16 ноября – день празднования Шуйско-Смоленской иконы Божией Матери
Чудотворная икона Богородицы с младенцем Христом на руках. Святыня города Шуи из Воскресенского собора, с написанием которой связывают избавление Шуи от эпидемии чумы в 1654 году. С 1930-х годов считается утерянной.
В прошлом году Россия отметила 350-летие иконы Шуйской-Смоленской. В 1654–55 годах на Руси, в том числе и в городе Шуе, свирепствовала моровая язва, то есть чума. От эпидемии умирали сотни людей. В то время в Шуе был небогатый деревянный Воскресенский храм. Один благочестивый прихожанин дал совет собрать всем миром средства на создание списка Смоленской иконы. Совет был принят, священник благословил это начинание. Икону написал потомственный иконописец Герасим Иконников. Перед образом стали служить молебны об избавлении от напасти. И моровая язва прекратилась. Чудесные исцеления продолжались и в последующие годы. Наибольшее число исцелений зафиксировано 28 июля 1666 года (день празднования иконы Смоленской Божией Матери).
По инициативе шуйского духовенства была составлена челобитная царю Алексею Михайловичу, сообщавшая о событиях вокруг иконы. В приложенном к ней перечне («роспись чудес») речь шла о 103 чудесах. Икона была признана чудотворной и получила название «Смоленская-Шуйская Богоматерь». Воскресенская церковь вскоре сделалась соборной, а икона стала её главной святыней и приобрела широкую известность в России.
Проплыли над Русью, словно седые туманы, века... И вновь наказание Божие обрушилось и на всю Русь, и на древний город Шую. Новая, теперь уже красная чума. Насаждали эту чуму коммунисты. Именно по поводу событий в Шуе Ленин в особом письме приказал производить расстрелы духовенства.
В 1922 году под предлогом борьбы с голодом большевики грабили православные храмы и монастыри по всей России. Самоотверженные жители Шуи, священники, рабочие, гимназисты встали на защиту своего храма и православных святынь, в том числе Шуйской Смоленской иконы. В наше время они прославлены как новомученики Шуйские. Вот что произошло в Шуе весной 1922 года. В среду 15 марта на соборной площади с утра стал собираться народ.
К десяти часам в управление милиции пришёл Вицын и сообщил, что комиссия идёт в Воскресенский собор изымать церковные ценности и милиции надо разогнать собравшуюся у собора толпу. Милиционеры стали избивать людей нагайками, не щадя женщин и детей. Кто плакал, кто усердно молился, иные говорили:
– Всё равно умирать – умрём за Божию Матерь!
Начальник гарнизона распорядился о присылке красноармейцев 146-го полка в полной боевой готовности. Солдаты, рассыпавшись цепью, двинулись на толпу.
Никто из клира или прихожан не посмел подняться на колокольню и зазвонить в колокола. Тогда на колокольню проникли подростки. Гимназисты постарше звонили в большие колокола, дети одиннадцати-двенадцати лет – в маленькие, и вышел довольно громкий перезвон.
Вскоре к собору подъехали автомобили с пулемётами, и началась стрельба. Первым был убит прихожанин храма Николай Малков. Проходя по площади, он остановился и крикнул: «Православные, стойте за веру!» – и был тут же убит выстрелом в висок. Второй была убита девица Анастасия. По пути на фабрику она остановилась у собора, поднялась вместе с другими на его ступени – и там была застрелена. Были убиты Авксентий Калашников и Сергей Мефодиев…
Коммунисты не отступили от своего намерения. Они ограбили Воскресенский собор 23 марта. С того времени древняя Шуйская Смоленская икона утрачена. Воскресенский собор в 30-е годы был закрыт, а открыт лишь в 1990-м. Теперь в нём чтимый список иконы Шуйской Смоленской XIX века.
Кроме жертв непосредственно у храма, пострадали позже и священники собора. В здании местного театра коммунисты устроили публичный судебный процесс над духовенством и мирянами. 25 апреля был оглашён приговор: протоиерей Павел Светозаров, священник Иоанн Рождественский и заведующий литейной мастерской Шуйской объединённой мануфактуры Пётр Языков были приговорены к расстрелу. Верующими сразу же было послано ходатайство во ВЦИК о помиловании осуждённых. Рассмотрев дело, президиум ВЦИКа принял решение о помиловании приговорённых к расстрелу. Но известно, что Ленин, Троцкий, Сталин и Молотов без колебаний проголосовали за расстрел.
10 мая председатель Иваново-Вознесенского Ревтрибунала Павлов отправил срочную телеграмму председателю Верховного Ревтрибунала Крыленко: «Приговор над Светозаровым, Языковым, Рождественским приведён в исполнение 10 мая 1922 года в 2 часа утра».
Рассказывают, что перед расстрелом священники совершили отпевание по себе и мирянине Петре и держались мужественно. Последняя молитва отца Павла была об остающихся сиротах. И Бог услышал священника. Всю жизнь молитвами мученика дети прожили под благодатным Божиим покровом. Все невзгоды и несчастья безбожной эпохи прошли мимо них. То, что должно было бы поломать их судьбы как детей расстрелянного священника, почти не коснулось их. Они остались жить в том же доме, и из его окон всё так же открывался вид на величественный стройный собор, где отец всю жизнь прослужил священником и откуда в Великий пост 1922 года начался его крестный путь на Голгофу.
В Шуе установлен памятник новомученикам. Теперь празднование образа Богоматери сочетается с памятью о защитниках Православия.
Галина Викторовна
Сиротинская