Олег Мономах - Варфоломей легализует раскол

 

В Стамбуле Синод Константинопольского Патриархата снял анафему с раскольника Михаила Денисенко (Филарета), наложенную на него Русской Православной Церковью в 1997 году. 

 

Таким образом, самозваный «патриарх киевский Филарет» в глазах части мирового Православия становится легитимной фигурой. Правильнее сказать «как бы легитимной». Из этого следует, что и все совершённые им хиротонии (рукоположения «епископов УПЦ КП) и «таинства» становятся «как бы законными». Факт снятия анафемы с Денисенко в канонических церковных кругах оценивают как «правовой церковный безпредел», как «безпрецедентное антиканоническое действие».

Действительно, в соответствии с канонами, филаретовский раскол, равно как и любой другой, мог быть преодолён путём покаяния со стороны раскольника.

Произошедшее же сейчас можно сравнить с такой ситуацией, когда, скажем, осуждённый у нас разбойник был бы признан неким заморским судом честным человеком, а всё награбленное им – честным заработком.

Заметим, подобное на Западе случается часто: если грех преступления нельзя запретить, его перестают считать грехом. Так в ряде «передовых» стран перестали считать грехом содомию, вопреки мировым религиозным учениям.

Константинопольский Патриархат заявил также о легализации Макария Малетича, а значит, и его самопровозглашённой (самосвятской) религиозной структуры «Украинская автокефальная православная церковь». Константинопольский Патриархат совершил вещь небывалую – узаконил самосвятов, наследников украинских активистов 1920-х годов, которые сами себе назначили когда-то «епископа».

В документе, принятом в Стамбуле, говорится, что Филарет и Макарий «канонически восстановлены до их иерархического или священнического звания, и их последователи восстановлены в общении с Церковью». Таким образом, Филарет у них теперь будет именоваться не «патриархом», а «митрополитом». Ещё круче понижено духовное звание Макария: из «архиепископов» он возвращается в «священники» (до ухода в раскол он был священником РПЦ на Украине).

Важным по последствиям пунктом стамбульского документа является установка: «Отменить юридическое обязательство Синодального письма 1686 года, выданное по обстоятельствам того времени, которое предоставило право через икономию (снисхождение) Московскому Патриарху назначить митрополита Киевского…». То есть объявляется, что Украину Константинопольский Патриархат более не считает канонической территорией РПЦ. Некоторые наблюдатели уже отметили, что в 1686 году в состав Киевской митрополии входили менее половины территорий нынешней Украины, преимущественно на северо-западе страны.

Примечательно, что инициатор получения Томоса Пётр Порошенко, узнав о решении Фанара, был явно не вполне в себе, потому что тут же поздравил всех с тем, что Украина получила Томос. Вскоре этот твит был отредактирован: Томос заменили на автокефалию. Но Филарет уже более 20 лет считает свою структуру автокефальной, а в названии структуры Макария почти уже сто лет «красуется» слово «Автокефальная».

Филарет воодушевлён «снятием анафемы». Себя и Макария он уже считает равными митрополиту Онуфрию, Предстоятелю УПЦ... Надо припомнить, что Патриарх Варфоломей до недавнего времени признавал законность анафемы, наложенной на Филарета, а УПЦ, возглавляемую митрополитом Онуфрием, считал единственной законной Церковью на Украине.

По этому поводу делались официальные заявления. Но вот подули некие ветры, как многие думают, из Вашингтонского «обкома», и Филарет получил основание заявлять: «Теперь мы, архиереи всех трёх церквей (УПЦ, УПЦ КП, УАПЦ), являемся законными, каноническими, благодатными и теперь можем при нашей доброй воле объединиться в одну украинскую православную церковь, которая потом будет признана Вселенским Патриархом и не только им». Будущим патриархом Филарет видит себя.

Пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, священник Александр Волков, заявил: Константинопольский Патриархат, решивший признать недействительной анафему, наложенную Московским Патриархатом на неканонические церковные структуры на Украине, легализует раскол, что приведёт к непоправимым последствиям для мирового Православия. 

«Это легализация раскола. Константинополь своими действиями переходит красную черту и катастрофически нарушает единство мирового Православия», – сказал он.

Общий настрой, судя по реакции православных в соцсетях, таков: «Не признавать решений Варфоломея, который удумал узурпировать церковную власть, подражая папе Римскому!»

Архимандрит Алипий (Светличный): «Константинополь при объявлении о снятии анафемы с Филарета, возглашённой Архиерейским собором РПЦ, входит, нарушением церковных же канонов, в область анафемы. Поскольку Филарет отлучён был не от Константинопольской Церкви, а от Русской Православной Церкви, а через отлучение от Русской Церкви отлучён от всей полноты Православной Церкви. После признания раскола, учинённого Филаретом, за благое дело Константинополь больше не может быть Православной Церковью, выйдя из неё добровольно своими деяниями. И это так же верно, как и Римская Церковь больше не Православная Церковь, совершив в своё время злодеяние раскола и ереси».

Священник Игорь Шумак напоминает: «Правило святых апостол 12: Если кто из клира, или мирянин отлучённый от общения церковного, или недостойный принятия в клир, отошед, в ином городе принят будет без представительной грамоты: да будет отлучён и принявший, и принятый». Это о Варфоломее. «Если чистый обнимется с грязным, – завершает свою мысль о. Игорь, – он грязного не очистит. Сам вымажется. Так же и с анафемой».

Общее место суждений православных экспертов таково: Варфоломей нарушил каноны Церкви, усугубляет раскол, рейдерским нахрапом принимает к себе под крыло раскольнические структуры со всего мира, достоин отлучения, того, что именуется анафемой.

Обозреватель Владимир Букарский озвучивает замечательную мысль: «Думаю, что сейчас начнётся настоящее очищение Церкви Христовой от всего прилипшего к ней – грязного, подлого и приспособленческого. Искренне надеюсь, что Церковь покинут все случайные, нестойкие люди, равно как и все её внутренние черви-разрушители… А в Церкви, по меньшей мере на Украине-Малороссии, останутся те, кто готов нести свой крест. В прямом и переносном смыслах».

Насчёт креста… Варфоломей со своим Патриархатом знают, что последует за снятием анафемы с Филарета и выдачей ему Томоса. Поэтому в своём документе и пишет, торопясь снять с себя ответственность, призывая «избегать захвата церквей, монастырей и других объектов, а также любого другого акта насилия и возмездия, с тем, чтобы мир и любовь Христа могли преобладать».

Звучит фарисейски. Отец Алипий (Светличный) замечает: «Фанар прекрасно понимает, что объявил войну Русской Православной Церкви и что обрекает Украинскую Православную Церковь на разгром. Это их выбор. Но это злодеяние останется в истории и памяти Божьей».

Олег Семёнович МОНОМАХ