19 октября 1939 года, 80 лет назад, родился Вячеслав Михайлович КЛЫКОВ
Вячеслав Михайлович Клыков – народный художник России, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина, лауреат Государственной премии СССР, Золотой медали Академии художеств, Гран-при международной выставки скульптуры в Любляне. Президент Международного фонда славянской письменности и культуры, глава Всероссийского соборного движения, глава Курского землячества в Москве, генерал-полковник Союза казачьих войск России и Зарубежья.
Как быстро время переворачивает страницы жизни. Но каждая страница неповторима. И остаются воспоминания.
Открытие памятника преподобному Сергию Радонежскому в 1988 году стало поистине праздником для тысяч людей, которые приехали в древний Радонеж в прекрасный летний праздник, Троицын день. В тот день Россия поднялась в духе, и пришла надежда на национальное возрождение. Пришла с запахом скошенной травы, с колокольным звоном, с единением всех людей в добре, любви и светлой радости. Это был день победы над воинствующим атеизмом и безбожием. И центром этой победы стал памятник Сергию Радонежскому. Автор этого памятника и этого народного праздника – скульптор Вячеслав Михайлович Клыков.
Личность Сергия Радонежского, игумена Земли Русской, была очень близка Клыкову. И образ его родился, как вспоминал сам скульптор, почти сразу. Суровая архаика внешних очертаний монумента напоминает ранние работы скульптора – перед нами как бы исторический Сергий, отдалённый от нас глубиной веков. Поэтому черты его лица не видны, размыты. На лоне Сергия помещено изображение юного отрока Варфоломея – души Сергия, с детских лет сохранявшего свою чистоту. В руках у отрока икона Троицы – то зерно, откуда вырастает и питается весь мир, видимый и невидимый. Вся смысловая энергия памятника волнами расходится из этого маленького круга. Преподобный Сергий видел в Троице призыв к единству мира и Земли Русской, чтобы «постоянным взиранием» на образ таинственного триединства «побеждать страх перед ненавистной разделённостью мира». Тема единения Земли Русской, русских людей, победы над силами зла стала путеводной нитью всего творчества Вячеслава Михайловича Клыкова, великого скульптора и человека.
«Мы имеем уникальную в мире триединую природу: великороссы, малороссы и белороссы. Суть этого единства подобна высокому духовному ряду: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух!
Смотрите, как всё выстраивается! Наша исконная государственность – как образ и подобие Святой Троицы: Православие, самодержавие, народность!
И народ наш русский – в триединстве своём – народ-государственник. Он – основа русской и российской государственности.
Наша беда, что сегодня мы разъединены и разобщены. Мы должны осознать свою силу. Наша сила в правоте и единстве. Вместе мы богаче любого олигарха и всех их капиталов в совокупности.
И прежде всего это должен осознать каждый русский человек.
Правда за нами, за Россией правда!
Она победит, и мы победим вместе с ней!»
Так писал Вячеслав Михайлович Клыков, автор более чем двухсот памятников и поклонных крестов.
Велика заслуга скульптора в том, что он всё время звонил в колокол, будил историческую память народа, стремясь своим талантом вернуть Россию к её истокам, напоить её той живой водой, которая заключается в трёх словах – Православие, самодержавие, народность. В этой историософской триаде видел он путь исцеления больной страны и нёс свой поистине подвижнический подвиг колоссального труда.
«Для каждой творческой работы – я имею в виду деятельность художников разных направлений: писателей, музыкантов, скульпторов и т. д. – необходим побудительный мотив. Для меня этот мотив – моё уважительное отношение к русской истории. Я люблю нашу историю, люблю Россию, русский народ, я сам русский человек. Всё, что связано с нашей Родиной, для меня близко, дорого, я переживаю её судьбу, как свою личную… Вы знаете, как легче всего выйти из болота – по вешкам, оставленным для тебя добрыми людьми. Так и я ставлю на пути россиян образы великих предков – чтоб не сбили их с истинного пути мутные соблазны нашего времени».
Не случайно обращение скульптора к ключевым фигурам русской истории – княгине Ольге, равноапостольным Кириллу и Мефодию, крестителю Руси князю Владимиру, преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому, инокам-воинам Пересвету и Ослябе, великой княгине Елизавете Феодоровне, протопопу Аввакуму, Дмитрию Донскому, Илье Муромцу, государю императору Николаю II, Петру Аркадьевичу Столыпину, адмиралу Колчаку, а ещё и великим писателям, поэтам, музыкантам…
Любить Бога, хранить веру православную завещали нам славянские первоучители равноапостольные Кирилл и Мефодий. Открытие памятника им 24 мая 1992 года стало для Москвы и всей России событием огромной духовной значимости. Впервые тогда День славянской письменности и культуры стал государственным. А в Москву впервые был привезён огонь, возжённый в Великую Субботу у Гроба Господня. И неугасимая лампада была поставлена в нишу в постаменте памятника.
Переворачиваю ещё одну памятную страницу – открытие, пожалуй, самого выстраданного скульптором произведения, Памятника Победы на Прохоровском поле. Более десяти лет шёл Клыков к его созданию. Думаю, ни одному другому современному скульптуру не удалось бы создать собирательный образ такой великой и страшной Победы. И вновь Вячеслав Михайлович обратился к истокам.
Издревле на Руси в честь победы ставились храмы. Вот и на Прохоровском поле на пятидесятиметровую высоту взметнулась белоснежная свеча звонницы, увенчанная золотою державою, с вычеканенными на ней словами Писания: «Больше сия любве никто же имать, да кто души положить за други своя». А на державе – фигура Богоматери, распластавшей Свой Покров надо всей Россией, домом Пресвятой Богородицы. На створках же звонницы – каменная летопись великой Победы: двадцать четыре огромных многофигурных рельефа, насчитывающих до 130 образов.
Белокаменная звонница – это горящая золотым пламенем поминальная свеча, а разверстые на четыре стороны света торжественные врата – символ открытости и миротворческой миссии. Створки ворот образуют арки, в проёме которых висит колокол – знак исторической связи времён и вечного поминовения. И каждые двадцать минут бьёт он: первый звон – в память о героях Куликовской битвы; второй – в память о героях Бородина; третий – о героях битвы на Курской дуге. 3 мая 1995 года, в канун полувекового юбилея великой Победы, впервые поплыл над курской землёю этот торжественный поминальный гул…
«Эта звонница могла родиться только от Любви к этой прекрасной, многострадальной земле, к многострадальному русскому народу» – так говорил сам скульптор.
Тёмные силы хотят отобрать и эту великую Победу: сегодня уже пишут, будто бы и не было подвига на Прохоровском поле. Но звонит колокол, и живы ещё ветераны, и стоит звонница – символ великой Победы…
Вячеслав Михайлович Клыков был инициатором Конгресса славянских культур, Собора славянских народов Белоруссии, России и Украины, строительства храма Живоначальной Троицы на стыке трёх границ. Провидческим чутьём великого художника он предчувствовал те потрясения, которые придут уже в наши дни. И бил в колокол, говоря о сплочённости перед силами зла, разрывающими живое тело славянского единства.
Невозможно перечислить здесь всех начинаний, инициатором которых был Клыков. И остаётся только поражаться, когда он успевал работать. Днём к нему нескончаемым потоком шли люди, на работу оставались только ночи. И так изо дня в день, из года в год. Он горел как свеча. Это был поистине труд титана. Все, даже огромные многометровые произведения, Клыков лепил сам, чего не делает сейчас, пожалуй, ни один скульптор.
Уже 13 лет его нет с нами – великого творца и красивого русского человека, беззаветно любившего Россию. Он ушёл, чтобы остаться в шелесте берёз над своей могилой, в просторах полей и синеве небес родной курской земли, у стен Покровского храма, выстроенного им в родном селе, в сотнях памятников и поклонных крестов, поставленных им по всей Земле Русской и за её пределами. Казалось, что такие люди не должны уходить. А он ушёл. Ушёл как истинный христианин, причастившись, исповедавшись, светло улыбнувшись в последний миг своей жизни Тому, Кто пришёл за ним…
На отпевание в Сретенский монастырь люди шли нескончаемым потоком. Духовенство, военные, казачество, депутаты, художники, поэты, писатели, члены патриотических организаций, спортсмены… Клыков умел объединять всех.
Уже после его ухода, на сороковой день, на древней белгородской земле состоялось открытие одного из самых прекрасных творений мастера – памятника как завещания всем нам, кто остался жить.
Высоко поднялся могучий конь под всадником, киевским князем Святославом, за всю свою жизнь не проигравшим ни одной битвы, победившим грозный Хазарский каганат. Изображён Святослав поражающим своим копьём врага. Поставлен этот памятник в Свято-Троицком Холковском монастыре, на высокой меловой горе – выше только храмы и небо, в котором в день открытия стояла радуга. Какой прекрасный аккорд прекрасной жизни…
Ещё один памятник Святославу был поставлен на острове Хортица в Запорожье. Могучий воин протягивает нам свой меч. «Возьмите меч мой» – написано на постаменте.
Пусть многое из того, что завещал нам Вячеслав Михайлович Клыков, не удалось воплотить в жизнь. Но, быть может, меч, переданный Клыковым, сегодня у защитников Малороссии, у тех, кто защищает свою веру и свои храмы на Украине, а может, несут его миллионы людей в Бессмертном полку, а может, он в Крыму и в героическом Севастополе, навсегда вернувшихся в родную гавань.
И род Клыковых не прервался. У него прекрасные дети, и растут внуки. Хочется верить, что и они станут такими же гражданами своего Отечества, каким был их великий дед. 19 октября 2019 года ему исполнилось бы 80 лет.
«Не будьте теплохладными, – говорил Вячеслав Михайлович, – ничего не бойтесь, идите и побеждайте зло в себе и в мире». Победил ли Клыков в этой борьбе – решать Всевышнему. Но я думаю, что каждый поставленный им памятник – это есть победа. И не случайно последним памятником, установленным при его жизни, стал памятник Георгию Победоносцу.
Надежда Владимировна Дмитриева