Роман Алексеев - Небесный заступник России

 

5 декабря – день памяти Святого благоверного князя Михаила Тверского

 

Мы принадлежим к уникальной цивилизации, рекордс-мену по многим показателям. Один из них: у нас едва ли не больше всех святых! Одним из таких святых стал князь Михаил Ярославович Тверской, совершивший свой подвиг ровно 700 лет назад. Он считается первым русским мучеником и воином, сложившим голову на Северном Кавказе.

В борьбе за ярлык

Родился сын великого князя Ярослава Ярославовича, владевшим после смерти брата Александра Невского Тверским и Владимирским княжествами, в 1272 году. В живых Михаил отца уже не застал. Детство сироты всегда горькое, тем более в те смутные годы, когда Русь, раздираемая междоусобицами, томилась под властью Орды. Уже в 13 лет юный князь принял своё первое участие в сражении против неспокойных соседей язычников-литовцев. 

Михаил взрослел, ему нужно было ехать в Орду за подтверждением прав на княжение. Тем временем в 1304 году освободился великокняжеский престол, на который у возмужавшего к тому времени Тверского князя как старшему в роду были все основания. Но зависть уже пустила корни в сердце внука славного Александра Невского – Московского князя Юрия, племянника Михаила.

По закону совести

Юрий подался в Орду, где раболепством и богатыми подарками хану Узбеку добился к себе особого расположения. Тот даже выдал за него свою сестру Кончаку, заодно вручив ярлык на Великое княжение. Михаил, смирившись, не стал оспаривать свои права на Великое княжение, справедливо рассчитывая оставаться при этом владельцем Тверских земель.

Однако Юрий считал иначе. Приведя с собой ханского мурзу Кавгадыя с отрядом татар, он устремился жечь и грабить уделы Михаила. Выступив во главе войска, Михаил встретил противника в 40 верстах от Твери в урочище Бортенёво, где 4 января 1317 года состоялась решительная битва, принёсшая победу тверичанам. Как отмечено в летописи, «шлем и латы князя Михаила были иссечены и изстреляны», но сам он остался цел. Сам Юрий едва спасся бегством, но его жена – в крещении Агафья, брат, многие московские воеводы и бояре, сотни татарских воинов были пленены. Явился с повинной к Михаилу и сам Кавгадый, который действовал без разрешения Узбека, за что ему теперь следовало суровое наказание от хана. Князь был милостив и великодушен к поверженным врагам. Мурза получил подарки и был отпущен вместе с его воинами на все четыре стороны.

«Лучше умереть за других»

Увы, Юрий не образумился, продолжая вынашивать планы мести своему дяде. К несчастью Михаила, в это время умерла, находясь у него в почётном плену, Агафья. Юрий использовал этот факт в свою пользу, выставив дядю её отравителем. Грозные тучи начали сгущаться над головой Михаила, и он, действуя в традициях тех времён, отправил к Узбеку своего сына Константина как гарантию своей преданности ему. Однако хан по-прежнему гневался на князя.

В августе 1318 года он собрался в свою последнюю, роковую для него поездку в Орду. На берегах Нерли простился с семьёй, боярами, исповедался у своего духовного отца игумена Иоанна.

Как ни торопился князь предстать пред грозные очи Узбека, в столице он его не застал. Это было плохим признаком. 

Сопровождавшие князя слуги стали отговаривать его от дальнейшего путешествия на юг, куда откочевал хан, предлагая вместо него себя. «Не вас, дети мои, требует царь, но меня. Если уклонюсь я от готовой смерти, моя отчина будет опустошена и тысячи христиан то истреблены будут, то попадут в плен; умереть всем надобно, но лучше же умереть за других», – отвечал им благородный князь. Составив завещание, преподав наставление детям, Михаил с самыми близкими слугами отправился вниз по Волге, застав хана в приазовских степях.

Из князи – в грязи

При первой встрече с Узбеком ему удалось умилостивить гордого и надменного властелина богатыми дарами и подношениями, но его недруги Юрий с Кавгадыем не оставляли попыток уничтожить Михаила. В итоге хан повелел собрать суд, который и должен был определить степень вины перед ним тверского князя. Возглавил его всё тот же Кавгадый.

Превратившемуся в одночасье из званого гостя в подозреваемого Михаилу были выдвинуты следующие обвинения: «Ты был горд, непокорен хану; ты безчестил ханского посла, бился с ним, побил татар; ты брал себе дани ханские; ты хотел бежать к папе и, наконец, ты отравил княгиню Юрия». Михаил смело отвечал судьям: «Сколько сокровищ выдавал я хану и его князьям, на то есть у вас роспись; сражался я с князем Юрием, а посла царского спас от смерти и отпустил с честью; княгини Юрьевой, Бог свидетель, и на уме не было отравлять».

Но решение позорного судилища было определено заранее и представлено на решение хана в выгодном обвинителям свете. На шею князю надели тяжёлую колоду, прогнали от него прибывших с ним слуг, бояр и священника, пограбили княжескую казну. Что же делал в таких тяжких условиях ещё недавно владевший ярлыком на великое княжение и лишившийся вдруг всего князь Михаил? Подражая Христу, он, стараясь сохранять бодрость духа, молился: «Слава Тебе, человеколюбивый Владыко, что Ты удостоил меня начать страдальческий подвиг; удостой же и кончить его».

По свидетельствам очевидцев, один из слуг всякую свободную минуту читал ему Псалтирь царя Давида: «Вскую прискорбна еси душа моя? Вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему: спасение лица моего Бог мой». А своим упавшим духом слугам, оставшимся с князем, он говорил, подбадривая их: «Вам приятно было смотреть на меня, друзья мои, в счастье, а теперь, смотря на колодку мою, вы печальны? Напрасно. Испытав счастья, почему не перенести несчастья? Что значит это несчастье в сравнении с грехами моими?»

«Воля Господня да будет!»

Наконец, Орда остановилась за Тереком, «на реке Совенец близ города Тетякова». Сегодня учёные спорят об этом месте, на которое претендуют одновременно Ингушетия, Северная Осетия и Дагестан.

Во время отлучки хана на охоту пленённому князю тайно передали, что есть возможность бежать, готовы лошади и проводники, а стража подкуплена. Но и в этой ситуации Михаил выше своей свободы и жизни ставит честь и жизнь подданных: «Во всю жизнь не бегал я от врагов, – отвечает он. – И если я один спасусь, а люди мои останутся в беде – какая мне слава? Нет. Воля Господня да будет!»

В день своей праведной смерти 5 декабря 1318 года, будто предчувствуя её, он просил священника отслужить литургию, на которой исповедался и причастился. Потом призвал своего старшего сына Константина, отправленного к хану как заложника ранее, и отдал ему распоряжения по управлению княжеством.

Убийство Михаила описано подробно в его житии, оно происходило средь бела дня на глазах у многих свидетелей. Князь, несмотря на то, что был закован в колоду, сопротивлялся, но толпа сбила его с ног, а один из русских изменников в окружении Юрия – некто Романец – вонзил под рёбра Михаилу кинжал и провернул его. Тут же в шатёр вломилась толпа черни, и начался грабёж остатков княжеского добра.

Тайные знаки Небес

Кажется, можно завершать рассказ о страдальческой кончине Тверского князя, но самое интересное и главное впереди.

Растерзанное тело долго лежало перед шатром, пока, наконец, его не укрыли плащом слуги Юрия. На другой день по его же распоряжению убитого повезли в Москву. Во время первого ночлега на берегу реки Авенежь на сторожей напал страх, и они, бросив свой скорбный груз, бежали. Некоторые из слуг князя утверждали, что видели над тем местом два светлых облака. Наутро тело было обнаружено лежащим на земле одетым в княжескую одежду, которой ранее не было на убитом.

Следующее чудо произошло в Маджарах, на реке Куме, в советское время ставшими печально известным Будённовском. Свидетели видели, как ночью с неба упал сноп света, очевидцев охватил трепетный страх: многие понимали, что это знамение свыше, прославляющее невинно убиенного князя. Позже именно на этом месте была построена часовня в его память, а затем открыт мужской монастырь. В советские годы монастырь закрыли, возведя на месте бывших построек больничный комплекс. Тот самый, который летом 1995-го захватили террористы.

В Москве Михаила тайно похоронили в одном из монастырей Кремля. А в Твери о судьбе князя долго ничего не знали. Лишь в июне 1319 года, когда Юрий прибыл во Владимир с ярлыком на великое княжение, вдова Михаила – княгиня Анна и дети узнали обо всём и просили отдать им тело. Добро они получили не сразу, а лишь тогда, когда сын Михаила князь Александр обещал не мстить за смерть отца. Тело страдальца было перенесено в Тверь и торжественно перезахоронено в построенном им же Спасском соборе.

В XVII веке Михаил Тверской был канонизирован в лике святых Собором Русской Православной Церкви.

В 1936 году собор был взорван, серебряная рака – гробница вместе с почивавшими в ней останками святого, ставшими теперь мощами, без следа исчезла. Но князь Михаил, несмотря на это святотатство, ещё раз послужил родной земле, придя на помощь в самый трудный момент. Именно 5 декабря 1941 года – в день его памяти – в решительное контрнаступление под Москвой первыми перешли войска Калининского фронта.

На сегодняшний день мощи святого князя не обнаружены, но есть несколько частиц, бережно сохранённых Церковью. В Твери они находятся в храме его имени в месте слияния Тьмаки и Волги, где во времена Михаила Ярославича проходила граница укреплений тверского кремля. Другая частица бережно хранится в «солдатском» храме Петра и Павла в Лефортово.

Может быть, стоит одну из них передать в строящийся в парке «Патриот» главный воинский храм России? Для того, чтобы наши воины могли не только молиться ещё одному небесному покровителю и заступнику Руси, но поклониться и приложиться к его святым мощам, получив от них силу для духовной брани в победе над собой. Ведь, как учил Суворов, не победив в себе страсти, ведущие к смерти, невозможно одолеть врага.

Если защитники Отечества будут знать и помнить, что Россия – не только Родина героев, но и многих святых, это даст им духовное превосходство над противником и законное право считаться наследниками Святой Руси, равной которой нет во всём мире.

Роман Алексеевич АЛЕКСЕЕВ