Священник Федор Конюхов - «А почему надо успокаиваться?!»

Отец Федор КОНЮХОВ расширяет пределы человеческих возможностей. Он совершил пять кругосветок по воде и одну по воздуху, покорил семь самых высоких вершин мира, а недавно вернулся из одиночного перехода через Южный океан, который он совершил на вёсельной лодке «Акрос» за 154 дня. Мы встретились со знаменитым путешественником, и он поделился впечатлениями о своём походе.

– Отец Федор, как появилась идея пойти в одиночку через Южный океан? Почему именно этот маршрут?

– Это была моя мечта. Но решиться на подобный проект можно было только в таком возрасте, как сейчас. К 67 годам у меня уже было пять кругосветок. После перехода из Чили в Австралию я понимал: в океанской гребле мне ничего больше не интересно. Только Южный океан. До этого в мире было четыре попытки пересечь его, но все они потерпели неудачу. Поэтому раньше идти в Южный океан я не имел морального права. Это как человек, который никуда не ходил, решил вдруг покорить Эверест – такая авантюра может плохо закончиться. Надо всё-таки дорасти: Килиманджаро, Эльбрус, Аконкагуа и только потом Эверест. Так и с Южным океаном.

– Понятно, что за плечами у вас большой опыт и много походов, но это путешествие довольно масштабное. Ежедневный риск, один на один со стихией, 154 дня вокруг только вода и ни единой души. Вам было страшно?

– Как говорил известный японский путешественник Наоми Уэмура: «Из каждой экспедиции можно вернуться, если её хорошо подготовить». В этом и была как раз наша задача, в том числе и всей моей команды: подготовить лодку, всё оборудование, проработать маршрут, продумать каждую мелочь. В этом походе можно было погибнуть каждый день. Он сложный тем, что долгий. Когда ты идёшь на Эверест, знаешь, что штурм продлится 3-4 дня. Когда летишь вокруг света на воздушном шаре – понимаешь, что рисковать придётся две недели. А в этот раз было почти 6 месяцев риска. Ежедневного. И вот такое долгое пребывание в постоянном тонусе – психологически тяжело. Ты должен быть всегда собран и контролировать ситуацию. Чуть расслабился, пропустил волну, лодка перевернулась – и всё... Поэтому находиться 154 дня в океане без права на ошибку очень сложно. Это было серьёзное моральное и физическое испытание.

– Что ещё было самым трудным в этом походе?

– В океане нет голосов, только звуки. И это сильно давит. Я брал с собой аудиоплеер и постоянно что-то слушал. Ставил Высоцкого, Цоя, Талькова. Слушал любимые фильмы – «Любовь и голуби», «Служебный роман». Прокручивал их тысячу раз. Когда слушаешь людские голоса, немного успокаиваешься. Ещё трудно привыкнуть к отсутствию вертикальных линий. В океане только горизонт. Смотришь на него день, два, месяц... – и начинаешь уставать от этого. Большая проблема – отсутствие красок. Человеческому глазу нужны яркие цвета – красный, жёлтый, зелёный. А в океане нет ничего, только серый цвет: свинцово-серый океан, серое небо. Иногда они сливаются, и даже горизонта не видно. Такое ощущение, как будто ты в вакууме. Особенно когда спускается густой туман. Было тяжело…

– Не каждый даже самый опытный путешественник выдержит такие нагрузки. Физические – вам приходилось грести. Психологические – их, как вы рассказали, было предостаточно. Что помогало держаться в таких условиях и не сломаться?

– Вера. Я много молился. Знаете, на берегу так не молишься, как там. В храме ты находишься в защищённом месте, вокруг кирпичные стены, рядом люди. А когда ты посреди океана, в лодке с толщиной борта меньше сантиметра, под тобой глубина 5 км, а волны лупят со всей силы – без веры не обойтись. Кто-то рассчитывает только на себя, кто-то на технику. И хотя у меня большой опыт в преодолении трудностей, я надеюсь на Божью помощь.

– Лодка «Акрос» достаточно компактная, много всего не загрузишь. Чем вы питались в длительном походе? Что из себя представляла ваша еда?

– Холодильника на борту нет, поэтому у меня был сухой паёк. Печенье, шоколад и специальное питание в пакетах для экстремальных ситуаций – это такой калорийный порошок, который заливается кипятком. Мне нужно было съедать по 5–6 пакетов в день из расчёта порядка 5000 калорий в день. Среднестатистический человек в день потребляет 2000 калорий, в экстремальных условиях нужно в два раза больше. На холоде, при физической работе все калории быстро сжигаются. Но я столько не съедал. За время этого похода я похудел на 10 кг. Были штормы, когда я не мог даже заварить себе еду: невозможно было сделать горячую воду – кастрюлька выпрыгивала из печки, можно было обвариться кипятком.

– А пресной водой тоже запаслись на весь поход?

– У меня был опреснитель морской воды. Он вырабатывает 30 литров в час. Но для его работы нужна хорошая погода. Во-первых, когда плохая погода и ветер, в опреснитель попадает воздух, и он «захлёбывается». Во-вторых, устройство работает от солнечных батарей. Поэтому в редкие солнечные дни я старался накачать воды с запасом, приготовить поесть, просушить одежду. С собой у меня было 150 литров питьевой воды – неприкосновенный запас на случай, если опреснитель выйдет из строя.

– Лекарства с собой брали на всякий случай?

– Лекарства брал, но, к счастью, они не пригодились. Были, конечно, какие-то небольшие травмы, порезы, ушибы. Я очень боялся разбить голову во время переворота лодки, так что специально носил лётный шлем. Практически не снимал, даже волосы под ним скатались. Он кожаный, с защитными вставками типа бамперов, поэтому хорошо защищает от ударов. Когда в шторм лодку бросает из стороны в сторону, можно пораниться. Ещё чреваты переломы: придётся прерывать путешествие. А сойти с дистанции потому, что сломал руку или ногу по неосторожности, было бы очень обидно. Я бы чувствовал, что подвёл всех, кто помогал мне в этом проекте.

– Что вас больше всего впечатлило в этом походе?

– Стало мало живности в океане. В 1990 году в своей первой кругосветке я шёл на яхте и каждый день встречал китов, дельфинов, видел много рыбы. Океан был заполнен. В этот раз шёл медленно на вёслах, всё время сидел у воды, мог рассмотреть всё что угодно. А особо рассматривать было нечего: океан пустынный. За 30 лет всё истребили. И это чудовищно! За 154 дня пару раз увидел китов, два раза дельфины подходили, кальмары всплывали. Но это не то количество, которое было даже пять лет назад.

– А акулы встречались? Как они реагировали на вашу лодку?

– Был интересный случай за неделю до мыса Горн. Как-то утром я пил кофе. Чувствую, кто-то толкнул лодку. Смотрю, а там двухметровая акула подошла. Днище лодки сильно обросло ракушками, бахрома получилась. Они сильно тормозили судно, но избавиться от них было невозможно. И вот эта акула решила объесть ракушки. Я её багром отгоняю, а она думает, что я с ней играю, и на бок заваливается, как большая собака. Потолкал её немного, она и ушла. Только завтрак мне испортила.

– Сложно возвращаться к жизни на суше? Как проходит адаптация?

– Ты выходишь на берег, а там всё по-другому, и надо перестраиваться. Переход с экспедиционного питания на нормальную еду – проблема небольшая. Даже то, что у тебя перед глазами теперь ничего не качается, и к этому быстро привыкаешь. А вот то, что ты наконец можешь расслабиться и провалиться в сон, не контролируя силу ветра и то, как волна подняла лодку, потом опустила и снова подняла, – это осознать сложно. Ты спишь, а организм на подсознательном уровне продолжает контролировать обстановку вокруг. По сути, такой волчий сон получается. Переключиться на нормальный образ жизни было достаточно сложно. Почти месяц ушёл на то, чтобы я втянулся в ритм в океане. Обратный выход на сушу занял столько же.

– Что заставляет вас двигаться вперёд – покорять новые точки, строить новые маршруты? Можно уже успокоиться и почивать на лаврах: у вас столько регалий, вас знает весь мир. Что вами движет?

– А почему надо успокаиваться?! Ну и что, что мне 67 лет. И в 77 надо шевелиться. Не понимаю, почему многие люди выходят на пенсию – и сразу на диван с пивом, к телевизору. Неужели жизнь закончилась? Наоборот, для меня сейчас самое интересное время, когда есть имя, опыт. Да, может, силы не такие, как у 40-летнего, но я в отличной физической форме, у меня столько энергии. И у меня есть мечты. У человека обязательно должна быть мечта! Если ты говоришь: хочу подняться на Эверест, но не получается – дорого, сложно, здоровья не хватает, так ты хотя бы читай литературу про Эверест, про первых восходителей читай, метеорологию каждый год изучай, какие там ветра дуют. В конце концов, кровать разверни в сторону Эвереста и спи в этом направлении. И это уже будет движение к мечте. И пусть кто-то посмеётся и скажет: «Да он никогда не поднимется», – неважно, главное, у тебя есть цель и ты что-то делаешь.

– А какие мечты есть у вас?

– Я хочу облететь вокруг света на энергии солнца. Но понадобится пара лет, чтобы построить самолёт на солнечных батареях. Надеюсь, что получится, и к 70 годам я осуществлю свою мечту. А там – новые цели!

Соб. инф.


Новая книга отца      
Федора Конюхова 
«Там, где видно Бога» – 
настоящий подарок всем, 
кто интересуется 
путешествиями 
на грани возможного 
с точки зрения 
их христианского осмысления.

Книга состоит из рассказов отца Федора о святынях Эфиопии, о встрече с пиратами, чудесной Божьей помощи и о чуде спасения во время кругосветного перехода на яхте и полёте на воздушном шаре. В книге использованы дневниковые записи разных лет и около пятидесяти картин и икон, написанных автором книги в разные годы.
Эта книга даёт понять, сколь невероятно много может сделать один человек в любой сфере жизни, если он вооружён верой, волей и вдохновением. Книга рекомендована к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.

Книгу можно приобрести в книжном магазине 
«Русского Дома» по адресу: 
г. Москва, Малый Кисельный пер., д. 4 корп. 1.
 Тел.: 8-495-621-35-02