Александр Бобров - Весна на фатьяновской улице

Архив: 

 

Журнал «Русский Дом» подробно ведёт летопись Фатьяновских праздников, поэтому нет собой нужды рассказывать об этом самородке из города Вязники или перечислять вехи его короткой жизни (1919–1959), но всё-таки в юбилейном марте надо добавить несколько штрихов…

 

Судьба русской песни сегодня в России – печальна. А на Украине – просто трагична. В ноябре 2016 года – в месяце памяти Алексея Ивановича Фатьянова, который ушёл 40-летним в небесные и песенные просторы Родины, никто в российском эфире не вспомнил, что исполнилось 60 лет замечательному советскому фильму Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице». Напомнили нам об этом опосредованно – во всех новостных телепрограммах, когда в социальных сетях стало стремительно набирать популярность видео, на котором 83 юных студента а капелла исполнили на вокзале знаковую для Запорожья песню (музыка Бориса Мокроусова) из фильма «Весна на Заречной улице». Ту самую, фатьяновскую: «Когда весна придёт, не знаю», которой мы заканчиваем каждый праздник «На солнечной поляночке» в Вязниках. Пели ярко, широко, свободно и… по-русски! Зрители снимали флешмоб на телефоны. Кто-то плакал, кто-то злобно играл желваками. Но отважные девчонки и мальчишки не остановились до конца песни. Отклики – пронзительные!

Фатьяновский комитет и внучка поэта Анна Китина (Фатьянова) сумели добиться, что Президент России Владимир Путин заблаговременно подписал указ о «Праздновании 100-летия Алексея Фатьянова». Считаю, что в этом есть огромная заслуга телепрограммы и журнала «Русский Дом» – с 1993 года, со времени начала моего сотрудничества с программой и генеральным директором ТК «Московия» Александром Крутовым мы сделали семь полноценных песенных программ о песнях Фатьянова и праздниках в Вязниках (репортажи и статьи в журнале «Русский Дом» – просто не сосчитать). Теперь предстоит огромная работа – поэтическая, издательская, организационная – по достойной встрече юбилея.

В городе Вязники Владимирской области 21-22 июля пройдёт 44-й праздник «На солнечной поляночке». У каждого праздника есть, конечно, и вдохновители, и организаторы, и спонсоры, без которых сегодня никуда. Но истинным его хозяином является народ. В данном случае – вязниковцы.

Бывшая Вязниковская слобода раскинулась по правому берегу Клязьмы на нескольких горах, которые называются здесь Венцами. На одном из них – Вечный огонь и Аллея Героев. Вязниковская земля относительно численности населения дала их больше, чем любой другой край России – 26 Героев Советского Союза, а на подходе к Аллее Славы – бюст дважды Героя Валерия Кубасова – ещё недавно постоянного гостя праздника. На другом Венце находится городской парк и знаменитая теперь уж на всю страну Солнечная поляночка.

Хочу, готовясь к встрече с семью венцами Вязников, вспомнить несколько эпизодов и строф из минувших праздников.

Наша тридцатьчетвёрка

Когда открывался на Солнечной поляночке 34-й праздник русской песни над Клязьмой, в раннее утро его открытия я вспомнил, что в такой же июльский день 43-го года на Курской дуге развернулось грандиозное танковое сражение, что сам Алексей Фатьянов – ворвался в венгерский город Секешфехервар на атакующей «тридцатьчетвёрке», и сложил такие строки:
В том полыхавшем мире
Знал наступавший мужчина:
Танк «Т-34» – 
Лучшая в мире машина.
Много праздников разных,
Но этот – особого сорта.
34-й праздник – 
Наша «тридцатьчетвёрка».

Открывая действо, глава округа, поющий мэр, как мы его называли, Евгений Виноградов справедливо заметил, что Фатьяновский праздник, не стихавший и в самые трудные годы, переходит сегодня в звонкое наступление.

Юбилейный 35-й

После ливней и шквалистых ветров сама природа сжалилась над 35-м Фатьяновским праздником поэзии и песни в Вязниках. Два дня, пока лились песни над Клязьмой, стояла прекрасная погода.

На Солнечной поляне и рядом, среди деревьев, снова собрались тысячи поклонников песни. Но порой начинает казаться, что, несмотря на увеличивающуюся многолюдность самого праздника и обилие выступающих, сужается общероссийское поле истинно народной, фатьяновской песни. Тут надо прилагать государственные усилия, а не только на энтузиазме выезжать. В реальности этого – нет, о чём не раз писал я и говорил в эфире. Почему многие СМИ игнорируют истинно народный праздник песни? Это мне, отдавшему столько сил и времени для пропаганды праздника, – очень обидно.
Посреди разговорных бурьянов,
Масскультуры и матерных строк
Слышу ясное имя: Фатьянов.
Он в безвременье песню сберёг.

Эта песня не сразу взлетает,
Но в слоях языка парит,
На которых народ мечтает,
А не в «ящике» говорит.

Потому-то останется с нами
И поэт, и его сторона.
Впрочем, если б слова объясняли
Всё, то песня была не нужна.

В день Петра и Павла

В славном городе Вязники на Клязьме в городском парке на Солнечной поляночке вновь зазвучали безсмертные «Соловьи» Алексея Фатьянова. Пел их и выдающийся коллектив – дважды Краснознамённый ансамбль имени Александрова, и совсем молодой исполнитель – Евгений Кочергин из города оружейников Коврова. В честь 90-летия А.И. Фатьянова грянул в 36-й раз Фатьяновский праздник поэзии и песни.

Вязники по-прежнему неповторимы – они живут от праздника до праздника, готовятся к нему, ищут новые подходы и возрождают старые традиции. Открылась неожиданная выставка «Чай, чаёк, чаище», с утра в городском парке зазвенел новый районный фольклорный праздник «Вязниковские петровки» и продолжал шуметь «Город мастеров». Но, конечно, главные традиции здесь – песенные, духоподъёмные, созидательные. Фатьянов даже в поэтической форме требует от новых поколений верности делам отцов:
Не может быть забыто никогда
Из нашей жизни самой малой части,
Как штурмом брали трудные года
И по песчинке складывали счастье.

Почти семь часов (!) шёл главный концерт. Поэты читали новые стихи. То, что каждый праздник рождает новые поэтические строки – понятно, но поражает, что все последние годы звучат новые песни на малоизвестные, найденные в архивах стихи Фатьянова. Вот и нынче Валентина Варакина из Суздаля впервые исполнила песню с музыкой Владимира Карпова «Милая Настя», а заслуженная артистка Елена Калашникова из Химок исполнила песню Юрия Бирюкова на стихи военной поры «Не ломай козырёк». Вот это и есть истинно народное признание классика песни!

«Почему не колхозом?»

Все последние годы Фатьяновский праздник поэзии и песни открывается большим литературным вечером в Музее песни ХХ века. Так было и на 42-м фестивале. Здание музея – родительский дом советского поэта-песенника. Дед его – Николай Иванович Фатьянов, владелец иконописных мастерских и подсобного производства в Богоявленской слободе (ныне посёлок Мстёра). Другой дед, отец матери – Василий Васильевич Меньшов, был классным экспертом по льну льнопрядильной фабрики Демидова. Оба деда были старообрядцами, состоятельными людьми. После октябрьского переворота 1917 года всё имущество Фатьяновых было национализировано, дом отобран – в нём разместилась телефонная станция. Ныне он возвращён народу и наследникам, но уже в виде музея.

…Нам подарили замечательное факсимильное издание прижизненного единственного сборника Фатьянова «Поёт гармонь», изданного Владимирским книжным издательством в 1955 году. Сам-то Алексей Иванович, по воспоминаниям великого соавтора Василия Соловьёва-Седого, мог и ритм композитору подсказать, и некую мелодическую интонацию. Он понимал, что в истинно русской песне должна быть прежде всего поэзия, словесная красота и правда. Недаром все прежние сборники, включавшие великие песни, публиковались так: стихи Фатьянова, музыка – Соловьёва-Седого, Мокроусова, Пахмутовой... Но мы живём во времена перекройки смыслов, постмодерна и эксплуатации советского наследия в корыстных или политиканских целях. Самоценная поэзия, возвышенная и задушевная речь – как будто никому не нужны.

Премию семьи Фатьяновых, которую вручали внучка поэта Анна Китина и ответсекретарь Фатьяновского комитета Марина Буланова, получил поэт, драматург, актёр Юрий Юрченко. Юнна Мориц писала в своём воззвании: «Прекрасный, трепетный поэт, чистый лирик, художник, актёр, гражданин России и Франции, попал в плен к батальону “Донбасс”. Он никого не убил, не пытал, не унижал, не клал лицом в грязь, не сжигал заживо, как фашисты в Одессе, не достреливал прыгающих из окон, не бомбил детские сады, роддома и больницы, не громил беженцев из гранатомёта. Блестяще талантливый Человек, он просто хотел рассказать Западу о том, что творится за гранью информационной блокады, человекоубийственной лжи. Не каждому доступна такая доблесть и честь! Россия, Франция, Украина должны проявить такую же доблесть и честь, чтобы Юрий Юрченко вышел на свободу из плена».

Кстати, после исполнения знаменитой «Майскими короткими ночами…» Юрий по-солдатски прямо удивился редактуре: «Мы тебе все вместе дом построим». «Почему не так, как у Фатьянова: “Мы тебе колхозом дом построим”? Сегодня вместе – завтра врозь, а колхоз – это сила!». Ну, на каждом шагу от прошлого норовим отказаться, а значит, и от Фатьянова…

Кстати, мне порой кажется, что праздники наши и впрямь оторваны от реальной жизни, от будней, от повседневных дел и забот. Например, в Вязниках можно услышать ворчание, что лучше бы эти средства потратить на латание дорог или на повышение пенсий. По-моему, раньше никому и в голову такая мысль не могла прийти: отмените, мол, дорогостоящий парад на Красной площади или Пушкинский праздник в Михайловском с десятками писателей и добавьте пенсию. Как ни объясняет глава района, что и деньги спонсоров, и какие-то средства Министерства культуры выделяются конкретно на праздник, есть и такие настроения в трудно выживающем народе. И они объяснимы, потому что тот же Даль приводит другую мудрую поговорку: «Примечай будни, а праздники сами придут». То есть увенчают повседневные труды и приметные события золотым венцом праздника.

В час тоски и застолья непьяного
Любит песню российский народ.
И поёт он негромко Фатьянова,
Как народные песни поёт.

И не ведает даже про авторство,
И не знает, что споры идут:
В чём новаторство? 
                   Вот вам новаторство –
Нет поэта, а песни живут!

Александр Александрович 
БОБРОВ