Бога обмануть невозможно. Этот мир с его духовными и материальными законами сотворили не мы с вами. Но если законы материальные мы учитываем хотя бы ради соблюдения собственной безопасности, то законами духовными почему-то дерзко пренебрегаем.
В результате калечим собственные души и души наших детей. С каждым годом совершается всё больше страшных, безсмысленных преступлений, отсылающих нас к таким глубинам человеческой души, что самая изощрённая психиатрия только разводит руками.
Мы живём в состоянии жесточайшей войны, в которую волей или неволей вовлекается каждый. Эта война ведётся духами тьмы против людей, и самые жестокие преступления, самые мерзкие пороки, о которых мы слышим всё чаще, – это проявление тайной, разрушительной работы бесов. И благодушие на этой войне означает лишь скорую гибель.
Именно об этой войне говорит апостол Павел: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12).
Верим мы в это или нет, но диавол действительно ходит, как «лев рыкающий», ища, кого поглотить. Человеко-убийца искони, он ненавидит человека за то, что тот сотворён по образу и подобию Божиему и, несмотря на самые чудовищные падения, покаянием может обрести утраченную благодать. Эта возможность покаяния, примирения с Богом особенно мучает бесов, потому что служит обличением их гордости – главного препятствия для спасения.
Душа призвана к освящению, к сознательной жизни в согласии с Богом. Но, имея свободную волю, человек может распоряжаться ею как во благо, так и во вред себе. Вот эту свободную волю и стараются склонить на свою сторону духи тьмы, чтобы ввергнуть человека в погибель. Цель бесов – осквернять и губить человеческие души, и «лучшие» их помощники в этом страшном деле – наши маловерие и безпечность.
Святые отцы подробно описали процесс вовлечения человека в грех и посредством греха в вечную муку. Бесы не ведают наши сердечные помышления, но они пристально следят за тем, на что человек обращает особенное внимание, к чему у него есть природное расположение. Один с детства упрям, другой сластолюбив, третий гневлив… Сами по себе эти качества не означают ещё греховных наклонностей, ибо упрямство, решимость в преодолении трудностей – качество, которое необходимо и в духовной жизни… Сластолюбие в высшем значении этого слова похвально, ибо ничто в мире близко не может сравниться со сладостью духовной, не зря мы восклицаем в акафисте: «Иисусе Сладчайший, спаси мя!» Здесь идёт речь не о приторной душевности, но о стремлении к высшей духовной сладости, к живому общению с Богом… Даже гнев заложен в нас Творцом как действенное средство отвержения всего нечистого и греховного.
Замечая в человеке те или иные наклонности, бесы постепенно, тайно, через греховные помыслы и ощущения эти наклонности извращают и через них вовлекают человека в погибель.
Вот почему важно уже со школьной скамьи приучать детей к трезвению, к внимательному и сознательному отношению к внутренней жизни, к твёрдому пониманию: что есть добро и что есть зло. Всякий человек, независимо от пола, социального происхождения, способностей и характера, призван стоять на страже своего сердца. И то, что происходит в душе, должно быть оценено и осмыслено должным образом.
Итак, к нам непрестанно приходят греховные помыслы и ощущения, порой совершенно безсмысленные, дикие и пугающие. Так действуют на душу бесы – духи тьмы, и избежать их влияния не может ни один человек. Это влияние в святоотеческой литературе называется прилогом. Но какими бы мерзкими, гадкими и страшными ни были мысли и чувства, возникающие в душе, пугаться их не нужно. В самом прилоге ещё нет греха, и за появление его в душе человек не несёт ответственности перед Богом. Здесь самое время отвергнуть грех и всё внимание обратить к Богу, потому что без молитвы, без помощи Божией ни один человек не в состоянии справиться с действием зла. Вы только вдумайтесь: бесы живут тысячи лет, ничего не забывают и постоянно совершенствуются в погублении людей. Они очень легко могут обмануть, запутать любого человека, даже самого умного, и в конце концов погубить его, потому что это и только это составляет их цель. Вот почему святые отцы говорят, что опасно даже задерживать внимание на греховных чувствах и мыслях, нужно сразу решительно отвергать их и всей душой обращаться к Богу. И другого пути нет!
Следующий этап вовлечения человека в грех называется сочетанием. Здесь уже действует сам человек, и действие это связано с греховным произволением. На этой стадии падения человек проявляет интерес к возникающим в его душе греховным образам, ощущениям и мыслям, обращает на них внимание, пугается, смущается от действия бесовских сил, начинает с ними собеседовать, спорить, запутывается и омрачается пуще прежнего… Или, наоборот, начинает сочувствовать этим помыслам, услаждаться ими… Всё это начальная степень греха, незаметная для окружающих, а что хуже всего – не осознаваемая зачастую и самим человеком. Ничего не зная о действии бесов, человек попросту может не понимать того, что с ним происходит, и, сам того не ведая, продолжает вовлекаться в грех. Первый признак сочетания греху – это укоры совести. Нужно обязательно покаяться и исповедаться, если случилось посочувствовать греховным помыслам или, напротив, впасть в уныние, тоску от их действия.
Если человек проявил большую беззаботность и легкомыслие, если он уже прямо вступает в общение с греховными мыслями и ощущениями, соглашается с ними, то эта степень грехопадения называется сложением. Бесы как бы срастаются с человеком, а сам человек уже стремится, хотя бы и безсознательно, исполнить бесовскую волю.
Следующая степень – пленение. Это состояние, когда человек явно, в словах и поступках грешит, и, хотя начинает понимать, что жизнь его разрушается по этой причине, но уже не может ничего изменить самостоятельно. На этой стадии человек так срастается с грехом, что без него не представляет своей жизни. Если он прекращает грешить, то весь мир кажется ему тусклым, безсмысленным и пустым. И даже когда человек пытается противиться, бороться с грехом, то падает снова и снова, доходя порой до нравственного изнеможения.
И последняя, самая опасная степень развития греха – это страсть. Человек уже в полном смысле сделался рабом греха, и этот грех влечёт его к смерти. Больше того, через одержимого страстью человека бес старается погубить как можно больше людей. Так взрываются бомбы в метро, школьники расстреливают в классе учителей и товарищей, мужья убивают собственных жён и детей, а затем пускают себе пулю в висок… Примеров, увы, более чем достаточно.
Борьба с грехом неимоверно трудна, а последствия страстей всегда мучительны. И чем глубже в человеке укоренился грех, тем труднее от него избавиться. Но, по учению Церкви, наблюдение за собой и отсечение греховных прилогов не требуют крайних усилий. Это действительно «лёгкое бремя», и счастлив человек, который как можно раньше узнал и полюбил Бога и с Его помощью проводит жизнь внимательную и трезвенную.
Духовная война в разгаре, незримая брань кипит с небывалой ожесточённостью, и сотни тысяч людей гибнут в этой войне, а наши дети лишены элементарных навыков «гражданской обороны». И в этом, конечно, вина нас – взрослых.
Кажется, пора более чем серьёзно говорить о введении в школе нового предмета: «Основы духовной безопасности». Это не значит, что детишек нужно пугать рассказами о жестокостях той духовной войны, которая непрестанно ведётся против человека; не значит, что нужно раскрывать ужасающие подробности этой брани… Но сам факт такой войны им должен быть известен уже с раннего детства, и по мере взросления надо раскрывать постепенно и реальные картины этой безпощадной брани, уносящей множество жизней, зачастую просто из-за незнания и безпечности.
В эту войну вовлечены все без исключения, и вопрос состоит только в том, в каком качестве – в качестве безпомощной жертвы или вооружённого воина, «препоясавшегося истиною… облекшегося в броню правды… надевшего шлем спасения… вооруженного щитом веры и мечем слова Божиего» (см.: Еф. 6, 13–17). И необходимость этой «милитаризации» – это не безумная прихоть церковников, но вопрос жизни и смерти, вопрос выживания в наше больное, безумное время. К слову, уже во время крещения человеку объявляется, что он стал воином Христовым, и только от нас зависит, насколько мы останемся верны этому высокому званию.
Может показаться, что наша цель – это воспитание в детях ожесточения, суровости и безчувствия в отношении всего человеческого, душевного, но это не так. Цель Церкви – привить понятие о подлинной доброте, защитить детей, да и взрослых тоже, лишённых элементарных знаний о духовной войне, от гибели «по неосторожности». И цель духовного образования состоит именно в том, чтобы донести до ребёнка простую истину: полноценная, здоровая и радостная жизнь возможна только в согласии, единстве с Богом! Он – благ, и слишком высока цена вопроса, чтобы позволять нашим детям постигать эту истину методом от противного. Лучше бы нам тогда повесили мельничный жернов на шею и ввергли в море…
Наш долг – научить детей блюсти чистоту души, а для этого само понятие чистоты должно быть опытно усвоено нами, взрослыми, и передано детям не только посредством слов, но личным живым примером. И времени для рассуждений и безбожных педагогических экспериментов у нас больше нет. Видя духовное разложение общества, пора уже перестать «изобретать велосипед» и обратиться к благодатному, животворящему опыту Церкви.
И давайте помнить: пока мы размышляем о том, надо или не надо учить детей основам духовной безопасности, с ними безшумно и незаметно для окружающих, в уме и чувствах ведётся разрушительная работа, с ними беседуют те, кого мы даже не видим, но кто сознательно ищет и, к сожалению, находит средства к погибели. Бесы присматриваются, терпеливо подбирают к нашим детям «индивидуальный подход», вступают с ними в тесную дружбу, а затем… А затем наши дети выпрыгивают из окон, погибают от передозировки, оказываются на скамье подсудимых… И все недоуменно восклицают: «Как же такое могло случиться?!»
А вот так… Из-за нашей безпечности и неверия в Того, Кто не случайно зовётся Спасителем.
Священник Димитрий ШИШКИН