Александр Крутов - Слово редактора - Геополитическое одиночество России

 

Вот уже почти пять лет США и странами Евросоюза проводится стратегия геополитического и военного окружения России с применением политических и экономических санкций. Такая политика, по мнению её сторонников, должна привести Россию к изоляции и застою и, в конце концов, – к капитуляции.

Но возможна ли сегодня изоляция страны в глобальном мире, причём такой, как Россия? Страны, которая занимает 1/6 часть мировой суши, раскинулась на два континента, в Европе и Азии, омывается 13 морями и имеет выход в три океана? У нас огромные природные и человеческие ресурсы, самые большие запасы пресной воды и лесов, гигантский аграрный потенциал.

Более того, те же антироссийские санкции 2014 года, которые продлеваются каждые полгода, открыли для нашей страны новые рынки сбыта, позволили отечественному бизнесу увеличить обороты производства продукции, возродить сельское хозяйство, найти новых поставщиков и партнёров. И, что самое главное, по-моему, может быть, впервые после развала СССР мы осознали, что у нас нет и не будет друзей, кроме нас самих.

Так что глубокая взаимозависимость современного мира делает политику изоляционизма вещью дорогостоящей и практически невыполнимой. Тем более, она влечёт много негативных рисков не только для страны, в отношении которой вводятся санкции, но и для тех стран, которые их вводят.

На мой взгляд, такая русофобская политика изоляционизма даёт возможность в полной мере использовать России своё геополитическое одиночество.

Одиночество, в отличие от изоляционизма и одинокости, – это время размышления, как говорится, разбора полётов. Одиночество позволяет человеку, как и стране, осознать свою свободу, независимость от других, понять свою уникальность, неповторимость, даёт умение находить и видеть смысл жизни, решать проблемы, полагаясь на себя. Знаменитый немецкий философ Артур Шопенгауэр считал, что «в одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле».

Одиночество является мощнейшим зарядом для развития. Оно даёт возможность сосредоточиться на главном. Тебе не нужно становиться чьей-то частью, ты уже целый.
Мы оторваны от традиции и порой не знаем, как изменить собственную жизнь к лучшему. Одиночество – это время размышления. Куда идти? Какой путь выбрать?

Продолжать следовать путём западной цивилизации? В настоящее время христианская суть Европы почти мертва. Более того, сложилась антихристианская культура, весьма агрессивная и жёсткая. Фактически разрушен институт семьи. Не случайно всё чаще говорят о «смерти христианской культуры Запада», «последних днях белого мира», «закате Запада» и т. д. Запад достиг предела своей физической мощи и умирает духовно опустошённым. Но он продолжает заражать нас своими болезнями – безбожием, потребительством, цинизмом, ложью, шовинизмом, пропагандой содомизма и вседозволенности.

Уже сегодня сознание русских людей заполнено образами, порождёнными западным миром, – от мультфильмов и детских игрушек до названий высших учреждений и должностей чиновников (президенты, премьеры, мэры и мэрии). Россия переняла экономический уклад Запада – олигархический капитализм. Почти вся собственность перешла в руки олигархии и сросшегося с бизнесом чиновничества, где основным мерилом эффективности являются деньги.

Но если Запад смертельно болен, то стоит ли погибать под его обломками? Как верно заметил немецкий мыслитель Фридрих Ницше: «Для одного одиночество – бегство больного, для другого – бегство от больных».

И сегодня мы слышим призывы к повороту на Восток. Но разве мы это уже не проходили? Вспомним свою историю: триста лет жизни с Востоком и не одна сотня лет с Западом. Княжества, царство, царская и советская империи... И каждый раз приходилось начинать с «разбитого корыта». Обе дороги пройдены. Мы не стали ни Востоком, ни Западом. И слава Богу! Наш двуглавый орёл, символ христианской государственности, свидетельствует, что Россия соединяет в себе два мира – Запад и Восток, что именно ей присуща универсальная вселенская идея.

Так, может быть, настало время пойти собственным путём? Тем, который и предназначен России Богом? Стать Третьим Римом? Именно под Третьим Римом монах Филофей подразумевал вероучительную и политическую силу Российского государства.

Для этого и дано нам одиночество: предложить человечеству свой вариант – с сохранением идентичности рас и народов, без превращения в безликую аморфную массу «людей экономических», когда основным мерилом эффективности выступают деньги.

Каким будет предстоящее нам одиночество?

Зависит и от лидеров, и от нас. Но главное, о чём забыли или, вернее,  что утратили властители Запада, проводя политику изоляции, что человек всегда с Богом. Его нельзя изолировать от Бога. В какой ты изоляции, если ты с Богом? Если на Западе, как сказал философ, Бог умер, то в России христианство набирает силу. Это мы видим по тому, как растёт количество храмов, монастырей. А самое основное: пусть и невоцерковлённых, но верующих во Христа становится на Руси всё больше и больше. Значит, России изоляция не страшна, потому что одиночество с Богом делает её сильнее и привлекательнее для мира.


Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №2, 2019г.