Александр Бобров - Православный просветитель

 

16 сентября 2018 года, год назад, умер Николай Михайлович Коняев

Ровно год нет с нами замечательного писателя, постоянного автора «Русского Дома» Николая Михайловича Коняева… Почётный гражданин Подпорожского района Ленинградской области и Петровского округа Санкт-Петербурга родился 25 августа 1949 года в посёлке Вознесенье на берегу Онежского озера, а скончался 16 сентября 2018 года и погребён на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

лавное наследие писателя – его словесное творчество и созданный духовный мир. Более 50 книг издал этот неутомимый мастер прозы. Коняев вёл огромную общественную работу, был секретарём Союза писателей России, членом редсоветов журналов «Молодая гвардия», «Роман-журнал XXI век», «Проза», «Немига литературная», «Русское воскресение», «Родная Ладога», газеты «Литературный Петербург». А ещё был основателем и председателем Православного общества писателей Санкт-Петербурга.

Корреспондент газеты «Благовест» спросил его, зачем он так радеет об этом обществе? Коняев ответил с болью: «Несмотря на то, что в нашем городе возрождено очень много православных храмов (в этом отношении деятельность владыки Иоанна нельзя переоценить), всё же Санкт-Петербург за годы капитализма стал столицей российского сектантства. Каждый десятый иеговист живёт здесь, у нас очень развита сайентология. Даже среди христианских общественных организаций православные занимают далеко не первое место, их опередили организации протестантского толка. Уж не говоря о том, что есть сатанинские секты».

И ещё одна больная для него тема: отношения Петербурга и России. Он постоянно подчёркивал: «Принято считать, что город построили на пустом месте, помните, у Пушкина: “На берегу пустынных волн…”. Но если чуть шагнуть в сторону? В черте нынешнего города – Ижора, где святой князь Александр Невский впервые одержал победу над силами тогдашнего НАТО – разгромил “крестный поход” шведов. С другой стороны в ста километрах – город Старая Ладога, которой исполнилось 1250 лет, это самая первая русская столица. На север от города – Валаамский монастырь. А с другой стороны, получается: Петербург – как бы и не русский город, созданный на отвоёванной Петром у шведов земле, хотя вокруг вся земля освящена нашими святынями. Но такой миф о нерусском городе продолжает создаваться, его поддерживали и советские начальники, и, естественно, демократы. Собчак любил говорить, что существует петербургская национальность. Но больше половины жителей Петербурга, по статистике, считают себя русскими православными людьми. Большую часть жизни я провёл в Петербурге. Нет никакой петербургской национальности, которую пытаются нам навязать атеисты, те, в чьих руках пропаганда».

Николай Михайлович боролся с чуждой пропагандой, отстаивал русскость Петрограда-Ленинграда, величие нашей истории, светлую духовность русской литературы. Недаром общепризнанной удачей стали его повести «Путник на краю поля», «Ангел Родины», «Вологодская трагедия», посвящённые судьбе гениального русского лирика Николая Рубцова. Свой первый рассказ Николай Коняев опубликовал в 1974 году. С тех пор его произведения и книги переводились на английский, немецкий, французский, китайский, иранский и сербский языки.

Особо хотелось бы отметить жертвенное служение Николая Коняева Русской Православной Церкви, чьим верным чадом он был до самого конца. Достаточно вспомнить созданный им пантеон подвижников Валаамской оби-тели, честное описание эпохи времён преподобного Иринарха Затворника, непревзойдённое жизнеописание преподобного Александра Свирского, блаженной Ксении Петербургской… В течение четверти века Николай Михайлович активно участвовал в создании и работе Всемирного Русского Народного Собора, Всероссийских Иринарховских чтений, пользовался заслуженным авторитетом в среде православной интеллигенции, а его труды заслуженно отмечены наградами Русской Православной Церкви, Патриаршей литературной премией имени святых Кирилла и Мефодия.

Романы и повести Николая Михайловича Коняева были удостоены многих престижных премий: имени Василия Шукшина, Андрея Платонова, премии правительства Санкт-Петербурга. За книгу «Подлинная история Дома Романовых» ему была вручена премия имени Валентина Пикуля, за книгу «Апостольский колокол» отмечен Большой литературной премией России, премиями святого благоверного князя Александра Невского и многими другими.

Он автор полемической книги «Солженицын в обвале», созданной под впечатлением работы Александра Исаевича «Россия в обвале». По мнению Коняева, тогдашние попытки Солженицына дать рецепты переустройству России нуждались не столько в пристальном внимании, сколько в критическом осмыслении: «Его взгляды и оценки во многом пострадали от того, что были даны “издалека”...».

Мы виделись с ним в последний раз на 13-м Международном книжном салоне в Петербурге, где он представлял православный альманах, вёл круглый стол историков и писателей, был полон сил и новых замыслов. Коняев целиком отдавался творчеству и православному просвещению на Родине. Светлая память!

Александр Александрович 
БОБРОВ