Как выйти из толпы?
Иногда создаётся впечатление, что некоторые христиане ни во что не ставят материальную сторону жизни. Мне приходилось видеть такую «ревность не по разуму», когда глава семьи жертвовал большую часть зарплаты в монастыри, в то время как его детям постоянно на что-нибудь не хватало. Возможно ли обрести здесь равновесие, и существует ли оно? Ведь рассудительность, как известно, это то, что прежде всего следует иметь в христианской жизни.
Н.И. Озеркова, г. Тверь
Рассудительность – да. Она должна идти впереди всего. Но обретается она только в решимости подлинно следовать за Господом. Только так может установиться истинный порядок во всех наших оценках.
Разумеется, плохо, когда земное и наша ответственность за него как бы перестают существовать для нас. Но ещё хуже, когда забота о земном благополучии вытесняет всё. Христос пришёл, чтобы соединить небесное с земным. Но когда земное идёт впереди небесного, постепенно разрастается корень всех зол – «маммона неправды», как определяет Господь это явление. Чудовищные примеры безстыдно разбогатевших на нищете народа – у всех на глазах. Вот где настоящая маммона. Маммона – деньги, персонализованные и сакрализованные. Если с этой стороны посмотреть на историю человечества, где все определяется только земными интересами, то она вся предстанет безнравственной, поскольку строится на деньгах. Достаточно упомянуть революцию 1917 года и то, к чему она привела.
Господь зовёт Своих учеников к более глубокой и энергичной жизни в осуществлении своего призвания. Невыносимо слышать, что «сыны века сего» блистательно преуспевают в своих безчестных делах, в то время как «сыны света» порой слишком мало – в своих. Если Царство Божие – ваша цель, столь же желанное, как богатство для «сынов века сего», – тогда делайте, как они: употребляйте для этого весь ваш ум и все ваши силы. Только так, повторим ещё раз, вам будет дано просветиться подлинным разумением происходящего и обрести настоящее равновесие.
Здесь второй урок относительно денег: в ваших руках – адский огонь. Это бомба замедленного действия, как сказали бы сегодня. Так спешите же избавиться от неё, говорит нам Христос: отдавайте ваши богатства нищим, нуждающимся – осчастливьте себя этим. Они станут вашими друзьями, которые примут вас в Царство Божие, поскольку, вероятно, они достигнут его раньше вас.
Это и есть всё или ничего Христово. «Никто не может служить двум господам. Не можете служить Богу и маммоне». Заповедь Господня радикальна и всеобъемлюща. Мы должны принять её такой, какая она есть, или оставить её. Она зовёт нас всё оставить, чтобы следовать за Ним, отказаться от всего и выпустить из рук, даже от того, что считается священным в нашем мире. Это деньги, это всякого рода богатство вообще. Ученик Христов должен прежде всего поставить Бога в центре своей жизни и всякого своего выбора, вырвать с корнем любовь к деньгам – то самое сребролюбие – и открыть глаза на нищих и принять их в расчёт. И затем, когда он по-настоящему встанет в сердце своего бытия, ученик Христов должен принять всю ответственность в мире таком, каков он есть, с его экономическими законами и материальной реальностью, учитывая нужды своей семьи, с хранением личного равновесия. Но при этом он не должен брать своей рукой у Бога то, что он отдал другому. Будут идти безконечные дни, когда он должен будет принимать решения, которые могут казаться нерациональными, защищать то, что может выглядеть утопическим. Но Господь никогда не забывает Своих. «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба», – любил всю жизнь повторять святой праведный Иоанн Кронштадтский слова псалма, всё более входя своими необыкновенными подвигами милосердия в тайну любви Христовой.
Дорогой отец Александр! В одной из своих книг вы пишете, что народ без Христа превращается в толпу. Вопрос: как выйти из толпы?
Е.А. Краснопёров, г. Калуга
Преодоление обезличивания человека совершается благодатью Божией. А благодать, по дару Христа, как Он Сам говорит, даётся только молитвой и постом.
Прежде чем начнутся подготовительные недели к Великому посту воскресным Евангелием о мытаре и фарисее, в Церкви читается Евангелие о Закхее, где, мне кажется, очень наглядно и подробно даётся ответ на ваш вопрос.
Закхей принадлежит к разряду грешников и мытарей. Хуже того – он начальник мытарей, но он ещё к тому же богат, и мы знаем, каким препятствием может быть богатство, чтобы пробиться ко Христу. «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19, 24).
Однако первое препятствие, какое встречает Закхей на своём пути, это толпа. Закхей маленького роста и не может из-за толпы видеть, кто есть Иисус, и, естественно, не может быть увиденным им. Как мальчишка, начальник мытарей бежит, обгоняя толпу, забывая о своём положении и достоинстве, чтобы взобраться на дерево. И он вовремя успевает, потому что проходит Христос и поднимает глаза к нему.
Святая Церковь призывает нас накануне Великого поста задуматься об одной из главных преград, отделяющих нас от истинной жизни. Каждый человек, как бы он ни был высок, – Закхей: «маленького роста» не только физически. И ему не видать Христа, пока он не выйдет из толпы.
Что такое толпа? Колеблющаяся, изменяющаяся, как море, стихия, и как море, поглощающая всё. Любая толпа страшна своей переменчивостью и почти естественной готовностью раствориться в безликой лжи. Что скажут одни, стоящие впереди, то повторяют все. Толпа – это «мнение», которое довлеет над людьми, так называемое «общественное мнение». Она легко превращает всех в однородную массу. Человек теряет себя, он повторяет то, что говорит толпа.
Как это знакомо нам из недавних наших лет: людей сажали, расстреливали – «знать об этом не хотим!» Как ничего не изменилось сегодня: народ растлевают, уничтожают – «слышать этого не желаем!» Толпа не хочет задумываться, анализировать: так надёжнее, спокойнее – «как партия сказала!» Как скажут теперь те, кто у власти. Существует особенная опасность для русского народа – стать толпой.
Человечество становится толпой по мере того, как оно, отрываясь от Бога, подчиняется злу и смерти. В общем, все люди до определённого момента представляют из себя толпу, даже если их собирается только двое или трое. Вот характерный рассудительно-благодушный разговор в сквере на лавочке особ почтенного возраста, наблюдающих, как матерятся мальчишки: «Мы теперь не имеем права им ничего говорить. Это им теперь разрешено». Типичный образ сознания толпы: «Теперь это узаконено». Убивать будут, как убивали недавно, – толпа промолчит или ликующе одобрит.
Толпа страшна тем, что она может любого оклеветать, поднять на смех – каким смешным был для неё бегущий по улице, карабкающийся на дерево коротышка Закхей! И толпа может любого возвысить. Толпа ищет кумира, и та же толпа того, кого она приняла, может через минуту отвергнуть. Ведомая самыми дурными инстинктами, масса людей пре-вращается в стадо, которое завтра, быть может, поведут в цирк смотреть, как христиан отдают на растерзание львам. А может быть, поведут на свою же собственную бойню. Когда масса людей превращается в стадо, бесы могут вселиться в толпу и низринуть её в бездну. Недаром физически страшным бывает порой попасть в толпу – могут растоптать. И точно такое же может произойти морально.
Как выйти из толпы? Надо решиться на поступок. Этот поступок – не быть как все, когда все – толпа. Но этого недостаточно. Многие шли до конца в своём отрицании толпы и остались в ещё большей пустоте, в ещё более страшном аде одиночества. Проклиная толпу, они прокляли в конце концов жизнь, всё человечество. Да, пока человек не увидит Христа, он так или иначе остаётся «человеком толпы». Надо иметь мужество сопротивляться навязываемой толпою тьме и сильное желание вырваться из неё, и это может быть осуществлено, только когда человек устремлён к самому главному смыслу.
Как говорит блаженный Августин, мы видим Бога, потому что Бог видит нас. Не мы первыми возлюбили Его, а Он нас. Если бы Христос не заметил Закхея, не обратился к нему, жизнь начальника мытарей озарилась бы на какие-то мгновения надеждой и опять бы погасла во тьме. Но для того и пришёл Христос в Иерихон, чтобы найти в нём Закхея. Никто не может потеряться в какой угодно толпе, и, как говорят святые отцы, когда мы делаем шаг навстречу Богу, Он делает по крайней мере десять шагов навстречу нам. Или, как сказал один проповедник, Закхей поднялся на два метра в земное небо, и Небо небес тотчас сошло к нему.
«Закхей, сойди скорей, ибо Мне надобно быть у тебя в доме», – говорит Господь. Всё определяется этой новизной, этим присутствием Господа. Ветер чудный вымел всё, что было его, он больше не может сказать: «Это моё: моё знание, моя вера», ибо всё принадлежит Богу. Раньше он заботился о накоплении богатства, а теперь – новая жизнь. Всё прежнее кончилось, он отказывается от всего, чтобы дать место новому богатству. «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 8). Всё ещё как будто – по слову Предтечи, обращённому только к естественной справедливости: «У кого две одежды, тот дай неимущему» (Лк. 3, 11), но уже богатство для него – нищета, и нищета – богатство, и смысл имеет только жизнь, отданная до конца Христу.
Воистину, толпа – стены Иерихонские на пути ко Господу. Если ты хочешь узнать, как сила Божия может всё одолеть, вспомни Иерихон, как его стены пали не силой меча или орудия осады, а победным криком во имя Господне.
Та же сила Господня всегда принадлежит всякому немощному человеку. «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18, 11), и мы, погибающие, ищем Его, мы, мёртвые, приобщаемся Его жизни. От этой близости Божией вся сила перемен. Невозможное становится возможным – тот, кто был мёртвым, становится живым. Христос всегда посреди грешников, исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Он всегда посреди толпы, даже если эта толпа сменяет крики «Осанна!» на крики «Распни Его». Закхей, исполненный ликования, теперь может сам войти в любую толпу. Теперь кому-то другому, не ему, она не даёт увидеть Христа, как слепому в Иерихоне при приближении Господа велит замолчать. Может быть, от исцеления Закхея, как от прозрения иерихонского слепого, совершится большее чудо – толпа станет народом. И те, кто с тёмным ропотом говорили о Христе, что Он ничего не понимает, потому что вошёл к Закхею, грешному человеку, теперь, как после чуда прозрения сидящего у дороги слепого, с изумлением скажут: «Бог посетил народ сей».