Тамара Церетели - Фараоны из Холуя

Архив: 

 

 

 85 лет Холуйским художественным мастерским

 

В 1934 году в селе Холуй, что в Ивановской области, была основана художественная артель. С этого и началась история здешней лаковой миниатюры. Промысел возник не случайно – Холуй несколько веков славился как иконописный центр. Правда, ко времени возникновения артели сельские богомазы ремесло забросили – на дворе стоял 1934 год. Зато одну из своих церквей – Введенскую – закрыть не дали. Холуяне вообще всегда считались упрямыми и своенравными.

Первое упоминание о Холуе относится к XVI столетию. Ударение в названии, кстати, ставят на первом слоге – никакого отношения к холопам оно не имеет. Холуями именовали плетёные запруды, перегораживающие путь рыбе – а её в Тезе пруд пруди. Сегодняшнее значение слово приобрело позже, и каждый уважающий себя холуянин обязательно объяснит вам, что оно здесь ни при чём и холуи тут не живут. А живут фараоны – так принято называть уроженцев села. Почему – неизвестно. Но есть несколько версий. Легенда первая: всё пошло из-за большой схожести ивановского Холуя с Древним Египтом. Вернее – Тезы с Нилом. И та, и другая река разливается, затопляя всё вокруг. Положим, для Нила эта история в прошлом, но для Тезы – живое настоящее, своей Асуанской плотины здесь нет.

По весне Теза выходит из берегов, и Холуй лёгким движением реки превращается в Венецию. Фараоны покорно подставляют под мебель кирпичи, отправляют кур на чердаки, а парнокопытных – на плоты, сами же пересаживаются на лодки. «Видите, машины сотрудников стоят у крыльца», – показывает Владимир Чиркин, директор ООО «Русская лаковая миниатюра». «А весной здесь паркуются лодки...» – мечтательно добавляет он.

Считается, богомазы в Холуе появились раньше, чем в расположенных неподалёку Мстёре и Палехе – других иконописных сёлах, перешедших затем на лаковую миниатюру. В Холуе, изначально – центре солеварения, в XVI веке «белое золото» добывали монастыри: Троице-Сергиев, Чудов, суздальские Покровский, Спасо-Евфимиев и другие. От них и пошла здесь иконопись. Местная продукция расходилась по всей стране, особенно усердствовали Сибирь и Русский Север. Знали о здешней иконе и в столице, даже решили пособить богомазам – открыли училище с классом живописи, а в 1883 году появилась иконописная школа, вплоть до революции готовившая профессиональных мастеров.

С появлением Страны Советов исчезла не только школа, но и иконопись. Богомазы подались кто куда – оформляли сельские клубы, писали плакаты, пытались заниматься сельским хозяйством, но всё валилось из рук и жизнь не клеилась. Наконец, прибились к мастерской художественной артели и скатились в китч: начали писать декоративные «коврики» – копии известных полотен, которыми крестьяне украшали стены. Так и продолжалось, пока несколько художников не решили попробовать вслед за Палехом и Мстёрой перейти на лаковую миниатюру. В 1934-м учредили артель, которая до поры до времени продолжала выпускать «коврики». До середины 40-х миниатюрой в Холуе занималось всего несколько человек. Переломным стал 1947 год, когда состоялся первый выпуск возобновлённого художественного училища – тогда профтехшколы. Спустя 13 лет артель переименовали в фабрику, а львиную долю продукции стали экспортировать. Отныне Холуй перестал быть «младшим братом» Палеха и Мстёры.

«Лаковая миниатюра здесь возникла на десять лет позже Палеха, но мы палешан догнали и даже в чём-то обогнали. Хотя они, конечно же, не согласятся, – смеётся Дмитрий Кузнецов, директор Холуйской художественной фабрики лаковой миниатюры – наследницы той самой, основанной в 1960-м. – У нас письмо сложнее – живописнее, а у палешан оно более условное. К тому же у них фон всегда чёрный, а на холуйской миниатюре разный – и столько здесь оттенков, переливов».

Основной доход предприятия – заказчики и коллекционеры, плюс художественные салоны в крупных городах. На последние до недавнего времени приходилось 50 процентов выручки. Среди крупных заказчиков – Совет Федерации. Хотя, признаётся Кузнецов, заказы от гос-учреждений приходят благодаря личным контактам: «Я возглавил предприятие, уже имея наработанные связи – без них никуда». 

Ещё одно холуйское предприятие, занимающееся промыслом, ООО «Русская лаковая миниатюра», уже давно живёт в основном за счёт заказчиков. Например, расписывает шкатулки с изображениями московских станций – заказ от столичного метрополитена. Несколько лет назад шахматы с лаковой миниатюрой, выполненной мастерами предприятия, один иностранный клиент преподнёс принцу Марокко.

В общем, при умелом ведении дел покупателей найти можно, другое дело – художники. Проблема у Холуя такая же, как у остальных народных промыслов, – преемственность поколений.

Выпускники Холуйского художественного училища в промысел идти не спешат. Одна надежда на детей мастеров – благодаря родителям они, как правило, идут в промысел. Художественные династии никто не отменял.

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ