В «лихие девяностые», когда чубайсы, ельцины, березовские, фридманы, гусинские, абрамовичи и тому подобные делили и «прихватизировали» богатства страны, опускали Россию на колени, а власть расстреливала Верховный Совет и людей, несогласных с ней, в мае 1993 года под эгидой Русской Православной Церкви собрались русские люди на первый Всемирный Русский Народный Собор, чтобы обсудить не как лучше разрушать и разворовывать созданное трудами предков, а грядущую судьбу России.
Вот вопросы, которые обсуждал Собор: «О понимании национальных интересов России и русского народа», «Пути улучшения и охраны среды обитания русских», «Основы национальной программы улучшения здоровья и демографической структуры русских», «Государственное развитие России», «Основные положения программы возрождения хозяйства страны», «За народную трезвость», «О возвращении русским их национальных святынь», «Основы национальной программы воспитания и образования», «О защите и возрождении русского языка», «О русской нации», «Русская культура, воспитание и образование», «О русской национальной школе», «Пути и цели духовного возрождения России».
Вы, наверное, обратили внимание, что в повестке собора везде стоит слово Россия, а не Российская Федерация. Для нас это разные понятия. Это подтверждают и эксперты в области российской государственности. Россия – это исторически Богом данное нам государство, начало которого уходит в глубину веков. Оно создавалось не волей каких-то людей, а веками потом и кровью, трудом и воинской славой коренных народов, объединённых желанием строить единую империю. Федерация – это одна из политических форм Российского государства, которая может быть заменена другой, как уже было в истории.
Россия образовалась естественным историческим путём объединения исконных земель её коренных народов. Они – учредители исторической России как носители государственного начала.
Нынешняя Российская Федерация была образована из произвольно нарезанных ещё большевиками кусков единого государства – СССР. «Многонациональный народ», который назван учредителем РФ, это некая безликая масса людей, которая объединена не идеей государственности, а формальным нахождением под властью демократов», – отмечает историк Татьяна Грачёва. Никто не спрашивал русский народ, хочет ли он учреждать РФ, вероятно, боясь того, что на всесоюзном референдуме большинство русских проголосовали за сохранение единого государства.
Как и что удалось решить за эти годы, я думаю, у каждого есть свой ответ. На мой взгляд, многое, о чём говорилось за 25 лет, – о национальном возрождении, здоровье нации, духовно-культурных традициях, единстве народов, базисных ценностях, миссии России в XXI веке, будущих поколениях и других насущных проблемах – так и осталось в решениях, резолюциях, обращениях, рекомендациях. И хотя слово РУССКИЙ стало за эти годы звучать и с трибун, и в устах власть имущих, и в средствах массовой информации, всё так же задаётся недоумённый вопрос: «Были советские, стали россияне, когда же будем русскими»? Ответ даёт наша история: когда станем православными. Православными не по названию, а по вере, мировоззрению.
Ради чего живёт человек? Ради денег, славы, удовольствий? Многие скажут: «А разве плохо иметь много денег?» Да, деньги, конечно, могут многое, но далеко не всё. Очень многих людей, кто имел их, как говорят, немерено, они не спасли от беды. Богатство, как и бедность, сильно искажает взгляд на подлинную суть вещей.
Верующие же скажут, что человек живёт ради спасения. И вся земная жизнь – это подготовка к жизни вечной. Можно сказать, своеобразный ЕГЭ. Ведь нам всё время приходится делать выбор, каждую минуту, секунду. Выбираешь одно, предавая другое. Порой мы делаем выбор, считая его правильным, и только время показывает, как мы ошибались. Каждое действие или бездействие становится либо поступком, либо проступком, либо преступлением. Начинаешь оправдывать свою жизнь. Начинаешь лгать. Выбор, свобода, данная нам Богом, определяет нашу судьбу. Христос сказал: «Но да будет слово ваше: “да, да”, “нет, нет”; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5, 37).
Ни богатому, ни бедному от смерти не уйти. Нас ждёт вечность и Божий суд. И неизбежность ответа за грехи. Вот и получается, что мир у нас один, но мы видим разные его стороны. Русский человек видит его православным мировоззрением, так как именно Православие сделало его русским. Так что есть русскоговорящие и есть русскомыслящие.
К какой категории вы отнесёте российских миллионеров, которые предпочитают держать свои деньги за рубежом? В отечественных банках они хранят лишь 30 % сбережений. Об этом говорится в отчёте «Private Banking в России 2018», подготовленном компанией Frank RG.
Интересна динамика роста сбережений богатых. В 2017 году Frank RG уже оценивала средства, размещённые за рубежом, в 7 трлн рублей или 112 млрд долларов. По результатам первого полугодия 2018 года, эта сумма увеличилась до 7,72 трлн рублей. К концу года, по прогнозу Frank RG, до 8,67 трлн рублей. Может, чуть меньше.
Получается, что богатые в нашей стране продолжают богатеть, несмотря на кризис. И они по-прежнему не связывают своё будущее с Россией. Эти люди, можно сказать, живут в другой стране, поскольку они всем владеют через офшоры. Тогда возникает вопрос. Если они не заинтересованы в преуспеянии России и их цель выжать из страны всё, что можно, и неважно каким путём, то кто эти люди: русскоговорящие или русскомыслящие?
Я считаю, что если для тебя Россия – страна для окучивания денег или страна проживания, то ты – русскоговорящий. Живи и дай Бог тебе здоровья. Только найди время и задумайся не только о смысле жизни, но и о смысле смерти.
На каждом Всемирном Соборе обсуждался вопрос вопросов: духовно-нравственное здоровье России. После крушения СССР, с приходом к власти демократов и переходом к дикому рынку в духовной жизни общества наметился заметный спад.
В России началось строительство капитализма в его худших чертах. Господствующей стала либеральная идеология, пропагандирующая и оправдывающая накопление материальных благ. Поклоняясь золотому тельцу, люди стали игнорировать нравственную сущность своих поступков. Эту тенденцию подметил ещё Фёдор Михайлович Достоевский в эпоху бурного развития капитализма в Российской империи. Он писал: «Ведь теперь их всех такая жажда обуяла, так их разнимает на деньги, что они словно одурели» (Ф.М. Достоевский «Идиот»).
И как результат – коррумпированный режим разлагает общество. Люди перестают видеть грань между нормой и преступлением, утрачивают способность различать добро и зло. Зло и добро подаётся как условность, нет никакого зла и нет никакого добра. Всё можно, делай то, что доставляет тебе удовольствие. Как часто мы видим, особенно с телеэкранов, как люди с червоточиной души получают духовную власть развращать и взрослых, и детей. А утрата нравственных ориентиров лишает способности видеть, какой путь ведёт к жизни, какой – к духовной смерти.
Известный русский публицист Михаил Осипович Меньшиков писал: «Принято думать, что общества падают от тирании и возрождаются от свободы. Но история учит, что судьбу гражданственности решает третье сопутствующее условие – нравственное состояние».
Что может предложить сегодня Россия миру? Ведь мы становимся потребителями, как все. Смогут ли русские подтвердить своё право и тем самым и право других народов жить своим путём, идти своей дорогой? Пойдём ли мы по пути соработничества с Богом или будем раздавлены антихристианской русофобской культурой Запада?
На этот вопрос нам и предстоит ответить. Каждому и всем вместе.
Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №12, 2018г.