15 февраля – Сретение Господне
«Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещая сущия во тьме». Мы празднуем праздник Света, но, как у восходящего солнца, этот Свет остаётся сокрытым. Вначале, в вифлеемских яслях, этот Свет был видим немногими: волхвами, которые следовали за звездой, пастухами, которым явилось небесное воинство. Надо было ждать утра Пасхи, чтобы исполнилось то, что было обещано Ангелом Благовещения, и все могли увидеть этот Нетварный Свет, наконец воссиявший на земле. Крестные Страдания Господа, прободение Его пречистого Тела – то, о чём возвещает сегодня в Духе Святом праведный Симеон Пресвятой Богородице, – предсказание о единстве Её и всех любящих Господа со Христом. Перед этой тайной Христовой вся Церковь может сегодня вместе с апостолом Фомой воскликнуть: «Господь мой и Бог мой!». Потому что Свет является не только для немногих избранных, но для всех тех, кто коснётся Бога в Его Теле.
Тайна Храма – тайна Тела Христова, и эта тайна велика. Ибо мы должны пройти через крест, чтобы приобщиться Телу Христову. И воспринять этот Свет, ныне непереносимый для наших глаз.
Мы видим в Храме Пречистую Деву, держащую на руках Богомладенца. А праведный Иосиф Обручник стоит с двумя горлицами. По Закону Моисееву полагалось приношение в жертву агнца. Но, согласно книге Левит, бедные, не имеющие агнца, должны были приносить двух горлиц или двух птенцов голубиных. Две – потому что одна горлица должна была быть принесена во всесожжение, а другая – во оставление грехов. Это совершенно необыкновенное знамение. Святые отцы говорят, что две горлицы символизируют два Завета: Ветхий и Новый, и событие Сретения Господня является носителем обоих.
Первая горлица приносится во все-сожжение. Это значит, что жертва сжигается дотла. И дым от неё восходит к Богу. Ветхий Завет с его богоизбранным народом – всесожжение. И то же самое можно сказать о новом Израиле – Церкви Христовой. О всех душах праведников Ветхого и Нового Завета, приносящих себя Богу. Мы видим в Храме, в руках праведного Иосифа Обручника, безчисленное множество горлиц. Он держит всесожжение, смысл которого превосходит наше разумение. В одной руке у него – Ветхий Завет, а в другой – Церковь Христова, главное служение которой – совершать Евхаристию до Его Второго Пришествия. И эта вторая горлица должна быть принесена в жертву, и кровь её изливается во оставление грехов. Слышите ли вы слова Божественной литургии? «Сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Эти две горлицы представляют собой таинственное Тело Христово, которое образует Господь во святом человечестве.
Почему Господь и Пречистая Дева, Всесвятая, Всенепорочная, приходят в Храм для очищения? Чтобы исполнить положенное по Закону. Но для Христа это несравненно больше, чем просто символ. Речь идёт о тайне Искупления. Кто более мог быть посвящён служению Богу, чем Сын Божий, чем Сам Бог? И Бог Отец не имел нужды в искуплении Сына.
И вот Сретение, эта встреча с праведным Симеоном и Анной пророчицей. Они ждали Мессию, они ждали Света Израиля. Праведный Симеон и Анна пророчица увидели Его, и старец мог сказать: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое». Он увидел Христа, этот Свет в просвещение всех народов мира и народа Израиля. Святому праведному Симеону и Анне пророчице открылась глубина того, что должно будет совершиться – уничижение Бога, являющего полное послушание Закону, чтобы превзойти Закон, чтобы исполнить в полноте Закон Господень.
И у нас, христиан, кроме главного Закона Господня – Его учения, Его заповедей и таинств, тоже есть различные законы и установления церковные. Как в Законе Моисеевом были различные ступени, так в Церкви существует много образов послушания. Когда мы исполняем положенное, мы начинаем чувствовать себя настоящими христианами. Но Господь предупреждает нас сегодня: когда упраздняется суть, послушание может стать выражением нашей духовной лени.
Праздник Сретения Господня раскрывает нам тайну всесожжения. Когда мы – в Духе Святом, в Его сияющей свободе, в свободе славы сынов Божиих, тогда мы приносим радостное послушание Закону. Мы стараемся делать всё, что говорит нам Церковь.
Наше призвание – в приношении себя. Мы в этих двух горлицах, в этих двух птенцах голубиных. Мы – грядущая Церковь, которая пройдёт через великие огненные испытания, как она прошла через них недавно, в минувшем веке. Наше призвание – в этом, радостное, светоносное, свободное – для созидания и утверждения Церкви, которая есть Тело Господа нашего Иисуса Христа.
Протоиерей
Александр Шаргунов