоронен на Римском протестантском кладбище Монте Тестаччио. А десять лет спустя в Новгороде был воздвигнут памятник «Тысячелетие России», где среди 16 фигур русских художников и писателей с древнейших времён до середины XIX века изображён и Карл Брюллов.

Владимир Дмитриевич СОКОЛОВСКИЙ