14 октября – Покров Пресвятой Богородицы
Покров Божией Матери – праздник, который почитается в русском православном народе почти как двунадесятый, как то, что имеет решающее значение для нашего спасения. Потому что тайна, открываемая этим праздником, – тайна Креста Христова.
Когда кажется, что зло торжествует, что побеждён Господь наш Иисус Христос, а с Ним и всё человечество – все люди, которые надеются на Бога, на правду, на истину, – тогда Божия Матерь, имея этот дар – быть Матерью всего рода человеческого, встаёт на молитву за всех, кому суждено пережить это поражение в жизни. И Покров Божией Матери – светоносный, благодатный, пасхальный, сотканный из света победы Христовой над злом и над смертью, – простирается над миром.
Праздник Покрова Божией Матери Русская Православная Церковь совершает в день земного поражения наших предков. Это самое удивительное, самое прекрасное, что в нём есть. Много чудес совершается в Церкви, много знамений всегда было от Божией Матери. И этот праздник не остался в памяти других православных Церквей, в том числе и Византийской. А русский народ, приняв крещение, уверовав в Господа, полюбив Божию Матерь, узнав главную тайну нашего спасения Крестом Христовым и Её заступничеством, избрал этот праздник в ряду самых главных своих торжеств. Для нас здесь большое утешение, потому что, если есть такое сознание хотя бы в части нашего народа, значит, ничего не потеряно и незачем унывать. Любое поражение, когда за ним открывается истинная жизнь, благодать Божия, – самая великая победа. Весь путь Русской Православной Церкви – крестный, скорбный – пророчески предопределяется этим событием.
Сегодня мы не можем не вспомнить, что чудо Покрова Пресвятой Богородицы было явлено блаженному Андрею, Христа ради юродивому. Когда-то попав в плен, он воспитывался в одной семье и с детства проявил необыкновенные дарования, способность к разным наукам. Прекрасно усвоив всякую премудрость, он вдруг всё оставляет, когда открывается ему благодать Божия, свет истинной жизни, и избирает подвиг юродства. Предпочитает стать глупым, ничего не понимающим, ничего не различающим в этом мире, ищущем мудрости и хвалящемся ею больше всего. Каждый человек больше всего гордится своим умом, и обиднее всего для любого человека услышать, что он глупый. А блаженный Андрей совлекается самого высшего дара – драгоценного дара, данного человеку Богом для того, чтобы можно было всё земное постигать, но не ограничиваться этим знанием, а устремляться к высшему. Но для этого каждый человек рано или поздно, каждый в своей мере и степени, должен приобщиться подвигу, который совершил святой Андрей, Христа ради юродивый. Совлечься своего ума, своего разумения, стать никем и ничем, потому что перед тем, что открывает Господь, это действительно так. И за это смирение получить от Господа высший дар разумения Христова.
В этот день Церковь одновременно совершает память преподобного Романа Сладкопевца. О нём обычно не упоминают, потому что всё покрывает Богородичный свет. Но тем не менее мы поставим этого святого рядом со святым Андреем, Христа ради юродивым. Из его жития знаем, что он подвизался в монастыре и нёс послушание чтеца, которое ему давалось с трудом. Однажды во время праздничного богослужения на Рождество Христово, когда должно быть особенно торжественное чтение, он запутался и плохо что-то прочитал. Все смеялись над ним. Он в горе пришёл к себе и молился. Ночью ему было видение Божией Матери.
Она протянула свиток и сказала: «Роман, съешь этот свиток, и ты сможешь славить Господа и Меня, и всех святых». Наутро он взошёл на амвон – и уста его отверзлись. Он воспел эти знаменитые слова: «Дева днесь Пресущественного рождает, и земля вертеп Неприступному приносит». Мы сегодня слышали почти те же самые слова: «Дева днесь предстоит в церкви». Русская Церковь каким-то чутьём или вполне сознательно составила подобное песнопение с тем же самым распевом, чтобы соединить с сегодняшним праздником подвиг истинного смирения и подлинной молитвы этого ничего не умеющего человека, который считал себя хуже других во всех отношениях. Чтобы показать, как Господь и Божия Матерь всегда взирают на смирение и дают самое дивное богатство.
Русская Церковь всегда находилась под особым покровом Божией Матери, и в честь Покрова Пресвятой Богородицы было построено множество храмов. В Москве есть Покровский монастырь, всем известный храм Покрова на Рву на Красной площади, чаще называемый «храм Василия Блаженного». В Марфо-Мариинской обители тоже есть Покровский храм. Все эти храмы связаны со святыми, явившими подвиг непостижимого смирения, непереносимого обычными человеческими силами. В Покровском монастыре находятся мощи святой праведной Матроны, которой Господь дал великие скорби. Она – слепорождённая, всю жизнь во тьме жила и, проходя через эту тьму, смиряясь предельным образом, узнавала свет Христов. Ей открылся этот свет, и в нём – жизнь других людей, любовь Христова и сострадание ко всем людям. Почему многие так почитают Матронушку? Только потому, что Божия Матерь – Та, Которая больше всех узнала, что такое скорбь и что такое смирение у Креста Своего Божественного Сына, – призрела на её скорбь и на её смирение. Точно так же, как, может быть, разбойник благоразумный увидел рядом с собой Спасителя, благодаря молитве за него Божией Матери.
Как-то одна женщина на исповеди рассказала, какое у неё было искушение. Она не могла прикладываться к иконе, изображавшей святую праведную Матрону, так как испытывала чувство неприязни из-за её слепоты. И Господь попустил ей пережить тяжкую оставленность, уныние и отчаяние. Начались всякие бесовские страхования. Тогда эта женщина по совету своего супруга взяла икону блаженной Матроны и приложила к своему изголовью. Внезапно сердца её коснулся глубокий покой, и всё наполнилось светом. Она сказала: «Не электрическим светом, не солнечным, – желая точно обозначить, что с ней произошло, – но именно светом».
Подвиг юродства взял на себя Василий Блаженный, когда он отказался от всего, чем хвалится человек, что ищет на этой земле. «Люта зима, но сладок рай», – повторял он, ходя нагой и босой среди зимней Москвы и свидетельствуя, что рай действительно сладок.
А в Марфо-Мариинской обители подвизался преподобноисповедник Сергий (Сребрянский) – духовник преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Вся жизнь его была под покровом Божией Матери. Начал служить, сразу после рукоположения, в храме Покрова города Орла. Когда был призван великой княгиней Елизаветой в Марфо-Мариинскую оби-тель, то снова оказался в Покровском храме. А закончил своё земное служение в храме Покрова села Владычня, куда был выслан после долгого пребывания в концлагере. Божия Матерь во всём, даже во внешнем, показала, как Она близка ему.
Под покровом Божией Матери была жизнь всех сестёр Марфо-Мариинской обители, многие из которых сейчас вошли в сонм новых мучеников и исповедников Церкви Русской. В материалах этой обители есть описание матушки Любови, как накануне праздника Покрова явилась ей Божия Матерь и сказала: «Если не покаетесь, строго накажу». Это Она кому говорит? Людям, которые, от всего отказавшись, избрали путь святости, путь Креста Христова. Но глубина покаяния неизмерима – это отречение от всего греховного до конца и приобщение такому смирению, какое было у юродивых. Чтобы Крест Христов мог коснуться нашей жизни, чтобы открылся через это светоносный Покров Божией Матери. И для нас великое благо, что посещает нас Господь такими скорбями.
Святитель Филарет, митрополит Московский, говорит, что мы спасаемся не многой учёностью, не многим временем. Хотя необходима учёность, необходимо постижение сокровищ премудрости, – но именно сокровенных, – и требуется много времени, для того чтобы мы восходили к подлинному пониманию глубин жизни. И не многими трудами, хотя труды у нас должны быть постоянными, каждодневными для стяжания самого главного. Но спасаемся мы, говорит он, напоминая слово Божие, многими скорбями. И можно добавить: многим заступничеством Божией Матери. Потому что где самая великая скорбь – там Она ближе всего, там Крест Христов, там тайна Воплощения Божия. Ради этого пришёл Господь в наш скорбный мир.
Помня об этом, будем трезво оценивать всё происходящее с нами. Будем понимать, что мы достойное по делам нашим приемлем. Что великое множество беззаконий, которые совершаются в мире, уже переполнило чашу долготерпения Божия. Если бы не молитва Божией Матери, давно бы уже наступил конец мира. Но ради того, чтобы продлилось время на покаяние, для обращения многих, Господь, Долготерпеливый и Многомилостивый, ждёт нашего обращения.
Будем помнить о той молитве, которую совершала Божия Матерь, преклоняя колена на церковном амвоне. Она плакала не только о той беде, которая надвигалась на Византийскую Церковь, провидя, что скоро будет почти полное её крушение. Она плакала о грехах людей, которые молились, находясь в церкви, но которые не имели решимости вступить по-настоящему на путь Христов. Потому-то и было Её предупреждение сёстрам Марфо-Мариинской обители, прежде чем наступил для них час огненного испытания.
Будем помнить, что Матерь Божия плачет и сегодня. Есть о чём Ей плакать. Она, находясь в славе, одновременно плачет о всех нас. Как Господь – Он всё победил, но одновременно наготует и страждет. Церковь показывает нам предельную обращённость этой тайны спасения ко всем нам. Матерь Божия больше всего плачет не просто о наших прегрешениях, которых нам не избежать, потому что нет человека, который жил бы и не согрешал, не просто о тех грехах, в которых мы приносим каждодневное покаяние на исповеди. Хотя и здесь пусть каждый задумается о тех Её словах: «Если не покаетесь, накажу!» Но Она больше плачет о другом – о том, что надвигается на землю, если не будет покаяния, если люди не вразумятся. Зверь уже готов выйти из бездны, и тогда такие страдания явятся в мире, каких не было доселе. И если бы не Господь, не Его долготерпение, не заступничество Божией Матери, не спаслась бы никакая плоть, говорит нам слово Божие. Зло на наших глазах стремительно разрастается, но когда мы не одними устами, а всей своей жизнью прибегаем под Покров Божией Матери и молимся: «Покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором», – совершается дивное.
Сегодня, мы знаем, многие иконы мироточат, а иные плачут. Иконы Божией Матери тоже плачут. Её слёзы, незримые для нас, становятся зримыми для того, чтобы мы знали, как близка Она к нам и как мы должны благодарить за Её благодатный спасительный Покров над нами и над всем миром.
Протоиерей Александр Шаргунов