Андрей Кашкаров - У почты женское лицо

Архив: 

 

14 июля – День российской почты

 

Современная почта

Услугами почты пользуются и стар, и млад, сюда заходит любой житель. Если обратиться к истории, то упоминания о почте встречаются в письменных памятниках тысячелетней давности, а регулярная почтовая связь под опекой государства ведёт начало с реформ Петра Великого. И симптоматично, что она так или иначе зарождалась именно в вологодских и архангельских краях. В 1693 году в Архангельске была заложена первая российская судостроительная верфь. Для организации регулярного почтового сообщения между Москвой и Архангельском Пётр I издал Указ об организации внутренней почтовой линии по маршруту Москва – Переславль Залесский – Ростов Великий – Ярославль – Вологда – Архангельск. Почтовая служба в своё время была не менее значимой, чем военная и полицейская. Профессиональный праздник – День российской почты – отмечают во второе воскресенье июля, в этом году – 14 июля.

Современная почта постоянно совершенствуется, решает внутренние проблемы.  В городах сейчас огромный вал «входящей» почтовой корреспонденции за счёт посылок из Китая. Так почта практически участвует в особом развороте рыночных отношений в стране и за рубежом. А в деревне ситуация другая, хотя бы из-за малого количества проживающих здесь людей.

Почему же почта так популярна среди деревенского населения? Что в ней привлекает людей?

Почта в деревне – 
центр досуга населения

Как рассказывает Наталья Владимировна Соломатова, начальник местного отделения связи, по сравнению с прошлыми временами популярность почтовой услуги по пересылке бандеролей и посылок возросла в разы. Востребованы электронные переводы. Это значит, что адресат получит перевод в течение 1-2 дней. И почта по всей стране борется за сокращение и этих сроков.

Меньше стало индивидуальной входящей почтовой корреспонденции. С появлением сотовой связи писать письма стало «не модно». Тем не менее совсем простые письма не исчезли, люди до сих пор пишут друг другу, посылают открытки к праздникам, общаются посредством почтовой связи. Среди входящей почты рекламные каталоги занимают одну из лидирующих позиций, также много получателей официальных повесток и писем «с налогами». Самый малый сегмент в местном отделении почтовой связи занимают телеграммы.

Наталья Владимировна рассказывает об основном контингенте клиентов местной почты:
– Традиционно больше всего к нам заходит женщин. Получить и полистать каталоги, оформить очередную подписку, отправить кредит, заплатить за коммунальные услуги, телефон. Посудачить о том о сём… Уже несколько месяцев мы практикуем оплату штрафов и прочих платежей по линии ГИБДД.
– Вот и получается, что у почты, как и её клиентов, «женское лицо». А кто и какие издания наиболее часто выписывают?
– Безусловные лидеры прошедшей подписной кампании – районная и областная газеты, которые можно выписать с любого месяца. Затем по популярности – журнал «Приусадебное хозяйство», областной журнал «Огородные подсказки», сканворды. Есть несколько человек, которые из года в год выписывают «Аргументы и факты». Вообще у нас довольно активное население. После того, как стали меньше держать крупной скотины (было время, пасли более 150 коров), женщины стали больше интересоваться изданиями, где рассказывают о разведении цветов, устройстве клумб и садоводстве.


 
«Лишь бы кто» 
на почте не работает

Ещё десять лет назад УФПС по Вологодской области работало, в общем, с прибылью. Но теперь отдельные почтовые отделения, к примеру, в районном центре Верховажье и им подчинённые, убыточны. И это общая проблема нерентабельности почты по всей стране.
Почта борется за рентабельность разными методами. К примеру, вы пришли на сельскую почту и видите в предлагаемом ассортименте услуг не только почтовые марки, конверты и ящики для посылок, но и товары популярного потребления – стиральные порошки, корма для животных, продукты, одежду. Этот способ жизненно оправдан: самые дешёвые товары можно купить именно на почте. 

В масштабах страны видны усилия руководства почты – появилась новая форма для сотрудников, обязательны бейджи на одежде с указанием должности и инициалов оператора связи и многие другие «фишки». Однако мотивация персонала, заработная плата работников оставляют желать лучшего. К примеру, почтальон получает (в зависимости от классности) не более 7000 рублей в месяц. Не будем забывать, что почтальоны порой проявляют активную инициативу и идут навстречу населению в прямом и переносном смысле. Это и доставка пенсий и корреспонденции на своём личном транспорте – автомобиле, велосипеде. В удалённые деревни не так просто пройти пешком хотя бы даже из-за протяжённости дорог. И всё же выполнение плана с подпиской-2019 – ещё один яркий пример успешной работы почтальонов с населением. Известно, что уровень безработицы в деревнях, районных центрах, да и в областных – высок. Казалось бы, идти работать некуда. Но чтобы попасть на почту, потребуется пройти отбор. «Лишь бы кто» на почте не работает.

Андрей Петрович Кашкаров