...Завершился 2018-й царский год, 150-летие святого царя Николая и 100-летие мученической кончины его и семьи Романовых.
Из разговора двух паломников:
– Что вас больше всего влечёт в Крым? Места апостола Андрея? Умилительная мозаика храмов первых христиан? Херсонес, по улицам которого обезумевшие кони несли привязанных к ним епископов-мучеников? Место крещения крестителя Руси князя Владимира? Пещерные храмы и монастыри? Святые мощи исповедника Луки? Святые источники исцеления?
– Крым – святая земля. Это всё и ещё кое-что.
– А! Вы в восхищении от природы – море, горы, кипарисы...
– Я прихожу сюда к царским местам, чтобы сердцем прикоснуться к стопам удерживающих Отечество наше Божьим помазанникам. После зверского убийства царя и его близких в доме Ипатьева моя страна умылась кровью. Нет удерживающего...
Завершился 2018-й царский год, 150-летие святого царя Николая и 100-летие мученической кончины его и семьи Романовых. Сподобил меня Бог познакомиться с предводителем дворян Крыма Ольгой Дмитриевной Абакумовой. Я сейчас не хочу поднимать проблему дворян без двора (монарха) и «дворняжек», истинных потомков дворян старинных родов и нео, купивших титулы и находящихся под покровительством сомнительных аферистов. Дворянство – это не повод гордыни и чванства, а жизнь ради веры православной, своего Отечества и народа даже и вне монархии. Дворянство – это когда слова «честь», «достоинство», «благородство» не простые звуки.
Дворянскому собранию Ольги Абакумовой покровительствует жена родного племянника Николая II Ольга Николаевна Куликовская-Романова. С этой прекрасной женщиной мне приходилось общаться в Германии, в храме св. Марии Магдалины в Дармштадте, где обручались последние царь и царица России, и в Вольфсгартене – дворце герцогов Гессен-Дармштадтских, который очень любил святой царь.
В моём архиве есть фото 11 мая 1912 года императорской яхты «Штандарт» в бухте Новый Свет в Крыму. На фото, кроме будущих страстотерпцев, стоят два мальчика – дети герцога Эрнста. Младший сын – Людвиг, а его сын Мориц незадолго до своей смерти показывал нам граффити на стекле окна замка Вольфсгартена: «Алекс, Ники, 1896, 1899, 1903» (будущие мученики Александра и Николай). На дверном косяке метки роста Эллы – будущей преподобномученицы Елизаветы.
Дворянское собрание Крыма часто организует походы по царским местам, например, по тропе святого царя Гаспра – Ливадия. Эти несколько километров любил пешком преодолевать святой царь Николай.
Гаспра известна своим замком «Ласточкино гнездо», одним из символов Крыма. Трудно поверить, но долгое время здесь была дача генерала, врача, купчихи, промышленника. С 1914 по 2011 год даже ресторан. В 1978 году мы, тогда простые студенты, ещё могли себе позволить зайти туда. Спустя 40 лет сюда не зайдёшь. Здание в аварийном состоянии, и если его не реставрировать, оно повторит участь дачного сада, который вместе с куском скалы «Аврора» мыса Аю-Тодор (св. Феодора) упал в море во время землетрясения 1927 года.
Особый трепет чувствуешь в царском дворце Ливадии. С 1862 года тут устроена Крестовоздвиженская церковь по попечительству императрицы Марии Фёдоровны – ещё одной Гессенской принцессы, жены Александра II и дочери Людвига II.
Почему у дочери Людвига отчество «Фёдоровна»? Потому что все принцессы из Германии принимали Православие у Феодоровского образа Богородицы. Голубоглазая красавица Мария Фёдоровна была очень религиозна, пережила насмешки, смерть сына, измену мужа.
…А в храме Ливадии представляешь стоящий гроб с телом Александра III, по которому служит самую первую панихиду св. Иоанн Кронштадтский. Будто видишь святого царя Николая, смиренно опустившего глаза в молитве, святого царевича Алексея, который гладит колонны церкви и подаёт кадило священнику. Вот святая царица Александра прижимает палец к губам, обращаясь к маленькой Анастасии: «Не разговаривай!». Святые царевны Ольга, Татьяна, Мария тоже о чём-то молятся. Может, о своих будущих женихах, которых у них никогда не будет...
Зачем мне, монаху, так увлекаться вопросом монархии? Есть уже расхожая фраза: «Демократия (демонократия) в аду, а на Небе – Царство». Думаю: самодержавие – это лучшая форма правления, когда страна УДЕРЖИВАЕТСЯ УДЕРЖИВАЮЩИМ помазанником Божьим. Но библейская история еврейского народа учит нас, что царя ещё надо заслужить.
Архимандрит Варсонофий (Подыма)