Протоиерей Александр Шаргунов - Главная тайна нашего спасения

 

4 декабря –Введение во храм Пресвятой Богородицы

 

Введение во храм Пресвятой Богородицы – праздник, в который христиане вспоминают, как святые Иоаким и Анна привели трёхлетнюю Деву Марию в Иерусалимский Храм. Так родители Богородицы исполнили свой обет – обещание посвятить долгожданную дочь Богу.

С самого начала, с самого первого решающего события Своей жизни – Введения во храм – Божия Матерь свидетельствует о главной тайне нашего спасения. Почему так легко восходит Она по ступеням, ведущим во Святое Святых? Чтобы показать нам, что иго заповеди о любви легко. Всё, что в духовной жизни делается не ради этой заповеди, не может быть истинным. Заповедь о любви – величайшая из всех не потому, что исключает другие, а потому, что включает всё. Только любовь придаёт смысл существованию человека, любовь данная и любовь принятая.

Мир страдает от недостатка любви, потому что не «хранит себя от идолов» (1 Ин. 5, 21). Хуже всего, когда пост и молитва, вместо того чтобы возводить нас к любви, становятся для нас своего рода идолами. Это происходит, когда мы забываем, где дух закона, оживотворяющий всё, в чём корень и источник всего нашего служения. И уподобляемся тем самым книжникам и фарисеям, которые неотступно ходили в тот же Иерусалимский Храм, строго исполняли все внешние предписания Церкви и отвергли Воплощённую Любовь.

Вся ветхозаветная святость присутствует в этом сегодняшнем восхождении Божией Матери. И потому ответ, который даст Господь о том, какая наибольшая заповедь, не особенно удивит вопрошающих Его книжников и фарисеев. Наибольшая заповедь – «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею и всею крепостию твоею». Это «Слушай, Израиль» – великая молитва богоизбранного народа, которую благочестивый иудей должен был произносить три раза в день, обратившись лицом к Иерусалиму. Это исповедание веры Израиля. Начало его – во Второзаконии: «Господь Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6, 4). Всё для Бога, ничего без Бога – вот закон, который должен был нравиться фарисеям, но слушать это из уст не поддающегося никакому определению Пророка было для них невыносимо. Но этим сказано ещё не всё. Есть вторая заповедь, подобная первой. Подобная! Возможно ли такое? Если Бог превыше всего, если всё должно возводиться к Богу, какая другая заповедь может быть рядом с ней? Но Господь и на этот раз приведёт слова из Книги Левит: «Возлюби ближнего твоего как самого себя. Я Господь» (Лев. 18, 19). Все книжники и фарисеи хорошо знают эту заповедь. Но кто может поставить её на ту же глубину, что и любовь к Богу? Однако Господь ясно скажет: «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 40).

Мы видим Пречистую Отроковицу в восхождении туда, где исполнение закона и пророков. И Она будет учиться заповеди о любви к ближнему – тому, что в сердце Писания. Но как соединить две заповеди в одну? Прежде всего любовь Божия зовет Её любить всякого человека – так, как Бог любит Её. Во-вторых, все пророки, так или иначе, стремились соединить заповедь о любви к ближнему с заповедью о любви к Богу. И потому от лица Божия обличали лицемерие как будто бы очень благочестивых людей, являвших самое вопиющее беззаконие. «Когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь, научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенных, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1, 15–17). Подобное предупреждение сделает стоящий вместе с Нею у Креста Господня апостол Иоанн Богослов – первый в роде человеческом сподобившийся принять Её духовное материнство: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20). От такого ложного благочестия будет постоянно предостерегать Господь: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!" войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21).

Но самая великая новизна учения Христова, свет которого уже присутствует в сегодняшнем празднике, – поставить рядом Бога и человека, любовь к Богу и любовь к человеку. Здесь начало и конец – тайна Страшного Суда, когда Христос отождествит Себя просто и ясно с «малыми сими», которых Его ученики возлюбили, не зная, что Сам Господь пребывает в них. Эта двуединая заповедь есть исполнение закона, как скажет апостол Павел (Рим. 13, 10), и она судит верующих и неверующих. Она выносит суд такой вере, которая ставит любовь к Богу настолько выше всего, что не слышит воплей страждущих. И выносит суд неверию, которое не знает Бога и отвергает тайну спасения.

Божия Матерь зовёт нас следовать за Собой. Потому что мы не сможем исполнить эту заповедь, пока не войдём во Святое Святых, пока не откроются наши сердца для принятия дара благодати Божией. Новый закон, возвещаемый Христом, не удовлетворяется тем, чтобы сказать, что мы должны делать, но даёт также силу делать это. Христианская жизнь – не вопрос магии, но вопрос свободы. Готовы ли мы ответить на даруемую нам любовь? Речь идёт о всецелой любви – всем сердцем, всею душою, всею мыслию, всею крепостию нашей. Это значит – любить Бога всем существом, отдавая всю душу и всё тело этой любви. Но разве не это и есть тайна Воплощения, к которой восходит сегодня Пречистая Отроковица? И это значит также – любить всех в Боге. Любить не только тогда, когда мы переполнены Его утешением, но и тогда, когда Он требует от нас самоотвержения и мужества. С той же всецелостью любви во Христе к ближнему, что и к Богу. И здесь уже начинается тайна усыновления Божией Матерью всех нас у Креста Господня.

Любовь – самый прекрасный путь. Перед царственной силой её пусть всякое колено преклонится вместе с Божией Матерью, входящей во Святое Святых, – небесных, земных и преисподних. И всякий язык исповедует, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. «Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите!» Господь приходит в мир не упразднить закон, а исполнить. Потому что Он один может жить по этому закону в полноте и совершенстве. Всё в Божией Матери соотносится со Христом Богом. Она не говорит ничего, кроме того, что говорит Бог. Она – первая из рода человеческого, кто всем своим существом устремлён к Богу. Когда мы обращаемся к Ней: «Матерь Божия!», Она отвечает: «Христос Бог». Совершая Её праздник, мы совершаем праздник Христа Бога.

Протоиерей Александр Шаргунов