Наталья Матейчик - Багрянородная художница из рода Романовых

Широкой публике неизвестно, что из царственного рода Романовых вышел один из самых ярких русских художников первой половины XX столетия – великая княгиня Ольга Александровна Романова.  Её картины находятся во многих музеях мира и частных коллекциях. 

С 2001 года в российских городах проходят выставки работ великой княгини, в 2018 году её акварели выставлялись в Третьяковской галерее.

Великая княжна Ольга Романова родилась в июне 1882 года. Она была младшим, багрянородным (т. е. рож-дённым от венценосных родителей во время их правления) и самым любимым ребёнком Александра III, а также родной сестрой будущего царя Николая II. Император Александр III с самого раннего детства брал Ольгу на прогулки в лес, где отец с дочкой раскладывали костёр, жарили на огне хлеб, запекали яблоки.

В маленькой княжне очень рано проявились способности к рисованию. Девочке разрешалось сидеть с красками и альбомом даже на уроках. Она рисовала с детства всё, что попадалось на глаза, – природу, цветы, людей, животных. Но ничего удивительного в этом не было: все Романовы всегда рисовали, для себя и друзей. К тому же рисование входило в традиционную систему воспитания детей наряду с изучением иностранных языков, музыки, географии, математики и других предметов. Но только Ольга стала, по сути, настоящей художницей. Видя пристрастие девочки к кистям и краскам, царь пригласил для занятий с дочерью известных педагогов-художников – Лемоха, Виноградова, Жуковского, Владимира Маковского. Став художницей, все средства от выставок своих картин Ольга Александровна отдавала семьям бедных художников…

Когда осенью 1888 года императорская семья, возвращаясь из Крыма, попала в железнодорожную катастрофу, и крыша разорванного вагона стала медленно опускаться на головы оказавшихся в кошмарной ловушке людей, император, спасая Ольгу от смерти, выбросил шестилетнего ребёнка в разбитое окно. Перепуганная малышка убежала прочь от криков и стонов – зарёванную маленькую княжну перехватил путевой рабочий почти в километре от места катастрофы и на руках принёс к искорёженному вагону. Благодарный император, успевший к тому времени вместе со всей семьёй выбраться из вагона и сходивший с ума из-за волнения за исчезнувшую Ольгу, подарил рабочему свои золотые карманные часы. Тогда императорская семья почти не пострадала: все отделались лишь лёгкими ушибами, но в катастрофе погибла всеобщая любимица – четырёхлетняя овчарка Камчатка. Маленькая княжна горько оплакивала собаку.

Начиная с семилетнего возраста, Александр III брал дочь с собой на верховые прогулки: в отличие от старшей сестры, Ольга очень любила верховую езду и прекрасно держалась в седле.

Во время смертельной болезни императора Ольга тайком носила отцу его любимое лакомство – мороженое, которое Александру III строго-настрого запретили врачи. Император рассудил, что коль он и так на пороге смерти, то незачем отказываться от последних радостей жизни. Ранняя смерть отца-императора стала для двенадцатилетней девочки огромным ударом.

Едва Ольге исполнилось восемнадцать лет, как в Петербург стали приезжать высокородные сиятельные претенденты на руку и сердце великой княжны. Не желая уезжать из России, девушка отказывала всем. Это вызвало недовольство властной матери-императрицы: Мария Фёдоровна хотела, чтобы младшая дочь побыстрее вышла замуж и порадовала её внуками.

В 1901 году, выполняя волю матери, великая княжна Ольга вышла замуж за его светлость герцога Ольденбургского. Венчание было торжественным и пышным, однако любовью в этом браке и не пахло. Его высочество Пётр Ольденбургский, как оказалось, был дюже охоч до мужчин. Молодая жена его не интересовала – его интересовали только её деньги и возможность безбедно и беззаботно жить за её счёт. Ну а Ольга... Великой княгине этот брак давал возможность остаться в любимой России и не уезжать за рубеж.

В роскошном особняке Ольги поселяются кисти, краски и мольберты: всё свободное время великая княгиня отдаёт рисованию. Пётр Ольденбургский абсолютно игнорирует молодую жену и даже не заглядывает к ней в спальню – по признанию самой Ольги, 
все шестнадцать лет брака она оставалась девственницей.

Спустя три года постылого союза судьба посылает великой княгине ещё одно испытание: она влюбляется, причём взаимно, в красивого, статного офицера Николая Куликовского. Теперь Ольге Александровне предстояло добиться развода, а это оказалось непростым делом.

Как вспоминала много лет спустя Ольга Александровна, она была близка к тому, чтобы стать невенчанной женой любимому человеку, и только глубокая религиозность и тревога за честь венценосной семьи удержали её от этого шага.

С началом войны и великая княгиня, и полковник Куликовский отбыли на фронт: он – в окопы, она – в госпиталь сестрой милосердия. В мае 1915 года княгиня Ольга была награждена Георгиевской медалью за личное мужество, проявленное при перевязке раненых под сильным огнём противника и их эвакуации с поля боя.

Тринадцать лет Ольга Александровна, пытаясь получить развод, писала прошения брату-императору. Николай II очень долго отказывал: развод родной сестры императора бросал тень на всю венценосную семью. Однако настойчивость великой княгини в конце концов увенчалась успехом: в сентябре 1916 года она смогла развестись с опостылевшим мужем.

Ольга Романова и Николай Куликовский обвенчались в ноябре 1916 года в небольшой киевской церкви. Это была очень скромная свадьба: из приглашённых присутствовали только мать-императрица, семья старшей сестры невесты – княгини Ксении и родители жениха.

После революции Ольга Александровна с супругом провели много месяцев под домашним арестом в Крыму. Однако и под арестом, когда каждый день мог окончиться расстрелом, краски, кисти и мольберт оставались постоянными спутниками великой княгини. В Крыму Ольга Александровна родила своего старшего сына, Тихона, и написала около пятидесяти картин.

Младший сын, Гурий, родился уже на Кавказе, где молодая чета, не желая покидать Россию, после отъезда всех родственников прожила около двух лет.

Однако красные наступали, и в 1920 году Ольге Александровне с мужем и детьми пришлось-таки бежать в Данию. Сначала они жили в роскошном дворце Амалиенборг, на берегу залива, вместе с матерью-императрицей. Но сразу после смерти старой императрицы Ольгу с семьёй просто выставили из дворца: датский король Кристиан с трудом терпел присутствие во дворце своей гордой тётушки, Марии Фёдоровны. Но её-то он не мог выгнать вон, а уж семью своей полунищей русской кузины он терпеть не собирался.

В 1928 году Куликовские купили на окраине Копенгагена маленький, очень скромный домик. Великая княгиня много времени проводила за мольбертом – Куликовские сильно нуждались в деньгах, и Ольга Александровна стала продавать свои работы.

Со временем суммы, получаемые великой княгиней за свои картины, стали настолько внушительными, что она стала помогать деньгами другим русским беженцам, а изумительные акварели Ольги Александровны разлетались по частным коллекциям. Многие семьи, оказавшиеся в изгнании без дома и денег, выжили только благодаря поддерж-ке великой княгини.

Весной 1948 года Советский Союз официально потребовал от Дании выдачи великой княгини, обвинив её в том, что она материально помогает «врагам народа» – нищим русским эмигрантам и их детям.

К великой чести Дании, эта страна сумела отказать всесильному СССР, но оставаться в Копенгагене становилось просто опасно: великую княгиню могли попросту выкрасть вездесущие агенты спецслужб. Семье Куликовских пришлось снова бежать – на этот раз за океан, в Канаду.

Здесь семья сначала поселяется на маленькой ферме, где занимается огородничеством и разводит кроликов, а потом, когда здоровье супруга Ольги Александровны начинает сдавать, перебирается в тихий пригород Торонто. Великая княгиня по-прежнему много рисует, и деньги от продажи картин помогают Куликовским держаться на плаву.

В 1959 году Ольга Александровна смогла на один вечер вернуться в знакомый ей с детства мир сияющей роскоши: Елизавета II, будучи в Канаде, пригласила великую княгиню отобедать на борту её роскошной яхты. В тот вечер Ольга Александровна надела жемчужное ожерелье, подаренное родителями в день рождения, когда ей исполнилось десять лет. Эту нитку белоснежных крупных жемчужин, едва ли не единственное своё украшение, она не продала даже тогда, когда катастрофически нуждалась в деньгах.

Великая княгиня рисовала до последних дней жизни. Эта яркая, талантливая, смелая и неординарная женщина умерла в 1960 году. Ольга Александровна всего на два года пережила горячо любимого супруга. Перед смертью, приподнявшись на подушках, она спросила у старшего сына:
– Тихон, мы ведь в Канаде, правда?
– Да, – удивлённо отвечал тот.
– Странно, я чувствую запах жареного хлеба и яблок, которые запёк на огне отец.
После этого разговора великая княгиня заснула и больше не проснулась: её сердце тихо остановилось во сне.

Наталия Васильевна МАТЕЙЧИК