Беседа нашего постоянного автора, архимандрита Варсонофия (ПОДЫМЫ), с Ириной Порфирьевной Свешниковой – правнучкой видного государственного и общественного деятеля Обь-Иртышского севера Пирожникова Григория Александровича (1869–1963)
Мы беседуем с наследницей сургутского уездного исправника у неё дома в старой Ялте, рассматривая выставку, посвящённую её прадеду. Называется она «Свет памяти». Выставку подготовили Ирина Порфирьевна и внучки Григория Александровича – Елена Константиновна и Наталия Николаевна Дроздова. Ирина Порфирьевна – активный член собрания потомков дворян Крыма, у которого я имею честь быть духовником.
– Ирина Порфирьевна, почему вы решили оформить выставку в честь вашего прадеда именно сейчас? И чем так знаменит ваш предок – простой царский чиновник, что в честь него в Сургуте, в Югре, в Ханты-Мансийском автономном округе назвали библиотеку?
– Григорий Александрович родился 150 лет назад, 4 августа. Он был официальным представителем Российской империи в Сургутском уезде с 1903 по 1917 годы. «Исправник, просветитель, краевед» – так называют его в Сургуте. Он внёс большой вклад в открытие первой библиотеки в этом уезде, который охватывал огромную территорию в нынешнем округе и части Томской области. Это был деловой человек, проявляющий заботу о населении уезда, развивающий этот северный уголок России, пекущийся об интересах державы. На север он попросился сам ещё в начале 1891 года. Не знаю, как на это отреагировала его супруга Ефросиния, но она всегда и во всём поддерживала мужа. У них было 12 детей (до взрослого возраста дожили пятеро).
– Сейчас Сургут занимает почётное третье место по уровню зарплаты после Москвы и Санкт-Петербурга...
– Здесь и дедова заслуга. Трудно переоценить его деятельность по развитию торговли и промыслов, науки и образования.
– Науки и образования? Я слышал, что Григорий Александрович был выдающимся краеведом. А ещё?
– Он имел постоянную связь с учебными и научными учреждениями Тобольска, Томска, Омска, Архангельска и даже Парижа. Некогда он поддержал французского гео-
графа и путешественника Поля Лабе, за что Парижское географическое общество прислало благодарственное письмо. Его Франция и орденом наградить собиралась, но представление затерялось где-то в канцеляриях.
– Как у Григория Александровича складывались отношения с коренными жителями уезда?
– За казённый счёт он открыл школу для хантов. Договаривался с торговцами, чтобы те одевали детей «инородцев», организовывал их питание. Он вообще способствовал оседанию в крае кочевников, восприятию ими русского образа жизни.
– А как была открыта первая библиотека в этом крае?
– Григорий Александрович вначале организовал чайную и читальню при ней в созданном им Обществе народной трезвости, которая потом выросла в прекрасную библиотеку. Он настоял на открытии казначейства (банка) в Сургуте, настойчиво добивался открытия телеграфа, который начал работу в 1913 году. Лично собирал пожертвования для раненых в Русско-японской войне 1904–1905 гг. Он, по сути, начал работу первого музея в уезде, лично собирая экспонаты для выставки 1911 года в Омске. Благодаря ему мы многое знаем о быте народов ханты в начале ХХ века. Трудно перечислить все добрые дела моего прадеда для Югры.
– Как сложилась его судьба после переворота 1917 года?
– Сначала новые власти использовали его авторитет и деловые качества. В 1919 году он занимал должность агента министерства снабжения и продовольствия Сибирского временного правительства.
– Выгодная должность в столь тяжёлое время…
– Да что вы! Младшая дочь Григория Александровича Мария Юмина вспоминала, что жили они только на одной рыбе. Отец продовольствием заведовал, а в доме ни грамма муки не было.
До прихода красных у него была возможность эмигрировать, но он наотрез отказался: «Я не преступник. Не побегу!» Не мог жить без России. В 1920 году семья переехала в Тюмень. В 1922–1924 гг. дед ещё занимал скромные должности делопроизводителя, но и оттуда большевики уволили его с волчьим билетом, припомнив ему прошлое царского чиновника и дворянство по должности. До своей смерти в 96 лет в Екатеринбурге он так нигде не смог устроиться на работу. А ведь раньше его заслуги были отмечены орденом св. Станислава 3-й и 2-й степени, орденом св. Анны 3-й степени, другими высокими наградами...
Продолжая беседу с Ириной Порфирьевной, я внимательно рассматриваю старинные фотографии Пирожниковых, личные вещи Григория Александровича – маленький будильник, его огромный карандаш, лукошко из бересты, какие только на севере делают. Всё веет духом настоящего сына России. Говорю Ирине:
– Господин Пирожников – это соль земли России. Побольше бы таких сынов в нашем Русском доме.
– Дай-то Бог... Родился прадед в архиерейском селе Усть-Ница в 250 километрах от Алапаевска. Начинал службу и женился в Берёзове, учился в Тобольске, окончил свои дни в Екатеринбурге. Это знаковые места для российской истории. Такие люди и есть хранители земли русской, сердца Евразии. Поэтому со временем светлая память о них не убывает, а крепнет.
Архимандрит
Варсонофий (ПОДЫМА)
Республика Крым