Протоиерей Александр Шаргунов - О сегодняшнем распинании Христа

 

 

27 сентября – Воздвижение Креста Господня

 

Сегодня великий праздник – Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Величайшее торжество нашей Церкви, почти как Пасха. Поклонение Кресту – это Пасха. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». И как на Утрени Великой Пятницы, мы слышим за литургией Евангелие о Страданиях Христовых – о событиях, которые являются решающими для всех людей. Мы снова видим, как собирается вечером синедрион, состоящий из первосвященников, книжников и фарисеев, чтобы принять ответственное решение. И прежде захода солнца они выносят смертный приговор Христу (Мф. 26, 3–5). Однако они знают, что такой приговор не может быть исполнен без санкции римского прокуратора – правителя, под властью которого находилась тогда Иудея. Толпы народа, распалённые злобою и ненавистью, приходят рано на рассвете к Понтию Пилату и требуют смерти для Христа.

Пилат понимает, что Христос совершенно невиновен. И он боится взять на себя страшную ответственность – стать виновным в убиении невинного человека. Он выходит к народу и говорит ему о невиновности Христа. Что же народ? С ещё большей злобой он требует смертного приговора для Христа. И тогда Пилат приговаривает Христа к бичеванию, в надежде, что ему удастся вызвать сострадание у людей. Это было страшное наказание, когда осуждённого обнажённым привязывали к столбу и били плетьми с металлическими шариками на конце. После первых же ударов всё тело истязаемого разрывалось в клочья, кровь текла ручьями. Многие, подвергшись этому наказанию, не могли вынести его и умирали. Такому бичеванию подвергают Спасителя.

После этого Пилат отдаёт Христа воинам, чтобы они мог-ли вволю поиздеваться над Ним. Они делают венец из терния и возлагают Ему на голову, а затем облекают в багряницу, то есть в красную пышную одежду наподобие той, которую носят цари. И глумятся над Ним, кланяясь Ему и говоря: «Радуйся, Царь Иудейский» (Ин. 19, 3). Этого поруганного, осмеянного, избитого Христа выводит Пилат к народу и говорит: «Се, Человек» (Ин. 19, 5). Наверное, самые ожесточённые сердца должны были бы дрогнуть при виде того, что представлял собою этот Человек. Однако иудеи, как мы слышим в церковном песнопении в Великую Пятницу, как дикие звери при виде крови, становятся ещё более свирепыми. И кричат: «Распни, распни Его» (Ин. 19, 6).

Мы видим, что Пилат испугался, услышав обвинение в том, что он не друг кесарю. Он испугался, что его обвинят в недостатке твёрдости, и он лишится власти. Он должен бы был проявить твёрдость, предпочитая лишиться не только власти, но и жизни своей, – только бы не стать участником преступления, которое зависело от его решения. Преступления, какого ещё никогда не было и не будет в истории человечества. Но он испугался, и предал Христа на распятие.

Мы знаем, что в течение уже двадцати веков после Крестной смерти Спасителя, после Его страданий за нас, продолжается гонение на Христа. Особенно в начале рождения Церкви Христовой и в конце её пути. Разумеется, Христос воскресший, в вечной славе пребывающий, Победитель ада и смерти, всё содержащий в Своей деснице, не претерпевает никаких страданий. Это глумление, которое мир, вдохновляемый диаволом, совершает над Самим Христом, эти страдания принимают те, кто является нелицемерными Его последователями. Неужели мы сомневаемся, что большинство наших современников поступили бы со Христом иначе, чем те, кто жил в те времена? Разве не на наших глазах было самое жесточайшее гонение на Церковь Христову, и судя по тому, что происходит, готовится горшее?

Воистину уже атмосфера ненависти к человеку – как у самого диавола, человеконенавистника. И больше всего ненависть к Самому Христу, к Тому Человеку, Который в полноте явил нам наше достоинство и наше призвание. Не только служители Церкви (естественно, имеющие немощи и недостатки человеческие) сегодня являются объектом насмешливого внимания средств массовой информации. Уже Сам Христос, Его жизнь, которая чище лучей чистейшего солнца, подвергается издевательству и оскорблениям со стороны ничтожных людей. Разве это не новый вид бичевания и глумления над Спасителем нашим?

Христа распинали на Голгофе, а теперь такие же люди распинают Его в своих театрах, в своих кино. Распинают Его в каждом доме с помощью телевизора, показывая кощунства.

Но Крест – это непобедимая победа, которая уже совершилась. И от того, как мы относимся к Кресту Христову, зависит не только то, что будет с нами на земле, но и в вечности. Пусть чада тьмы продолжают кричать: «Распни, распни Его!». Сегодня Церковь спрашивает нас: где христиане, которые любят Христа и готовы защитить Его от поругания? Где такое поклонение Кресту Христову, чтобы ад трепетал, и Пасха Христова приходила от этого поклонения на землю? Чьи уста – громче, чем все злобные крики «Распни, распни Его!» – поют сегодня с Церковью земной и небесной эту пасхальную песнь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим»?

Протоиерей Александр ШАРГУНОВ