Неделя 5-я по Пасхе,о самаряныне
Христос Воскресе!
Согласно церковному преданию, имя самарянки было Фотина, по-русски Светлана. Она получила это имя от Самого Господа, после того как была просвещена Им. Христос перевёл её от мрака к свету. Как Господь утолил её жажду? Этот разговор у колодца Иакова поучителен.
Мы знаем, как на сердце у нас порой бывает темно – и не потому, что много скорбей, а потому, прежде всего, что мы сосредоточены на себе, угнетены неправдой бунта против Бога, ожесточения и горечи. Но главной причиной нашей помрачённости является, может быть, просто отсутствие подлинного общения, одиночество. Именно в состоянии такой внутренней оставленности женщина из Самарии встречает Христа.
Всё становится другим, когда Господь просит у неё пить. У края колодца, где мы ищем утолить нашу жажду, Господь ищет нас первым. Он склоняется к нам, Он жаждет нас. Этот момент общения с нами Господа – самый важный для нас. Не отвернёмся от Его лица, услышим Его голос, встанем перед Ним лицом к лицу: речь идёт о непостижимо прекрасном человечестве нашего Бога. Если взгляд Христа коснётся нашего сердца, Его свет начнёт заполнять нас.
Наш разговор с Ним вначале похож на спор – у нас столько возражений и обвинений! Мы спорим с Ним и прячемся от Него, но Он не просто разбивает наши доводы, но всякий раз всё глубже влечёт к Себе. Он предлагает без конца Свою любовь, пока не наступит для нас час правды и истины. «У меня нет мужа», – говорит самарянка. Таково слово правды, когда мы признаём, что гонялись за химерами, пытаясь удовлетворить нашу жажду любви. Господь не отвергает нас, не упрекает нас, Он только просит быть правдивыми перед Ним. Благодаря этому наша жажда углубляется и встречается с Его жаждой.
«Вижу, что Ты пророк», – изумлённо восклицает самарянка. Свет начинает восходить, мы уже не защищаемся, мы начинаем искать истину. Блаженны мы, если, как эта женщина, достигаем главного вопроса: где должно поклоняться Богу? Где найти нам это Всё, Которое охватило бы всю нашу жизнь и заполнило бы всё наше существо? Христос отвечает на вопрошание самарянки, открывая ей Бога Отца и необходимость поклонения Ему в духе и истине. Так приходит просвещение, потому что «всякий поступающий по правде идет к свету» (Ин. 3, 21). «Знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё», – говорит с надеждой самарянка. Сердце её открыто в ожидании света, она готова принять истинный свет. «Это Я, Который говорю с тобою», – слышит она от Христа.
Мы тоже можем оставить здесь и колодец, и наш водонос, потому что источник пробился: он в нас, и Господь напояет нас Духом Святым. Его свет обнимает нас, и мы не можем этого скрыть. Мы охвачены им до самых наших сокровенных глубин, хотя не обладаем им. Слово Господне просветило нас, и мы не в силах молчать. Мы выходим из храма, оттуда, где встретили Христа, и спешим в город, чтобы возвестить всем жаждущим любви, что мы нашли Того, Кого наше сердце возлюбило и Кого мы не знали раньше. Самарянка Фотина, Светлана, эта изумительная женщина – уже в Церкви, хотя ещё не было Воскресения Христова и Пятидесятницы. Она возвещает её зарю. Подобно ей, мы сподобляемся тех же и больших даров, «потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Кор. 4, 6). Любовью самой человеческой, потому что эта любовь Божественная.
Протоиерей Александр Шаргунов