Протоиерей Александр Шаргунов - «Идите и покажитесь священникам»

 

В течение Рождественского поста мы должны не только хранить установленное воздержание в пище, но самое главное – больше молиться и чаще ходить в Церковь. Чаще исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин.

 

Мы услышим серьёзное напоминание о том, как мы соблюдаем эту заповедь, когда наш пост уже перейдёт за середину, и нам всё яснее будет приоткрываться тайна Рождества нашего Спасителя.

Обратим сугубое внимание на Евангелие, которое читается за воскресным богослужением за три недели до Рождества Христова. Это рассказ об исцелении Господом десяти прокажённых, освещающий своим светом всё наше восхождение к Вифлеемским яслям. Мы услышим, что среди исцелённых прокажённых был по крайней мере один самарянин. В те времена иудеи с самарянами находились в постоянной вражде. Не то что рядом не стояли – не вступали друг с другом ни в какое общение. А здесь общая беда заставила их обо всём забыть. Это напоминание нам о том, что страшное разделение, которое происходит сейчас в нашем народе, может быть преодолено, только тогда, когда мы осознáем нашу общую беду. До такой глубины страданий надо будет довести Господу наш народ, чтобы мы поняли, что мы все только люди, и Божии люди.

К нашему народу сейчас относятся уже с презрением, как к прокажённым – тем, которые, наверное, скоро уже не будут иметь права приближаться к другим народам. Но мы же действительно прокажённый народ! Они нас считают прокажёнными за то, что в нас ещё живо христианство, а на самом деле – мы покрыты проказой греха и отступничества от Бога. И мы не смеем приближаться ко Господу. Мы должны осознать, что нет у нас места рядом с Тем, Кто весь чистота и правда, и с теми, кто хранит эту чистоту. Нет для нас такой возможности прийти ко Господу, стать рядом с Ним и с верными Ему людьми. Только сознанием общей беды и единым обращением к Богу можем мы получить исцеление от этой проказы, уже почти вековой, которая на нашем народе. И Господь предупреждает, что если этого не произойдёт, то будут ещё горшие беды – вечные беды.

Хотя эти люди находятся в изоляции, отделены от Бога и всех других людей, они всё-таки ещё имеют возможность общаться друг с другом. Это ещё не ад, где полный мрак и никто уже не видит лица другого. Господь говорит этим прокажённым: «Идите и покажитесь священнику». Интересно, что они не просят об исцелении от проказы, они говорят: «Наставниче, помилуй нас», – стоя вдалеке, обращаются ко Христу. Только о милости, а не об исцелении должны мы молить сегодня Господа, потому что слишком велики наши грехи. Господи, как Сам знаешь и как Сам желаешь, только помилуй нас! Предаём судьбу нашу, судьбу нашего Отечества, Церкви нашей Православной в Твою милостивую волю. Милостив буди нам, Наставниче, настави нас на истинные пути!

«Идите и покажитесь священникам», – говорит Господь. Он не говорит сразу, что исцелит их, Он испытывает, насколько глубоко и искренне обращаются они к Нему. Если мы хотим получить исцеление, мы должны идти Христовым путём. Показаться священнику – значит прийти к Церкви Православной и показать, до чего мы уже дошли, и нет у нас более ни на что надежды.

И когда они шли, то очистились, получили исцеление. Один из них возвратился, громким голосом славя Бога. И это был самарянин. Мы должны задуматься сегодня о том, что Господь говорит нам о неблагодарности как о самом страшном, чёрном грехе, которым болен наш народ. Как говорит слово Божие, «в последние дни люди будут неблагодарными» (2 Тим. 3, 2). И мы видим эту неблагодарность, которая разрушает всё на свете, самые естественные человеческие отношения.

Дети неблагодарны родителям, хотя без них – их бы не было на свете. Сколь часто их жизнь зависела от деннонощной неусыпной заботы родителей! И сколько лет они всецело, во всём были зависимы только от них! Однако приходит время, когда родители стареют. И они не то что ненужными делаются, а мешают. Они не дают жить свободно – так, как хочется.

Мы бываем неблагодарны по отношению друг к другу. Сколько людей спасали нас, творили удивительные дела добра и милосердия! И как часто мы говорили, и искренне, от всего сердца: «Я никогда не забуду добра этому человеку», – но проходило время, и мы даже не пытались отплатить хоть самым малым добром тому, кто совершил нам великое добро.

А самая главная неблагодарность – по отношению к Богу. Когда у нас бедствия, когда нам грозит гибель, опасность, мы обращаемся к Нему и обещаем, что будем жить уже иначе, по-христиански. А когда получаем просимое – забываем о Нём.

Но беда заключается в том, что, когда человек не благодарен по-настоящему за дары, которые он получает от других людей, через предстательство святых или от Самого Бога, это значит, что ему Бог не нужен и святые ему не нужны. Ему нужно только то, что он может получить с помощью этих людей и с помощью Самого Бога. Это есть безбожие – неблагодарность, и оно приводит к беде, подобной тому диавольскому искушению, которому подвергся самый первый человек, когда земное и материальное он поставил выше Бога. По этой причине произошла революция 1917 года. А сегодня она, как мы все видим и понимаем, ещё в более позорном проявлении происходит на наших глазах.

Десять человек. Все получили исцеление от Господа, все получили от Него земной дар. Мы видим, как щедр Господь – никто не имел отказа. Весь наш народ, многое множество людей всегда получали от Него просимые дары. И мы видим, как скудно то благодарение, которое приносят люди Господу. Как в этой притче, из десяти – только один. Как говорит святитель Феофан Затворник, вот настоящее соотношение, которое обыкновенно бывает в роде человеческом. Не нужно быть особенно духовным человеком, чтобы это увидеть, но необходимо всё-таки духовное понимание того, к каким печальным последствиям приводит неблагодарность.

Только один из десяти человек услышал слова Спасителя: «Вера твоя спасла тебя, иди в мире». Сегодня, может быть, речь идёт уже не о спасении всей России, хотя мы не перестаём надеяться и знаем, что Господу всё возможно, а о спасении только остатка её, то есть тех, кто хранит верность Господу. Но только если этот остаток будет благодарен Богу за всё, что совершает Он с нами по Своей милости. За всё, что Он совершает с нами в истории, за все дары милосердия и за скорби, за все испытания, и за сладкое, и за горькое. Потому что и то, и другое, если мы благодарим Бога, открывает нам спасение, благодать.

Благодарить, говорят святые отцы, – это значит вступать в родство с Самим Богом. Тайна Божественной Евхаристии называется «благодарением». И здесь тайна Рождества Христова: Бог становится человеком, когда люди благодарят Бога за те дары, которые им уже открыты. И мы приобщаемся Плоти и Крови Христовой, вступаем с Ним в родство, когда приносим Ему благодарение. Речь идёт не просто о возрождении былого могущества нашего Отечества, которое едва ли возможно уже сейчас, а о безконечно большем – о вечном спасении.

Протоиерей 
Александр Шаргунов