В канун Нового года в редакцию приходят письма, в которых читатели спрашивают совета: «Можно и нужно ли православным отмечать гражданский Новый год, тем более что праздник приходится на строгие дни Рождественского поста»?
Что же мы отмечаем 1 января? Календарную дату или какую-то тайну времени, заключённую в словах «Новый год»? Неужели и впрямь именно в этот день исчезает «прошлое» и начинается «будущее»? И пока бьют часы в новогоднюю полночь, жизнь для миллионов людей как бы замирает, – и с двенадцатым ударом они начинают отсчёт новой жизни. Новой ли? Что меняет в человеке бой курантов? Он сразу становится лучше, чище, светлее, добрее?.. Разве нельзя начать такую новую жизнь с чистой страницы в любой день недели? В любое время года. Кстати, у русских людей началом года считалось и 1 марта, и 1 сентября.
Бог создал мир вне времени. В книге Бытия читаем: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для… времен, и дней, и годов... И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды» (Быт. 1, 14-16). Юлианский календарь составлен как раз с учётом трёх основных астрономических объектов – Солнца, Луны и звёзд. Это даёт основания считать его подлинно библейским календарём.
В отличие от юлианского, григорианский календарь учитывает лишь один объект – Солнце.
На I Вселенском Соборе в Никее в 325 году были установлены основные правила церковного календаря – расчёт Пасхалии (даты Пасхи и подвижных праздников) и начало года 1 сентября.
После Крещения в 988 году Русь приняла и византийское летосчисление – от сотворения мира. До XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта. Только в 1492 году произошло слияние гражданского и церковного новолетия – началом года официально стало 1 сентября. На протяжении двух веков это был церковно-государственный праздник.
Однако через несколько месяцев после того, как 1 сентября 7208 г. (от сотворения мира) Русский мир отпраздновал свой очередной Новый год, пришлось празднование повторить. Это произошло потому, что 19 декабря 7208 г. был подписан и обнародован именной указ Петра I о реформе календаря в России, по которому вводилось новое начало года – от 1 января и новая эра – христианское летосчисление (от «Рождества Христова»). Петровский указ назывался: «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Поэтому в указе предписывалось день после 31 декабря 7208 г. от «сотворения мира» считать 1 января 1700 г. от «Рождества Христова». Чтобы реформа была принята без осложнений, указ заканчивался благоразумной оговоркой: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от Рождества Христова, сряду свободно».
С тех пор 1 сентября отмечается только церковный праздник, который сохранил старинное название «начало индикта». Поскольку первые школы были церковно-приходскими, обучение в них начиналось с церковного нового года – с 1 сентября, то и сегодня учебный год, как и в старину, начинается в сентябре. А гражданский новый год – 1 января.
Но на этом приключения Нового года не кончились. В начале ХХ века к власти в Российской империи пришли большевики. Разрушив до основания старый мир, они начали строить новый мир и нового человека. Почувствовали себя властителями времени и перевели всю нашу жизнь с юлианского календаря на григорианский в соответствии с западноевропейским календарём. «Мракобесный» календарь заменили на «прогрессивный». Ложась спать 31 января 1918 года, поутру люди проснулись 14 февраля 1918-го. Тринадцать дней «как корова языком слизнула». Все жители стали на 13 дней старше.
Церковь же продолжала жить по юлианскому календарю: 25 декабря Рождество, а уж через седмицу и Новый год. А советское государство, провозгласив, что Бога нет, так что нечего праздновать Рождество Христово, начало планомерно уничтожать храмы и священников, выкорчёвывая из людских душ «религиозный дурман». Взамен был предложен Дед Мороз со Снегурочкой.
В 1923 году Русскую Православную Церковь пытались перевести на «новый стиль», но православные, несмотря на жесточайшее давление и репрессии, за исключением немногих приспособленцев, отказались. И советская власть ничего с этим не могла поделать. По воспоминаниям современников, «русские люди упорно праздновали зиму по старинке. Новый год по новому стилю отмечали только в учреждениях. Ёлки ставили в домах на «настоящее Рождество», когда по новому стилю было уже 7 января, и они стояли, как бы в укор советской власти, до 14 января, получившего название «Старый Новый год». Православные христиане, по наставлениям апостолов, рассчитывают праздники по юлианскому календарю.
Католики и протестанты считают праздники по григорианскому календарю. В Православии считается, что григорианский календарь нарушает последовательность событий в Библии и приводит к каноническим нарушениям: Апостольские правила не допускают празднование Святой Пасхи ранее Пасхи иудейской. Переход на новый календарь означал бы разрушение Пасхалии.
На сегодняшний день только пять Православных Церквей пользуются юлианским календарём: Русская, Сербская, Грузинская, Иерусалимская и Польская.
Сегодня часто раздаются призывы, чтобы и наша Церковь жила по григорианскому календарю. Хорошо сказал на это один сельский батюшка: «Менять всю стройную богослужебно-календарную систему только из-за того, что кому-то хочется поесть мяса за новогодним столом, – для верующих людей слабая мотивация».
В конце концов, безбожный СССР исчез, оставив после себя удивительный для всего мира «Старый Новый год». Сегодня старые традиции тесно переплелись с советскими. Кто во что верит, тот то и отмечает. Для православных верующих Рождество – это главный праздник, а Новый год – не более чем календарная дата.
Церковные правила не запрещают верующим людям в постные дни собираться за праздничным столом. Более того, только в пост и празднуются такие великие церковные праздники, как Преображение Господне и Вход Господень в Иерусалим. Во многих церквах в эти ночные часы идут службы.
Рождество – праздник торжества христианской веры. День и событие: рождение Христа дало начало новой веры и перевернуло мир. Любой праздник кончается, и начинаются будни. Но именно свет Христов таинственным праздником присутствует и в буднях, делая всю нашу жизнь трудной, порой до изнеможения, но радостной дорогой к Богу – в жизнь вечную.
С Рождеством Христовым!
Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №1, 2019г.