Протоиерей Александр Шаргунов - Боголюбивая Царица

Архив: 

 

3 июля 1174 года, 845 лет назад, был убит святой благоверный князь Андрей Боголюбский. 1 июля - праздник иконы Божией Матери «Боголюбская»

 

Боголюбская икона Божией Матери была написана в ХII веке после чудесного явления Пресвятой Богородицы благоверному князю Андрею Боголюбскому. Князь направлялся из Киева в Суздаль. Проезжая свой удельный город Вышгород, он, по внушению свыше, тайно увёз оттуда чудотворную икону Божией Матери, написанную, согласно церковному преданию, евангелистом Лукой. Князь Андрей имел намерение отвезти икону в Ростов Великий. 18 июня 1155 года, во время пути, недалеко от Владимира-на-Клязьме, кони княжеской дружины внезапно остановились и не могли сдвинуться с места, удерживаемые невидимой силой.

После долгой молитвы князя и его духовника явилась Сама Владычица Богородица со свитком в правой руке и сказала, что не желает, чтобы Её образ был поставлен в Ростове. Она повелела отнести икону во Владимир, а на месте Её явления построить каменную церковь в честь Её Рождества.

Исполняя волю Царицы Небесной, князь Андрей отвёз икону во Владимир, где впоследствии построил каменный собор в честь Успения Божией Матери, в который был перенесён чудотворный образ. Эта икона стала называться Владимирской.

На месте явления Пресвятой Богородицы святой князь Андрей поставил Богородице-Рождественскую церковь. Монастырь и город, образовавшиеся вокруг церкви, он назвал Боголюбовом. В память о чудесном явлении князь Андрей велел написать икону, изобразив на ней Богородицу так, как Она ему явилась: во весь рост, со свитком в правой руке и ликом, обращённым к Спасителю, также изображённым на иконе благословляющим с небес Свою Пречистую Матерь.

Божия Матерь – Матерь Господа нашего Иисуса Христа и Матерь учеников Христовых. Мы узнаем Её таковой в особенности у Креста Христова, когда Господь вверяет апостола любви Своей Матери. Она – Матерь учеников, Матерь Церкви, как видим мы Её ходатайствующей за всех в Кане Галилейской, Она внимательна к просьбам и нуждам нашим, Она передаёт их Своему Сыну, и Она приводит нас к Нему. Она учит нас, что цель христианской жизни – стяжание Духа Святого (разве не от Неё воспринял преподобный Серафим Саровский эту тайну?), что мы призваны уподобиться по дару благодати Её Божественному Сыну и быть достойными именования чадами Отца Небесного. Она стоит на страже возрастания в нас нового человека, рождённого от Духа. Её заступничество – материнское.

Что означает эта тайна? Прежде всего, Божия Матерь заступается за нас, уготовляя нас к молитве. Её присутствие с нами, как и с Её Сыном, – материнское. Как всякое материнское участие, это означает, что Она предупреждает опасность, угрожающую нам, или какую-либо нашу нужду, как это было в Кане Галилейской, когда те, у кого нет больше вина, Её ещё ни о чём не просят. Как все матери, Она бдит над Своими детьми, следя за их возрастанием и духовным благополучием. Она страдает их страданиями, Она страдает, видя Своё чадо непонятым или отвергнутым хотя бы на одно мгновение, Она хочет взять его с Собой, в Свой дом. Она рядом с ним во время его самого великого одиночества, самого великого страдания и смерти, когда все другие оставляют его. Её присутствие – присутствие верности.

Откуда эта верность и как проявляется она? Почему Божия Матерь стоит у Креста, в то время как все другие оставили Господа? Не потому ли, что все другие ждали чего-то от Христа, все другие, даже лучшие среди учеников, – спасения или освобождения, или исцеления, или хлеба, или Царства Божия, все ждали чего-то, и потому следовали за Ним. Она же ничего не ждала. Она здесь, потому что любит Его, и в этом всё. Она – Его Матерь, Она здесь, потому что любит Его, и потому остаётся с Ним, и теперь эта верность Ей принадлежит. Она любит, и в этом всё, даже если Её Сын распят среди разбойников. Она любит, и Она здесь – в этом всё.

И Она учит нас, чтобы и мы были такими же верными Ему, прежде всего не за блага, которые мы можем от Него получить. Пречистая Дева, Матерь Божия, зовёт нас к молитве и говорит: «Важнее всего на свете любить, и не ждать чего-то ещё». Один почтенный старец замечательно сказал – сравнение, может быть, грубое, но точное: «Некоторые люди хотят смотреть на Бога, как смотрят на корову – такими же глазами. Они хотят любить Бога, как любят корову. Ты любишь её за молоко, за сыр и за всё, что ты от неё получишь. Точно так же любят Бога за внешние дары или за внутреннее утешение, но по-настоящему они не любят Бога, они любят собственную выгоду». Правда заключается в том, что всё, к чему мы устремляемся, если это не Сам Бог, не может быть добрым путём ко всепревосходящей истине.

Такова наша молитва – часто, не сказать чтобы всегда, но по крайней мере иногда. Мы часто встаём на молитву, потому что в чём-то нуждаемся. Но всё должно быть иначе. Пречистая Дева здесь – у Креста Христова и рядом с нами, потому что Она любит. Она говорит нам: «Всё, что вам нужно будет дать, Он даст – при условии, что вы будете здесь, что вы будете любить Его. Мы должны любить Его, не ради нашего интереса, не ради нашего служения, но потому что это Он. В глубине всего, первым условием молитвы или ходатайства за других является самоотвержение, и это есть условие подлинного смирения, условие жизни. Первая молитва Пречистой Девы Марии, которую мы знаем из Евангелия: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». Этой молитвой Она вошла в истинные отношения с Богом, сказав: «Я Раба Господня, Я ничего не ищу, Я ничего не ищу для Себя, да будет Мне по воле Твоей».

Святые – это те, кто истинно чтут Бога. Кто истинно чтит Бога? Те, кто совершенно отвергся себя, кто не ищет абсолютно ничего своего ни в чём – ни в великом, ни в малом, кто не видит ничего ниже себя, ни выше себя, ни рядом с собой, ни в себе, кто не желает ни блага, ни чести, ни удовольствия, ни пользы, ни воздаяния, ни даже святости, ни даже Царства Небесного, хотя они ищут и святости, и Царства Небесного, но это те, кто отвергся всего, что им принадлежит, – такие люди истинно чтут Бога. Святые – это те, кто Бога возлюбили больше всего на свете. 

Потому и называется святой благоверный великий князь Андрей – Боголюбским. Это те, кто научился у Пречистой Девы, так возлюбившей Бога всем сердцем, всею мыслию, всею крепостию Своею, что Слово стало плотию.

Надеяться на очень великое, на самое прекрасное, если это только для себя – плохо. Божия Матерь учит нас самоотвержению, чтобы соединить нас с Господом, с Ним одним, потому что это Он, потому что мы веруем, что только Он – блаженство человека, Он – всё, и наша святость, и Небесное Царство. Цель жизни – стяжание Духа Святого и обретение Христа. Этого для нас довольно.

Несомненно, Божия Матерь научила святого Андрея Боголюбского, и нас учит, что отвергнуться себя – значит принести в жертву свою жизнь. Молитвы, прошения без принесения своей жизни невозможны. Принести свою жизнь, не сберечь её для себя, сделать из своей жизни дар Богу, служение другим – в этом наше призвание. Необязательно в подвиге мученичества, как это было со святым благоверным князем Андреем, не обязательно в монастыре, не только в храме за Божественной литургией, но в каждодневной отдаче себя, капля за каплей, в кажущейся серой обыденности, в решении задач, которые возвращаются к нам без конца, потому что их решение необходимо, чтобы мы могли жить, и дали жить другим. Часто мы мечтаем о чрезвычайных обстоятельствах, когда бы мы могли посвятить свою жизнь исключительному служению, и проходим мимо того, что предлагает нам Бог, – мимо нашего служения, мимо дара, который мы должны принести нашему самому ближнему, нашему самому знакомому, самому очевидному, и не видим его. Пусть снова и снова напоминает нам сегодняшний праздник, что невозможно служить Богу, не отвергнувшись всякого эгоистического интереса в том, что касается нашей и настоящей, и будущей жизни. Даже Царства Божия, ещё раз повторим, можно желать эгоистически. Мы должны поклоняться Богу только из любви к Богу. А кто поклоняется Ему из какого-либо расчёта, поклоняется себе, а не Богу.

Протоиерей Александр 
Шаргунов