Алексей Вульфов - Опыт православной музыки

 

После выхода в свет «Песнопений и молитв» Георгия Свиридова трудно говорить о каком-либо значительном явлении в области церковного пения без оглядки на это фундаментальное сочинение. 

Как «Жизнь за Царя» М.И. Глинки, как «Всенощная» С.В. Рахманинова, оно повлияло на духовное музицирование, вывело литургический жанр как особое явление из сугубо церковной музыки обихода.

Открытие музыки композитора Ильи Борисовича Толкачёва для меня было случайным (хотя ничего случайного, как известно, не бывает). В церковной лавке я услышал пение хора, очень чистое и вдохновенное, и, не желая того, прислушался к музыке, она захватила меня помимо моей воли. В этой музыке было что-то особенное, очень свежее, зовущее и очень оригинальное по гармонической расцветке созвучий. Я дослушал до конца, хотя был усталый после литургического стояния, и попросил показать мне диск. Это оказались хоровые произведения Ильи Толкачёва под названием «Опыт гармонизации обихода» в исполнении хора Храма Христа Спасителя.

Я был поражён искренностью, гармонической цельностью и чистотой, явной вещательностью и вместе с тем выверенностью, затейливостью музыки. Сразу же отметил, что, как и «Песнопения» Свиридова, она не мешает мне молиться, в ней нет выспреннего эгоизма ремесленника, пытающегося нарочитыми техническими средствами и эпатажем добиться того, чтобы его заметили. Состояние музыки И.Б. Толкачёва было естественным, простым по обращению к слушателю – но весьма значительным и строгим по складу, как и подобает жанру. Как сказано у афонских старцев: «Молитва должна быть простой», «На всё будем смотреть с простотою» (Паисий Святогорец).

С простотой – но не с простоватостью. Как говорится – хорошо быть из простых, но худо быть из простейших… Ныне закатят на клиросе глаза долу, стоят постные, бормочут под нос какие-то ноты, не умея петь и не желая этому учиться, но изображая лицом и фигурой моление, гоняют не спеша туда-сюда «параллельные терции» и думают, что это и есть «настоящее Православие». Но это всего лишь халтура и лень, портящие людям и молитвенное, и музыкальное настроение. «Главное – текст, ноты не столь важны» – иногда говорят такие певчие.

Попущение Господне быть церковному пению в России многоголосным по определению требует умелости, трудолюбия и поиска, без них оно в полноценном состоянии просто невозможно. В старину чистый слух передавался по наследству, пела вся Россия, но и тогда певцы больших и малых клиросов собирались на спевки – как же без этого? Нужно трудиться и искать, обновляться всё время, иначе ни в чём явлений не случится. И в этой церковной лавке я услышал словно с небес сходящее на меня то, что я так давно искал, – новое, убеждающее и красивое для меня музыкальное православное слово, голос талантливого, умелого, живого по музыкальному духу и светлого по мировоззрению современника.

Начнём с великолепного пения хора Храма Христа Спасителя. Какое молодое звучание! Какое благородство, чистота и выстроенность и вместе с тем простота звукоизвлечения, без выспренних вздохов, пауз, акцентов, «вокализмов» и прочей хоровой прямолинейности. Это какая-то горняя свежесть в звучании, свет разлитый, помысл живой, человечность. И – радость, радость от пения! Насупленности, муштрования нет! Как с близкими, давно знакомыми людьми общаешься, когда слушаешь их. Несомненно, хор Храма Христа сегодня – лучший российский хоровой литургический коллектив.

Очень важно, что И.Б. Толкачёв владеет и приёмами современного светского хорового языка. В его произведениях есть и диссонантность, и ораториальность, и декламация. Это откровенно композиторская музыка – и это очень хорошо, потому что закатывание глаз долу и маскировку неумелости «молитвенным настроением» Толкачёв заменяет честным ремесленным трудничеством и исканием.

Вообще, его «Опыт…» – хрестоматия хоровых приёмов и стилей. Это я изучал бы со студентами потактно, ибо он стоит на капитале осмысленных и хорошо изученных традиций. Такая музыка вполне годится как для обиходного пения в большом храме большим хором, так и для исполнения в концертах. Это музыка летящего как облако светлого и глубокого размышления, отзыва людям, миру жизни и, конечно, – Богу. Как оживляющая нашу жизнь звуковая фреска, делающая нас после прослушивания развитее и добрее, близящая к Богу красотой и правдой чувства и музыкальной краски, а не формальной многоголосной декларацией. Эта музыка при всей темноте и трудностях века сего есть, она сочинена и исполнена – слава Богу! «Да светит свет ваш пред людьми».

Нет сомнения, что после «Песнопений и молитв» Г.В. Свиридова «Опыт гармонизации обихода» И.Б. Толкачёва является новой ступенью развития русского литургического жанра. Это и новый этап в развитии всей русской музыки. С чем и поздравим себя, автора, слушателей и замечательных исполнителей этого произведения. Богу нашему слава!

Алексей Борисович Вульфов