Сергей Пестов – автор-исполнитель потрясающей энергетики. Когда первый раз его услышал – аж сердце ёкнуло: неужели наконец-то появился певец, принявший эстафетную палочку от Игоря Талькова? Последователей по русской тематике – пруд пруди, хоть есть и неплохие варианты, а вот уровня Игоря Владимировича ещё не было.
Может быть, и рано раздавать такие авансы, но вот песня «Я хочу жить в России», как сейчас принято говорить, разорвала интернет. Равнодушных нет: одни клип хвалят, а ненавистники России заходятся в злобе.
Трудно определить стиль, в котором работает Пестов, – явление, в целом, как и Тальков, чуждое нашей эстраде. Это и не шансон, и не попса, и не рок, и не бардовская песня в чистом виде, а некий синтез. Лично у меня уже несколько дней в голове звучит его «Марафон» – до того запоминающаяся мелодия, причём таких композиций у него много. Например, «Я защищаю дом» – о защитниках Донбасса, или «Домой!» – о возвращении из дальних странствий. Очень часто герой песен Сергея – сильный человек, оказавшийся на грани жизни и смерти, преодолевающий серьёзные препятствия. Как и сам автор – человек непростой и интересной судьбы.
Сегодня в гостях у «Русского Дома» – автор-исполнитель Сергей Александрович ПЕСТОВ.
– Сергей, приветствую вас в студии «Русского Дома»!
– Спасибо. С «Русским Домом» я знаком не понаслышке. Журнал, который ещё в далекие 90-е выписывал мой друг, – представьте себе, в далёком городе Артёме Приморского края. В то нелёгкое время для нашей страны – конец 90-х годов – он был как глоток чистого воздуха. В нём мы искали подтверждение своих мыслей, что Родина и память живы. И находили. Я уверен, что многие патриоты знают о вашем журнале.
– Расскажите для начала о себе…
– Родился 1 декабря 1975 года в семье служащих. Отец, Александр Николаевич, был лётчиком гражданской авиации, уехал на заработки на Северный полюс. Мама работала врачом. В 1985 году отец перевёлся на Дальний Восток – в город Артём Приморского края. Там я пошёл в четвёртый класс и увлёкся кикбоксингом и игрой на гитаре. Военную службу проходил в составе группы войск в республике Таджикистан, в должности командира группы специальной разведки.
– А когда начали писать песни?
– Там, в Таджикистане. В 2000 году была написана первая песня, которую я назвал «Диалог со смертью». Так получилось, что, когда мы вернулись с задания, мои бойцы заснули, а я долго не мог уснуть и смотрел на скалы. К рассвету написал песню. И до сих пор на концертах её исполняю. Практически все мои первые песни были посвящены военной службе и первыми слушателями стали мои сослуживцы. Это уже после увольнения я начал писать о мирной жизни. Работая тренером по прикладному разделу боевого самбо, записывал песни в профессиональной студии. Стал делать аранжировки, разбираться в качестве передаваемого звука.
– Сергей, вот откровенно: молодой человек без музыкального образования в далёкой-далёкой российской глубинке вдруг решает всё оставить, рвануть в Москву, покорять российскую эстраду… Это как?
– А не было цели что-то покорять. Я просто однажды понял, что надо делать выбор. Или идти на сцену, или забыть о ней раз и навсегда. Первое перевесило.
– Но ведь войти в столичный шоу-бизнес человеку без крутых связей и больших денег просто невозможно. Как вы решились на это?
– А у нас разные цели с тем столичным шоу-бизнесом, о котором вы говорите. Мы в разных плоскостях с ним работаем. Я ведь ничего не придумываю. Пишу и исполняю то, о чём думаю. Ко мне идут слушать, а не развлекаться. Пока я интересен своим слушателям, а они приходят на мои концерты, я буду выходить на сцену. И столичный шоу-бизнес мне в этом не помеха. Ну не показывают меня на Первом канале. Нет меня в телевизоре. Не собираю я «Олимпийский». Но собираю другие залы. И иду к тем, кому я нужен, кому интересно моё творчество. А вода камень точит.
– И всё же поменять место жительства, переехать в столицу, в неизвестность – для этого, наверное, должна была быть высокая мотивация?
– Самая высокая мотивация для многих мужчин – это возраст. Я понял, что если не сейчас, то никогда. Скажу откровенно, было много сомнений, но, слава Богу, я их преодолел. Так получалось, что, как только я начинал думать о том, чтобы задвинуть творчество на второй план, происходило чудо. Когда я решил прекратить записывать песни в студийной версии, находясь в Петербурге, меня узнал первый встреченный мной человек из жителей пятимиллионного города. Причём не спортсмен, не военный, а дама с собачкой. Когда я решил не выходить на сцену как артист, находясь во Владивостоке, в местном ресторане, куда я заехал в час ночи выпить чашку кофе после тренировки, открылась дверь и зашёл… Александр Яковлевич Розенбаум. Оказывается, в этот вечер он давал концерт во Владивостоке, а после концерта решил подкрепиться… Вот после таких знаков я зарядил обойму в гитару и переехал в Москву.
– А какой из ваших концертов был самым запоминающимся?
– Каждый дорог по-своему… Но надолго в сердце останется незапланированный концерт в российском посольстве в Кабуле (Афганистан). Я туда прилетел поддержать своего друга, с которым служил в Таджикистане. Исполнить свои песни, так сказать, в узком кругу. В итоге я дал четырёхчасовой концерт в Мраморном зале российского посольства. Зрительный зал был переполнен, приехали практически все офицеры миссии. И вот ради этих глаз, которые я видел со сцены, я готов лететь на край света. Конечно, свою роль сыграли расстояние и долгое время отсутствия вообще всего, что связано с домом. Но люди, которые ежедневно с риском для жизни выполняют задачи нашей Родины за её пределами, смотрят по-другому. Они слушают по-другому. Это дорогого стоит. Это не сравнится ни с одним телеканалом, ни с одним «Олимпийским».
– Какова история песни «Я хочу жить в России»?
– Это Сочи, Олимпиада. Внутреннее переживание за наших спортсменов. Я возвращался с тренировки домой и уже наполовину её написал. Приехав домой, мне осталось только доработать штрихи.
– В клипе этой песни вы снялись вместе с нашими звёздами ММА (смешанных единоборств) – Джеффом Монсоном и Алексеем Олейником. Как вам удалось их привлечь?
– Изначально была другая идея съёмок этого клипа, и мы даже уже начали его снимать. Но во время командировок в Москву мне удалось познакомиться с Алексеем Олейником в его бойцовском клубе. А уже он познакомил меня с Джеффом Монсоном.
– Монсон к тому времени уже получил российское гражданство?
– Как раз готовился получать. Джефф мне показался человеком очень прямым и искренним, любящим Россию. Несмотря на свою медийность, в обычной жизни он ведёт себя очень достойно, со всеми приветлив и прост в общении. Его увлекает наша история, наш менталитет. И меня не могло не радовать, что боец изъявил желание стать гражданином России.
Похожая история с получением российского паспорта и у Алексея Олейника. Алексей долгое время выступал как украинский спортсмен. И только к концу 2014 года получил российское гражданство. Это и натолкнуло снять клип с участием именно этих спортсменов. Мы до сих пор поддерживаем хорошие дружеские отношения. К слову будет сказано, Алексей до сих пор выступает в самой престижной спортивной организации по ММА – UFC и находится по рейтингу в первой десятке бойцов мира тяжёлой весовой категории.
– Что для вас самое главное в песне?
– В первую очередь текст. Я пишу песни не для того, чтобы под них танцевали. Для танцев слова не нужны. Для меня в песне главное – смысл. Русские народные песни и русские романсы всегда этим славились. На них детей воспитывали. А сегодня на чём воспитывают? Стань известным через вирусное видео и можешь не учиться. Вы понимаете? Отбивают у молодёжи желание получать образование. От этого мы теряем культуру речи, правописания. Сегодня моден лозунг не «Я умею», не «Я создал», а «Я везде». Это создаёт востребованность в обществе и подписчиков в «Инстаграме». Навязывается культ тела. А если за телом забывается душа, то это не делает тело интересным надолго. Но тело постоянно раскручивают и зарабатывают на этом деньги. Это целая индустрия оболванивания – от интернета до телевидения. Причём ведь нет ни одного отечественного проекта. Всё, что сегодня показывают по телевидению, – это копирка западных передач. Убивают артиста как автора. Автор не нужен. Делай так, как уже сделано, и ничего придумывать не надо. Схема отработана, она приносит доход. Но это не мой путь. Я подолгу работаю над песней и уделяю много времени каждому написанному слову. В каждой песне стараюсь обнажить душу, суть вопроса, который я поднимаю. Долго работаю над звукозаписью живых инструментов. Только сейчас, спустя 18 лет работы в студии, я понимаю, как должна звучать песня, чтобы её хотелось слушать.
– В одном из своих интервью вы признались, что в вашей жизни было два самых важных момента – когда вы поняли, что Бог есть, и когда осознали себя русским. Вы не можете вспомнить, как это было?
– То, что на свете есть Бог, – я почувствовал в детстве. Моего младшего брата сбила машина. Он лежал в коме и не мог прийти в себя. Вот тогда, не зная текстов молитв, я стал молиться Богу своими словами, и брат выжил. С тех пор я уверовал. И с тех пор я неоднократно убеждался в том, что Бог есть, в том числе и во время военных действий. Осознание того, что я русский, пришло ко мне в старших классах школы через изучение и переосмысление нашей истории. Когда понял, что Россия как империя начиналась не с Советского Союза. Я открыл для себя другую Россию. Листая биографии людей, живших до нас и отдавших жизни свои за Отечество наше, кровь в жилах стыла.
– А что для вас значит – быть русским?
– Это значит осознавать связь со своим народом и ответственность перед теми, кто был до нас, и теми, кто есть сейчас, и теми, кто будет после. Вот это триединство и даёт понимание ответственности. Кто не помнит прошлое и не думает о будущем, этой ответственности не имеет.
– Ответственности в чём?
– В своих поступках. У нас одна проблема – поступков мало. Говорить и спорить научились все. Советовать и критиковать тоже научились. Не научились – делать.
– Патриотизм в последнее десятилетие стал в тренде, а в 90-е это было слово ругательное…
– В то время я служил Родине и прочувствовал это на себе. Меня выгоняли из автобуса, когда я ехал на службу в военной форме. Жалованье офицерскому составу не выплачивали по полгода. Я имел право по предъявлению удостоверения на безплатный проезд. Тем не менее меня кондуктор вытолкнула из автобуса. В те же годы я создал в Артёме детский военно-патриотический клуб «Русский витязь». Это был первый клуб подобного рода в нашем городе. За то, что мы готовили подростков к армии, пресса нас обвиняла в фашизме, а власти замучили проверками. В это же самое время шла война в Чечне. Там гибли молодые парни. От незнания и неумения гибли. А у нас – ярлыки, проверки...
– На вашей страничке в соцсети «ВКонтакте» под одним из видеоклипов на русскую тематику я прочитал комментарий, в котором некто призывал вас организовать и возглавить национально-освободительное движение…
– На что я ему ответил, что я автор-исполнитель, а не автор-истребитель. Каждый должен заниматься своим делом. Мне самому многое не нравится из того, что происходит в стране, и я это выражаю в своих песнях. Я через песню разговариваю со слушателем. А революции никогда ни к чему хорошему не приводили. Если сегодня и нужна революция, то только в своём сознании. Порядок нужно наводить у себя в голове. На своём рабочем месте. У себя дома. Тогда, глядишь, и соседу понравится такой порядок, захочет у себя такой же навести. Примером своим нужно менять ситуацию в стране. Как говорил преподобный Серафим Саровский: спасись сам, и тысячи вокруг спасутся.
Полагаю, что Русский дом так и должен строиться – на личном примере и взаимовыручке, как это было у наших предков. Мой дед, военный лётчик, оставил нам альбом с генеалогическим древом нашего рода. Я знаю всех своих предков со времён Петра Первого. Большинство из них – военные. Мой отец, хоть и гражданский лётчик, но в своё время воевал в Египте. Дед служил на Кубе. Прадед воевал в Великую Отечественную. Я – в Таджикистане.
У каждого – свой фронт. Каждый на своём месте. И тогда будет порядок в нашем общем Русском доме.
Беседовал Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ