Протоиерей Александр Шаргунов - «Волною морскою»

 

 

10 декабря – праздник иконы Божией Матери «Знамение»

 


Икона «Знамение» – одно из древнейших изображений Божией Матери. Церковь благоговейно хранит это своё сокровище, запечатлённое ещё в древних римских катакомбах, в усыпальнице Агнии, в храме Киевской Софии.

На Руси икона прославилась многочисленными списками Новгородской, а также Курско-Коренной. Её первое именование – «Оранта», потому что мы видим Её с воздетыми в молитве руками и с рождающимся в Ней в ответ на Её молитву Богомладенцем.

Мы слышим в день празднования иконы Божией Матери «Знамение» за всенощной ирмосы канона «Волною морскою». Церковь воспевает эти ирмосы в самые торжественные, в самые решающие для нашего спасения дни – в Сочельник Рождества Христова, в Сочельник Крещения Господня, в Великую Субботу. Они – о тайне Божественного истощания, о том, что Бог становится человеком. Наше вхождение в эту тайну связано со многими испытаниями, со многими искушениями, о которых слово Божие говорит, что мы должны принимать их с великой радостью, зная, что искушения соделывают терпение. А терпение делает нас совершенными во всей полноте, без всякого недостатка (Иак. 1, 2–4).

В мире, лежащем во зле, каждый человек с неизбежностью проходит через эти испытания. Он может испытывать разочарование в том, на что сильно надеялся. Его могут посетить внезапные беды или великие соблазны, когда вся жизнь окружающего его мира становится еже-дневным мучением, подобным тому, которое претерпевал в Содоме праведный Лот. Человек может пройти волною морскою через гонения вместе со всей Церковью, и каждому неминуемо предстоит пройти через собственную смерть.

Божия Матерь, как никто, вся обращена к Богу. Её непрестанное знамение для нас в том, что Она поистине «Оранта», всегда Молящаяся. И Её молитва преображает нашу. Её молитва всегда по-человечески конкретна. Божественность Её Сына никогда не давала Ей забыть Его человечество. В Своей молитве Она столь естественно совершает переход от человеческого к Божественному, потому что знает единство Божественной Личности в двух естествах. Но молитва – это путь духовный, превосходящий естество. Она основана на Её «да будет Мне по слову Твоему», на чистой открытости Её духа Богу. Её молитва была первым Её принятием Превечного Слова – прежде, чем Она стала носить Воплотившегося Бога телесно.

В Своей молитве Она выражает непрестанную жажду Бога – исключительно ради того, чтобы служить Ему. Но благодать являет в Ней свою духовную полноту, когда Дева становится Матерью Божественного Сына, потому что Она молится Богу всем Своим Существом. И таким образом учит молиться всех – не ради сладостных переживаний, не ради даже земных побед, в которых мы сегодня так отчаянно нуждаемся, а ради того, чтобы всегда хранить верность Её Божественному Сыну.

Протоиерей 
Александр Шаргунов