21 ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил безплотных
Мы празднуем сегодня Собор Архистратига Михаила и всех ангелов небесных, чтобы помнить, что мы не одиноки в этом мире и не брошены в безконечных звёздных пространствах, но есть безчисленное множество разумных существ, превосходящих нас и умом, и добром, и крепостью своей. И которые – вот что самое поразительное! – посланы как служебные духи для тех, кто имеет наследовать спасение.
В Символе веры мы исповедуем тайну реальности духовного мира. И хотя сейчас этот мир невидим для наших глаз, придёт день, когда он откроется нам в полноте. Но пока это время не наступило, мы должны помнить, что безплотные существа отличаются одним свойством – любовью. И они изливают эту любовь всем, кто оскудевает в любви и жаждет этой любви.
Большинство современных людей теряют память о том, с кем они призваны жить, против кого должны бороться. Задыхаясь в своём только земном существовании, они ищут глубины жизни, прибегая к помощи падших духов – тех, которые не сохранили верность Господу. Отсюда увлечение магией, астрологией, оккультизмом. Весь мир, кажется, уже находится во власти нечистого. Все средства информации и современная массовая культура активно рекламируют колдовство и растление. В мире появилась церковь сатаны – враг рода человеческого открывает своё истинное лицо и готовится к решительному и последнему наступлению. Кажется, сопротивление безполезно. Что мы можем сделать, если малейший из бесов, по словам преподобного Серафима Саровского, одним коготком мог бы перевернуть всю землю! Но есть одна тайна жизни – то, чего больше всего трепещет сатана.
«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, – говорит сегодня в Евангелии Господь, – что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам». Когда мы исполняемся детского доверия Богу, Его Промыслу, Его заповедям, всем путям, которые Он открывает нам в истории, тогда все безчисленные сети лукавого сразу распадаются. И вокруг нас сооружаются – присутствием ангелов – неодолимые невидимые стены. Если в безысходном горе мы благодарим Бога и приносим Ему хвалу – князь тьмы приходит в смятение, он оказывается полностью сбитым с толку. Когда диавол видит невинную детскую улыбку, он обращается в бегство. Для него невыносим детский, чистый, простой взгляд.
Мы знаем, что для ангелов нет большей радости, чем видеть человека, приближающегося ко Господу. И они посылаются на землю для возвещения благой вести о спасении: в Благовещении, заранее благовествуя эту радость всем людям, в Рождестве Христовом, ликуя со всем родом человеческим, на всём пути Христовом, в час Его Гефсиманских страданий и распятия. В час Его Воскресения ангел возвещает радость, которая даётся всем людям. Во Втором Пришествии Христовом они будут радоваться тому, что человек узнает, что такое радость быть с Господом. Для них нет радости больше, чем видеть подлинную радость человека, ту, которая не может быть ничем сокрушена. И потому они больше радуются об одном грешнике кающемся, чем о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии, зная, что через это покаяние человек приближается ко Господу.
Вот где главная тайна спасения – стать детьми. Если мы не будем как дети – не войдём в Царство Божие. Другими словами – если мы не станем как ангелы, потому что это одна и та же тайна. Царство Небесное – это где ангелы и где дети. И святые – те, кто подвигом воинствования против всякой лжи, всякой нечистоты и мерзости сатанинской обрели детское спокойствие, доверие Богу, простоту и святость ангельскую.
Ангелы открывают нам ещё одну великую тайну, которой они хотят научиться сами, как говорит апостол Павел, и которую не могут никогда постигнуть. Но весь смысл их бытия, их служения заключается в том, чтобы проникнуть в эту безконечную тайну. Эта тайна заключена в словах Христа: «Больший из вас да будет всем слуга». И поэтому они, безконечно нас превосходящие и умом, и крепостью своей, служат нам. Даже имена их раскрывают эту тайну. Рафаил означает «исцеление Божие», Гавриил – «крепость Божия», Михаил – «кто как Бог». Он сам становится как Бог. И ангелы становятся как боги, оттого что они стараются проникнуть в тайну нашего Спасителя, открытую нам здесь на земле. И они хотят, чтобы мы тоже начали проникать в эту тайну.
Святые отцы говорят, что Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом. Чтобы мы узнали, для чего мы созданы Богом. Для того чтобы иметь всё, что имеет Бог по дару Его, по Его любви. И чтобы эта радость наша, оттого что у нас такой Бог, что у нас такое общение с другими разумными существами, была вечной.
Протоиерей Александр
Шаргунов