Владимир Басенков - Как на Руси: семьи единоверцев сегодня

Архив: 

 

8 июля - память святьых благоверньых князей Петра и Февронии Муромских - День семьи, любви и верности

 

 

Придерживаясь дораскольных традиций Святой Руси, второй книгой после Евангелия в деле устроения семьи единоверцы считают «Домострой». Современность вносит свои коррективы в жизнь, и под давлением «мирщеного» мнения душеполезные книги прошлого получают штампы вроде «памятников литературы» и даже дикой архаики. Однако ценностные ориентиры, бережно хранимые старообрядцами, остаются важными и значимыми. Особенно актуальны они и в наши дни. Мы решили задать вопросы нескольким мирянам-единоверцам о том, каков уклад в их «малой Церкви» сегодня.

Александр Зотов, член приходского совета Успенской единоверческой общины (г. Ульяновск), отец четверых детей:
– Всё, как у всех христиан: стараемся жить по Евангелию, утром молимся полунощницу, вечером – павечерницу, посещаем богослужения, стремимся к исполнению устава. Главный принцип воспитания детей заключается в том, что дети берут пример с родителей. Поэтому очень важно следить в первую очередь за своей духовной жизнью. Одной из самых ценных традиций дома помимо молитвы считаю совместное чтение душеполезных книг. Подобная практика имеет корни в древнерусской традиции, где весь быт людей был воцерковлён. Дети таким образом и слову Божию научаются, и семья объединяется… вокруг Бога! Очень мощная традиция.

Василий Сорокин, головщик храма Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино (Москва), отец двоих детей:

– Семья единоверческая ничем не отличается от общехристианской. Другое дело, что общехристианские ценности сегодня подзабыты. Мы делаем то, что от нас требует Церковь… Сразу скажу, что семья у нас не идеальная. Встаём, умываемся и творим (если вдруг не хватает времени) хотя бы большой начал, если не полунощницу. Здесь всё зависит от того, как поставишь. Приучишь детей – будут молиться. Старший сын уже сейчас читает большой начал. Если родители каждый день встают перед иконами, то и дети делают то же самое. Однажды один из моих сыновей внезапно, стоя рядом со мной, наизусть начал читать 50-й псалом и «Отче наш». Я очень удивился.

В Древней Руси, а сейчас у единоверцев и старообрядцев существует две основных ситуации, когда ребёнок должен был вести себя чинно. На службе в определённые моменты («Верую», Херувимская, «Милость мира», полиелеос, Евангелие) и за трапезой. Общение может быть, но без баловства. Благоговейная трапеза – это ведь тоже священнодействие. В старых книгах говорится, что кто во время трапезы смеётся, тот есть не может. А на общественном богослужении ребёнка не заставляли всю службу стоять по струнке. Но вот в какие-то важные моменты он обязан быть в храме. А потом хоть бегай на улице! И никто в традиции детей не одёргивал. Все же понимают, что ребёнку надо пар выпускать, а иначе можно и убить веру.

У нас есть такая домашняя традиция: я читал детям Библию на церковнославянском с самого раннего возраста. Дети знали наизусть 12 ветхозаветных патриархов. Когда я укачивал своего старшего, месяца в три, пел ему ирмосы, октай – знаменным пением, естественно. В результате сын поёт со мной на клиросе. Павечерницу, часы, обедницу – всё это он читает по своему желанию в храме с 10 лет. В моленной у нас молитвенная одежда, лежат подрушники. Жена всегда перед молитвой покрывает голову. В идеале замужняя женщина дома должна ходить в повойнике. Но ни в коем случае нельзя принуждать к этому силой – всё приходит со временем и через любовь.

Пространство в доме устроено в соответствии с русскими традициями. Дома много рушников, подзоры на кроватях, на полу – коврики. Кресты над входом в дом. По три поклона при входе и выходе. Иконы – в каждой комнате. Всё как у всех.

Воровство и ложь должны очень жёстко пресекаться. Детей надо воспитывать в строгости, но с разумом. Начинается всё с любви и страха перед родителями. От этого рождается любовь и уважение. В нашей семье дети приучены к труду, дома моют посуду после себя – всегда.

Проблема в том, что потерян уклад жизни, весь быт разрушен. До революции человека формировало общество. Детей специально не воспитывали! Игры, отношения взрослых перед глазами, общая ситуация в населённом пункте играли роль воспитателей. (В общем-то, так происходит и сейчас, с той лишь разницей, что «воспитатели» приобрели во многом довольно уродливые формы. – В.Б.) В советском обществе это было разрушено. А сейчас ещё нам предлагаются либеральные ценности: у ребёнка есть права… Но прежде всего есть обязанности! Слушать родителей, например.

Стоит приучать детей заниматься какими-то прикладными ремеслами. Я научился переплетать старые книги. Вижу, что дети за этим внимательно наблюдают.

Пою на клиросе, сыновья всегда при мне. Выстаивают длительные службы – по своему желанию. Дети всегда перенимают что-то от родителей. Чем интересуются родители, тем и их чада. Мирским – и дети будут интересоваться мирским. Мирское нужно, конечно, но хорошо зарабатывать и удачно вступить в брак – не самоцель. Все ответы даны в Евангелии, которое необходимо читать вместе и объяснять. И разговаривать с детьми всегда надо, как со взрослыми.  Любому явлению, которое увидел, надо дать нравственную оценку, чтобы эта ситуация была для ребёнка понятна. В этом проявляется педагогика. Не надо никаких нотаций и постоянных тыканий, а в жизни, между делом, столкнувшись с той или иной ситуацией, спокойно её разобрать и обсудить.

Дети у нас на домашнем обучении. В школе они учились, но мы решили их забрать. Хотя здесь есть и опасность, поэтому должны быть единомысленные общины, чтобы было с кем общаться, чтоб дети не чувствовали себя белыми воронами в подростковом возрасте. У меня есть примеры из опыта других семей, где гайки затянули. И такие дети потом будут стремиться вырваться из семьи, найти себя в мире, потеряют интерес к вере. Ко всему нужно подходить с разумом.

Анна Козлова, клирошанка храма Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцово (Москва):
– Просто слушаюсь мужа, и всё! Послушание – ключ к семейному счастью. Для этого должно быть доверие. Конечно, это не значит, что все решения принимает муж и я не имею права голоса. Важные решения всегда принимаются вместе, бывает, и муж просит совета.

Молимся мы обычно полунощницу – как и положено; а если проспали или другая какая оказия – делаем исходные поклоны и читаем молитвы уже по дороге на работу. Естественно, в субботу и воскресенье мы стараемся молиться в храме, но бывают обстоятельства, а иногда есть желание к молитве на буднях.

Дома есть обязательный красный угол, во время молитвы мы ставим аналой. Лестовки, пояса, кацея и устав – непреложные атрибуты нашего молитвенного уголка. Любим с мужем читать. Для совершения полного круга богослужения мирским чином у нас не хватает всего несколько книг.

Я учусь на церковную швею, потому люблю шить и вышивать. Дома ходим в закрытой лёгкой одежде. Голову дома покрываю не всегда. Я бы даже сказала, что покрываю редко: если молитва или гости. В принципе, не вижу в этом ничего особо предосудительного: я молодка, а молодки, как правило, до рождения первого ребёнка могли и волосы не до конца перед людьми скрывать.

Иван Карпов, головщик Успенской единоверческой 
общины (г. Ярославль), отец троих детей:
– Я не считаю, что наш быт сильно отличается от уклада большинства воцерковлённых русских семей. Вставать мне, чтобы спокойно помолиться полунощницу, приходится пораньше, пока все спят. Старший сын (5 лет) утром молится сам (начал до Символа веры, поклоны, «Достойно есть»). В течение дня вместе молимся до и после трапезы. Вечером перед сном – павечерница (старший сын сам читает её начало и слушает до канона Богородице). Потом у него свой набор поклонов. В конце павечерницы мы «прощаемся»: «Прости меня Христа ради!» – «Бог тя простит, и ты меня прости». – «Христос посреди нас». – «Есть и будет». И дети идут спать.

В храм детей беру по очереди – они у меня ещё маленькие (5 лет, 3 и 1 год). Ко всем нужен индивидуальный подход. Главное, чтобы их присутствие на богослужении было осознанным и полезным, а потому разумно дозированным. Когда пою, приходится с ними тяжеловато, потому как я от клироса отойти не могу, а они начинают шалить в храме. А ребёнок всегда должен чувствовать благоговение перед домом Божиим.

Одежда дома у нас обычная (рубахи и сарафаны не носим). Жена, как правило, в длинной юбке. Иконы есть в каждой комнате и на кухне. Дома есть все богослужебные книги и аналой, потому иногда, когда нет возможности пойти в церковь, могу помолиться церковный круг дома. Детям стараюсь петь (особенно перед сном). Так как я головщик, то пою в основном богослужебные знаменные песнопения, иногда духовные стихи. Читаем с детьми много: жития святых, Новый Завет, иногда светскую приключенческую классику для детей.

Старший мальчик Сергий учился читать параллельно на церковнославянском и русском. Буквы сначала учил славянские (по традиционной древнерусской методике). Читает детскую Библию пока на русском. С детьми общаюсь довольно строго, но стараюсь как можно больше уделять им времени. Считаю, что особенно при воспитании мальчиков важно максимальное участие отца.

Александр и Анна Смирновы, единоверцы из с. Поводнево (Ярославская область), родители пятерых детей:
– У нас обычная семья, где есть и младенцы, и дети постарше, и подростки. По возможности причащаемся, стараемся молиться утром-вечером старым чином. Дети не шибко погружаются в церковные вопросы, старшая уже не ходит в храм по своей воле. Мелкие более охотно ходят в храм. Стараемся соблюдать все посты.

Очень важно в семье сохранять мир и взаимопонимание, любовь и приятие детей такими, какие они есть, ничего им не навязывая. До 13 лет ещё что-то можно сформировать, далее начинается их путь. Мы можем остаться старшими и авторитетными друзьями или быть нудными и авторитарными врагами. Детям позволяем многое, они любят жизнь и хотят её увидеть, познакомиться и выбрать своё, как мы раньше. Дети видят, что родители их тверды в своих убеждениях, верны принципам, для них это защита и опора. У нас крепкая связь поколений: живём с прабабушкой, рядом родители жены, двоюродные братья и сёстры, поэтому наша семья в общей сложности – 16 человек.

Подготовил 
Владимир Вячеславович Басенков