Народная православная газета «Русь Державная» в представлении не нуждается. Газета появилась 25 лет назад, и церковный народ зачитывался ею, передавая из рук в руки. Всё-таки как быстро летит время, – вот и наступил четвертьвековой юбилей. Этому событию и посвящена беседа «Русского Дома» с главным редактором газеты «Русь Державная» Андреем Николаевичем ПЕЧЕРСКИМ.
– Андрей Николаевич, как возникла идея создания газеты «Русь Державная»?
– Поводом для создания «Руси Державной» послужил спецвыпуск газеты «Правда», в которой я работал в то время заместителем ответственного секретаря. Спецвыпуск назывался «Храм Христа Спасителя». В те годы у власти было ельцинское правительство. «Правда» то закрывалась, то вновь открывалась. И главный редактор выдвинул идею тематических спецвыпусков, чтобы о газете не забывали. В то время меня всерьёз заинтересовала тема воссоздания Храма Христа Спасителя. Этому строительству было много противодействия, в том числе и в российском правительстве. На месте святыни работал ещё бассейн «Москва», когда скульптор Владимир Мокроусов на свои средства соорудил часовенку, и там по воскресеньям и средам читали акафист Божией Матери «Державная». Стал участвовать в этих молебнах и я. Таким образом эта тема проникла в мою душу. С помощью протоиерея Георгия Докукина, который в то время окормлял Духовный театр «Глас», я стал собирать материалы к этому выпуску. И 22 апреля 1992 года вышел спецвыпуск газеты «Правда», который так и назывался – «Храм Христа Спасителя». Когда спецвыпуск увидел наш главный редактор Геннадий Селезнёв, то чуть в обморок не упал, потому что содержание было примерно такое же, как в будущем у «Руси Державной».
– Он был не в курсе, что готовился такой спецвыпуск?
– На планёрке я лишь обозначил тему, но никто особо в это дело не вникал, потому что меня как заместителя ответственного секретаря никто не контролировал. И я многие вопросы решал сам. Поэтому до самого выхода никто спецвыпуск не видел. Впрочем, в редакции все знали, что я человек верующий. Иногда главный редактор подкидывал мне письма трудящихся примерно с таким содержанием: «В вашей “Правде” окопался религиозный фанатик Печерский». Но даже в самой «Правде» мне удалось открыть православную рубрику под названием «Родительская суббота». Потом, в связи с празднованием 600-летнего юбилея Сергия Радонежского, я взял большое интервью у митрополита Ювеналия и опубликовал в газете на целую полосу.
После выхода спецвыпуска я решил, что пора издавать отдельную православную газету. В то время в стране не было подобного издания, где бы печатались не проповеди, а статьи, выражающие православный взгляд на актуальные жизненные темы.
– А как придумали название газеты?
– Название пришло не случайным образом. Я укладывал своего годовалого сына спать, а на кухне моя дочь читала заданное в школе стихотворение Никитина «Это ты, моя Русь Державная, Моя Родина православная…» И вот это словосочетание – Русь Державная – меня прямо в сердце резануло, и я понял, что другого названия для газеты быть не должно. И поехал к своему духовному отцу, архимандриту Кириллу (Павлову) в Троице-Сергиеву Лавру, и он благословил это название. Потом у меня была встреча с приснопамятным Патриархом Алексием II, на которой он тоже благословил издание «Руси Державной». Газета появилась на свет 7 сентября 1993 года, в самый разгар обострения политической обстановки, приведшей к расстрелу Белого Дома. Уже во втором номере мы давали материалы, посвящённые этому событию. Два священника – Александр Шаргунов и Артемий Владимиров – заклеймили позором факт расстрела и убиения людей.
– В то время вы очень рисковали…
– Я об этом тогда не думал. В отношении меня не было никаких угроз или репрессий. А газета с тех пор пошла в народ. Пошла и в тюрьмы. В тюрьмах тоже ведь в то время не было молельных комнат, не говоря про храмы. Как мне рассказывали читатели, красную «шапку» с Державной иконой Божией Матери вырезали, вешали на стену и молились. И такое было.
Газета вышла довольно большим тиражом – 50 000 экземпляров. Она несколько лет выходила таким тиражом.
– А кто дал деньги на первый тираж?
– Был такой замечательный православный художник – Валерий Балабанов. В то время у него были очень хорошие отношения с Русским национальным банком, которого сейчас уже не существует. Он и познакомил меня с руководителем этого банка, которому понравилась концепция газеты, и он дал деньги на её издание. Где-то в течение первого года этот банк нас поддерживал и финансировал.
– А потом?
– А дальше каким-то образом всё складывалось из пожертвований. У нас на последней странице стоит фраза: газета издаётся на народные деньги. И это соответствует действительности. Поскольку мы были первой газетой, которая вышла в таком формате, то люди, конечно, хотели помогать и помогали. Даже целые православные приходы помогали.
– Какие темы затрагиваются в газете?
– Все острые темы нашего бытия. Я как журналист, который получил профессию в газете «Правда», понимаю, что ни одно важное событие не должно замалчиваться, нужно на него реагировать, тогда тебя будут читать. Но задача нашей газеты не в том, чтобы разогревать страсти, а наоборот, дать возможность людям через познание православной веры самому находить ответы на все вопросы нашего бытия. Это главное. А что касается комментариев на насущные темы? Знаете, ведь комментируют люди, которые могут и ошибаться. Мой духовный отец, архимандрит Кирилл, говорил мне такую фразу: «А ты читаешь Евангелие?» И я долгое время не обращал на это внимания. И, может быть, в последние годы его жизни я наконец понял, почему он настаивал именно на этом. Потому что, когда ты читаешь Евангелие, ты разговариваешь с Богом, вернее, Он разговаривает с тобой. И Он тебя вразумляет и даёт ответы на все твои вопросы. К сожалению, большинство даже верующих людей не прибегают к чтению Евангелия. И это большая ошибка.
– Вы сказали о том, что вашим духовником был отец Кирилл (Павлов). Как вы с ним познакомились?
– Я с ним встретился, ещё когда работал в «Правде». Этому предшествовал большой спор с моим другом Владимиром Большаковым, который мне сказал, что в моих путаных воззрениях мне обязательно нужно посоветоваться со старцем. Я тогда и понятия не имел, что такое старец. По наводке друга я и поехал в Троице-Сергиеву Лавру к отцу Кириллу. Но лаврский охранник довольно грубо охладил мой пыл: «Батюшка не принимает». До электрички ещё было время, и я зашёл в Успенский храм, где как раз шёл молебен. И вдруг почувствовал, как будто звонок в сердце прозвучал: надо ещё раз подойти к проходной. Подхожу и вижу этого охранника, который стоит весь красный и потный, а увидев меня, радостно восклицает: «Где же вы ходите?! Я всю Лавру уже обегал, отец Кирилл вас уже двадцать минут ждёт». Прохожу, смотрю, стоит сухощавый седовласый пожилой монах в подряснике и с кожаным ремнём. Он повёл меня к себе в келью, а по дороге, пока мы поднимались на второй этаж, куда-то исчезли мои сомнения и колебания. И я ему подробно и откровенно рассказал, что в своё время меня судьба столкнула со Святославом Рерихом. Что я сделал с ним интервью и опубликовал в газете «Правда». Что потом я был в командировке в Индии и встречался с Рерихом. Отец Кирилл внимательно меня выслушал и сказал: «А ты всё это отложи. Сейчас надо Россию защищать и Русскую Православную Церковь». И я отложил это почему-то на всю жизнь. Мне даже сейчас смешно вспомнить, что я мог впасть в эту религиозную философию. Наверное, Господь так распорядился, чтобы я посмотрел и на то, и на другое. И попал я в руки, как оказалось, к духовнику Троице-Сергиевой Лавры. Напоследок отец Кирилл сказал мне: «Когда тебе надо – звони, приезжай, всегда буду рад тебя видеть». И с тех пор мы с ним уже плотно общались. Я приезжал к нему, исповедовался, читал ему «политинформацию». Он очень живо интересовался политической жизнью в России и в мире.
– Батюшка давал вам интервью, комментарии?
– Да, у нас было опубликовано несколько бесед с отцом Кириллом. Одна из самых запоминающихся – на 50-летие Победы. Он тогда вообще не давал никому никаких интервью. На этот раз удалось уговорить, но только после благословения лаврского игумена. И появился в газете его знаменитый рассказ, даже скорее проповедь – «Я шёл с Евангелием и не боялся», где батюшка рассказывал о том, как он в разрушенном доме Сталинграда нашёл Евангелие и начал его читать, так и прошёл с ним всю войну.
– Можете ли сейчас вспомнить вашу последнюю беседу с батюшкой? Говорил ли он о будущем России, Православной Церкви?
– Помню, я к батюшке тогда приехал и говорю: «Батюшка, может, какие-то слова произнесёте в связи с тем, что новое тысячелетие, как-то нас воодушевите?» Он немного помолчал и сказал: «Андрей, зачем народ пугать?» Я так примолк, а батюшка закрывает глаза, молится и, получив ответ, начинает говорить: «Мне кажется, говорить на эту тему надо». И началась удивительная проповедь о том, что мы, христиане, должны готовить себя к испытаниям, что впереди нелёгкие времена, и всё это он основывал на апостоле Павле и его изречениях. Но об этом я узнал позже, потому что когда я приехал домой и включил диктофон, то увидел, что этого очень мало, чтобы сделать большой материал: не по объёму, а по смыслу. Раздаётся звонок, он мне никогда сам не звонил, обычно звонила келейница. А тут он звонит сам и говорит: «Андрей, ты приезжай завтра, у меня будет маленькое добавление».
Я приезжаю – а там шесть страниц убористым почерком с двух сторон, маленькое добавление. И это была такая проникновенная проповедь, от которой я просто не мог в себя прийти. Конечно, мы её публиковали не один раз в газете. Она о том, что христианин должен оставаться христианином, несмотря на приближающиеся грозные испытания. Статья так и называлась: «Ничто не отлучит нас от любви Божией». На эти же серьёзные апокалиптические темы у меня была беседа на Святой горе Афон с игуменом монастыря святого Павла архимандритом Парфением. И он тоже говорил о том, что впереди православных ждут очень серьёзные испытания, может быть, даже более суровые, чем первых христиан. Игумен афонского Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем также говорил со мной на эти темы, но в иной плоскости. О том, что мир сейчас стоит на краю пропасти, и на Афоне наде-ются только на Россию. Только Россия может спасти мир. Это буквально его слова.
– Андрей Николаевич, за 25 лет существования «Руси Державной» вышло много номеров. Какие из них были самыми запоминающимися?
– Каждый номер по-своему запоминается, потому что слишком редко выходит газета – раз в месяц. А поскольку мы редко выходим, то получается глубоко осмыслить ка-
кие-то процессы, не сиюминутные новости. Поэтому нам вполне подходит формат ежемесячного издания. А какие конкретно номера? Прежде всего те, в которых печатался мой дорогой батюшка Кирилл, это где-то с десяток публикаций. Несомненно, номер про расстрел Российского парламента 1993 года. Материалы о митрополите Иоанне (Снычёве) и митрополите Питириме (Нечаеве). Интервью с губернаторами российских регионов. Репортажи с заседаний Всемирного Русского Народного Собора. Публиковались на наших страницах писатели Василий Белов, Валентин Распутин и Валерий Ганичев. Печатается мой друг Владимир Крупин. Также запомнились номера с материалами про Бессмертный полк, репортажи со Святой Горы Афон, беседы со старцами и многое-многое другое, всего и не упомнишь. Каждый номер дорог по-своему, но судить о том, какой лучше, – всё-таки нашему читателю, для которого мы делаем газету.
– Где можно приобрести вашу газету?
– Большая часть распространяется через православные храмы. Но не только. Практически с первых номеров налажена подписка. Причём не только в России – у нас есть подписчики в Европе, в Америке и даже в Австралии. Казалось бы, легче нажать на кнопку в компьютере и прочитать сайт газеты, но тем не менее есть читатели, которым интересно подержать в руках бумажный номер и полистать его страницы. Такая подписчица была у нас во Франции. И когда она ушла, то даже оставила небольшое пожертвование на издание газеты. Мы дорожим таким отношением. Также газета распространяется и через общественные организации. Попадает она в армию, в тюрьмы. Газета ещё выживает и потому, что она не безплатная. Безплатной раздачей обесценивается труд издателя и журналистов. Не говоря уж о том, что необходимы средства на издание следующего номера. Особого дохода это не приносит, но по крайней мере как-то организовывает людей. Из православной печатной прессы, не имеющей поддержки государства или иной серьёзной структуры, к сегодняшнему дню выжили буквально два-три издания.
– С Державной иконой Божией Матери вашу редакцию связывает не только название?
– Один архиерей Русской Православной Церкви на одном из наших юбилеев сказал, что «Русь Державная» – это не просто название газеты, но это будущее состояние нашей страны. Несомненно, что Россия уже 100 лет – под покровительством Божией Матери в Её Державном образе, так и наша газета. Здесь, в помещении нашей редакции, находится копия Державной иконы Божией Матери. Эта икона много раз мироточила, возможно, о чём-то хотела сказать, предупредить. Например, за 10 дней до кончины Патриарха Алексия II из области сердца Божией Матери стала источаться струйка мира…
– 25 лет – определённый рубеж. Какие мысли возникают в связи с этим юбилеем? Вы сейчас больше оглядываетесь назад или смотрите вперёд?
– Мы смотрим вперёд. А о том, как мы работали, можно прочитать в свежем номере или на нашем сайте. Надо думать, конечно же, о будущем – прежде всего достучаться до молодёжи. Иначе ничего у нас не получится. Я на эту тему говорил с ныне покойным афонским схиархимандритом Иеремией. Он утверждал: да, работать надо именно с молодёжью. Не все они пьяницы или наркоманы, среди них есть умные, думающие люди. Нужно, чтобы они не на демонстрации с либералами ходили, а в крестных ходах участвовали. В смысле – начинали жить церковной жизнью. Про крестные ходы я выразился образно, потому что сам, вместе со своим заместителем Володей Танаковым, ежегодно участвую в Великорецком крестном ходе. В нём участвует около 50 тысяч человек, и в основном – молодёжь. Старики просто не выдержат такой нагрузки – расстояние 150 километров. Зачем они идут? Они идут и думают о том, как дальше жить. Одно дело стоять дремать в храме с мыслями о постороннем, а другое дело – идти в Великорецком крестном ходе, действительно молиться и читать акафист святителю Николаю. А уже потом люди получают результат. У кого-то налаживаются семейные отношения, кто-то находит работу. Кто-то болел – исцеляется. Володя был свидетелем того, как у одной женщины, которая окунулась по дороге в святой источник, зрение с минус 13 восстановилось в норму, и она продолжила крестный ход без очков. Мы знаем одного предпринимателя, который с нашей подачи вместе со своей семьёй каждый год ездит на этот крестный ход, месит глину ногами, вместо того чтобы по зарубежным курортам отдыхать. Люди укрепляются духовно и одновременно реально решают свои насущные вопросы. Так что нам главное – молодёжь вернуть на русский путь, вот тогда и можно будет говорить о будущем России, о восстановлении православной монархии. Да, есть такие настроения в народе, но на пустом месте трава не растёт. И если до сих пор большинство народа не осознают себя православными людьми, то о какой монархии мы можем говорить? В этом я вижу главную задачу православной прессы, и нашей газеты в частности.
Помню письмо одной женщины из Красноярского края, к которому была приложена тысяча рублей (для Красноярска это немалые деньги). Я запомнил строки: «Получила газету “Русь Державная” – и хочется жить». После таких слов хочется работать, не покладая рук.
Беседовал Андрей Викторович ПОЛЫНСКИЙ