(Продолжение. Начало в № 10-2018)
А вот продолжить свои безбашенные идеи можно было бы как раз коротким рассказом об одной из таких абсурдных идей. После великой Победы в Великой Отечественной войне, когда, казалось, нам всё по плечу, пришла в голову товарищу Сталину И.В. шальная мысль: построить так называемую Великую Северную железнодорожную магистраль, которая бы соединила три океана – Атлантический, Северный Ледовитый и Тихий. Сама мысль не новая, её высказывали ещё до революции, в ту пору, когда люди бредили железнодорожным строительством. Может быть, Сталин был удивлён и напуган тем, что в годы Отечественной войны немецкие подводные лодки добрались до наших полярных морей и потопили несколько мирных судов, даже не подозревавших о присутствии противника в столь далёких от театра боевых действий водах. Но немцы послали даже свой линкор, который добрался до устья реки Енисей и напал на порт Диксон. Десант, правда, высадить побоялся, но шороху нагнал основательного. Получалось так, что с севера наша страна была беззащитна.
В 1947 году Сталин поручил Совету Министров разработать план строительства грандиозной железной дороги от Белого моря к порту Игарка, расположенному на правом берегу Енисея. По дороге в Обской губе планировалось построить морской порт, где мог бы базироваться военно-морской флот.
Этот мегапроект был сродни Великой китайской стене. Воли товарищу Сталину было не занимать, партийно-государственное руководство страны по установившейся русской привычке умеет в основном «брать под козырёк». Рабочей силы в виде заключённых было много, и стройка закипела. В те времена никто не знал в деталях о происходившем. От 80 до 100 тыс. заключённых, в основном политических или хозяйственных, были отправлены на трассу. Сроки были установлены сжатые: к 1952 году должно было быть открыто рабочее движение поездов, а в 1955 году вся магистраль должна была заработать на полную пропускную мощность. На всё про всё отводилось таким образом 8 лет. Дорога предполагалась одноколейная, через каждые
9-14 км планировалось устраивать разъезды. Через каждые 40-60 км должны возводиться станции.
Стройка была засекречена под названиями «Управление № 501» и «Управление № 503». Первая вела работу на западной половине трассы, а вторая – на восточной. Для ускорения работ десанты строителей были выброшены по всему маршруту, лагеря заключённых строились везде, куда можно было подвезти скромную технику, материалы и предметы для жизнеобеспечения рабочих и охраны.
Главным врагом амбиций вождя стало время. Гонка, постоянная штурмовщина, быстрей, скорей, «пятилетку в три года» – совсем скоро дали себя знать. Стройку начали прак-тически без проведения необходимых исследовательских работ, без проектной документации, на авось. Зэки лопатами насыпали примитивную земляную подушку, верхнюю часть укрепляли привозной каменной смесью и клали рельсы. Из-за сурового климата работы велись ограниченное время. Из-за жестоких морозов, достигавших 50 градусов (часовые замерзали насмерть на своих вышках), из-за полярной ночи, из-за туч комаров и гнуса. За строительный сезон едва удавалось построить сто километров желдорпути.
Всего от Салехарда до Игарки 1482 километра. За семь лет, что велась стройка (1947–1953 гг.), было уложено рельсовое полотно на 766 км, т. е. чуть больше чем на 50 %. И тут наступил крах суперграндиозной затеи. Пока был жив Сталин, ни у кого язык не повернулся бы сказать: «Пора кончать эту изнурительную стройку!» А тут вдруг у всех разом глаза раскрылись. Мы всегда на короткое время умнеем, когда уходит очередной засидевшийся в кресле лидер. Лаврентий Берия внёс предложение объявить амнистию в стране. Все захлопали в ладоши. 1 млн 200 тыс. заключённых получили свободу. Стройка в одночасье осталась без рабочей силы, а уже через пару месяцев Совет Министров принял решение о прекращении строительства. Сначала хотели только законсервировать стройку, но и это дело оказалось таким затратным, что решили плюнуть на неё совсем.
Россия капитулировала перед вечной мерзлотой. Если хотите посмотреть, как надругалась эта мерзлота над человеческими амбициями, то наберите в интернете: «Великий Северный железнодорожный путь» и посмотрите хотя бы фото изувеченных железнодорожных насыпей, искорёженных мостов, брошенных на путях паровозов, заросших мелколесьем станционных построек. Мало кто ездит в те края, чтобы посмотреть на руины. Это ведь не афинские или римские развалины. Те напоминают нам о великом взлёте человеческого духа, о таланте и мастерстве их творцов, а наши кладбища – о безответственности власть имевших и трусости и покорности рабов.
Что можно было вывезти, оттуда вывезли, всё остальное испортили (по принципу «не доставайся же ты никому»). Рельсы в своём большинстве сняли (т. е. украли) в лихие годы. Сколько народу погибло на той стройке, никому не известно, хотя из воспоминаний бывших зэков вытекает, что там условия бытия были далеко не самыми худшими во всей системе ГУЛАГа.
Вот это и был самый безбашенный проект. Говорят, что где-то на середине трассы живёт какой-то процветающий фермер, у которого есть самодельная дрезина, и он использует сохранившуюся часть рельсового пути для личных нужд. Этакий Робинзон Крузо нашего времени, но правда ли это или прикол – никому не известно.
Арктический лёд
Общеизвестно, что арктический лёд является твёрдой формой пресной воды, несмотря на то, что исходным сырьём для его формирования остаётся солёная морская вода. Иными словами, наша Арктика является огромным цехом по безплатному производству льда для любых потребностей человечества (от баров до медицинских и производственных холодильников), на удовлетворение которых сейчас расходуется огромное количество электроэнергии. Это природное производство нескончаемо и беззатратно (что крайне важно для российских руководителей).
Мировой рынок огромен и постоянно растёт. Потепление климата увеличивает ёмкость рынка. Дело только в налаживании заготовки и транспортировки льда потребителям. Россия может надолго стать вновь «впереди планеты всей». К тому же даже в результате таяния такого льда остаётся практически пресная вода, которая при растущей её нехватке остаётся дефицитной во многих странах. Китай, Индия, Ближний и Средний Восток, Африка и Латинская Америка – вот наши партнёры.
Кислород и водород
Ни для кого не секрет, что кислород и водород являются ценнейшими газами для человечества. Здесь даже неуместно вдаваться в объяснения по этому поводу. Кислород мы уничтожаем всеми средствами современной цивилизации, а производят его только лесные массивы Земли. Водород – прекрасное горючее, которое скоро заменит бензин в моторах внутреннего сгорания.
Вывод очевиден: надо превратить Россию в основного производителя этих крайне нужных и полезных человечеству жидких газов для их экспорта на мировой рынок. Сырьём для этого масштабного производства сделать (что естественно) воду, которой у нас пруд пруди. Местом производства предлагается сделать арктические зоны России, где климатические и иные условия не позволяют заниматься никакой иной деятельностью.
На арктических островах вечно бушуют свирепые ветры, которые должны стать генераторами дешёвой электро-
энергии. Во время полярного дня их полезная отдача может быть усилена солнечными батареями, которые также будут производить электроэнергию. Всё экологически чисто и неуязвимо. Наши учёные и инженеры создают технологическую установку, которая, работая на безплатной (практически) электроэнергии, автоматически производит непрерывно процесс разложения воды на кислород и водород. Каждый из этих жидких газов поступает в раздельные ёмкости с учётом их низкотемпературного режима.
Не надо бурить морское дно, не надо ледоколов и танкерного флота, не надо людей, нефте- и газопроводов. Нужно только приезжать время от времени и забирать готовую продукцию.
Пионеры всегда снимают самые вкусные пенки. Если Россия наладит использование этого ресурса, то станет самой великой державой мира, а её правители станут авторитетнее, чем даже Дэн Сяопин.
У этого проекта есть и ещё одно крайне привлекательное ответвление. Если в качестве сырья использовать не воду, а, скажем, воздух атмосферы, то в результате готовых продуктов мы получим ещё и азот (основной компонент окружающего нас воздуха). Азот же, как известно даже школьнику, это чудо-газ. С одной стороны, он является прекрасным исходным материалом для производства азотных удобрений, гарантирующих высокие урожаи всех сельскохозяйственных культур на Земле, а с другой, будучи закачан в герметически закрытые овоще- и фруктохранилища, обеспечивает прекрасную сохранность в свежем виде продуктов питания без нарушения их диетических свойств.
Разумеется, всё управление этим или этими комплексами осуществляется автоматически с большого расстояния и не требует никаких расходов, кроме, разве,
периодического наведывания туда ремонтно-инспекторских групп для обеспечения безотказной работы аппаратуры.
Тундра и тайга
Проблема полярных островов, тундры, лесотундры и части тайги. Господь Бог дал России немереные пространства земель, правда, не всегда лучшего качества. И в самом деле, большие площади наших пространств лежат в зонах, непригодных для ведения хозяйства в классических формах при нынешнем уровне развития производительных сил и орудий труда. Как уже упоминал, в 1991 году я проплыл по Енисею от Красноярска до бухты Диксон и обратно и убедился, что это самое скучное путешествие в моей жизни, потому что вдоль этой великой реки есть всего несколько оазисов человеческой активности. Чем дальше на север, тем меньше чувствуется присутствие людей. Пустота, пустота, безлюдье вокруг. В безжизненном вакууме довелось увидеть даже призраки бывших лагерей – печального наследия трагического ХХ века.
Поскольку я ездил летом, то поражался одному: откуда берутся и чем питаются мириады кровососущих насекомых (комаров и гнуса), которыми заполнена вся атмосфера Севера. Кто-то подсчитал, что на каждый гектар тундры и тайги приходится по 40 кг кровососущих насекомых. Шутки ради я спрашивал своих попутчиков, а потом вообще знакомых и друзей, нельзя ли найти нужное для жизни применение для всей этой прожорливой оравы живых существ. Я мечтал делать из этой белковой массы брауншвейгскую колбасу, чтобы набить прилавки деликатесами. Нигде и ни у кого не получил вразумительного ответа. Мои вопросы принимали за шутовские приколы.
А у меня всё время бродила по закоулкам мозговых извилин мысль: а как же всё-таки наполнить жизнью просторы Севера. Оказывается, что есть варианты, пригодные даже для нынешнего времени. Они связаны с оживлением и цивилизованным регулированием традиционных форм человеческой активности в этих широтах. На первое место выдвинулось, конечно, оленеводство. Олень – уникальное животное, идеально приспособленное к жизни в суровых северных условиях – опора человека в этих зонах. Он и совершенное транспортное средство, и главный источник пищи и одежды, а также строительного материала для дома.
Питается подножным кормом в буквальном смысле слова. Ягель – основной рацион северного оленя – это своеобразный лишайник, растущий на огромных пространствах северов, богат калориями и витаминами. Его олени откапывают своими копытами и с удовольствием поедают. «Плантации» ягеля обширны. Их никто не измерял, но речь идёт о миллионах гектаров. Недостаток один – в условиях Севера он крайне медленно растёт, по 4-5 мм в год. Компенсируется этот недостаток только обширностью угодий, что делает оленеводство отгонным, т. е. требующим периодической смены мест выпаса.
Кстати, ягель легко разводится вегетативным путём. Сухой лишайник можно растереть в порошок и засеять им новые пространства. Как только пройдут дожди, то каждая частичка оживёт и начнёт формироваться новое растение.
По приблизительным подсчётам, Россия имеет 300 млн гектаров земель, годных для оленеводства. Если эту землю разумно использовать, то даже при двадцатилетнем содержании пастбищ «под парами» для восстановления ягельной массы мы можем каждый год пасти оленей на 15 млн гектаров. Для одного животного хватит двух гектаров пастбищ, значит, мы можем надёжно и уверенно иметь в наших мерзлотных зонах 7-8 млн оленей. А если наладить заготовку весной и летом сена и силоса, то эта цифра вырастет вдвое-втрое.
Рога оленей содержат сырьё для медицинской промышленности, шкуры – прекрасное сырьё для одежды и обуви. Про мясо и молоко я даже не говорю. Это редкостные деликатесы для своих и заморских потребителей.
Сейчас в мире около 6,5 млн оленей (в основном одомашненных). В России осталось всего 1,5 млн. При советской власти их было 2,5 млн. Картина привычная: у нас больше всего пастбищ и меньше всех животных. Причины также банальные – хищническое отношение к природным дарам.
Для оживления необъятных просторов Севера, Дальнего Востока государство обязано прекратить разорение и расхищение природных богатств. Следует решить главный вопрос: закрепить пастбища (землю) за реальными производителями. Возможно, на арендной основе с уплатой государству 10 % налога от прибыли и обеспечить прямой доступ производителям к рынкам сбыта, чтобы они могли обзавестись со временем средствами малой механизации и товарами для нормального быта. Оленеводов надо охранять от многочисленных паразитов в виде мошенников, воров, вымогателей, которые являются сейчас проклятием России, её погубителями.
Побочными занятиями для коренных жителей субарктических территорий могут быть рыбная ловля и пушной промысел, ремесленные поделки по кости и коже.
Оленьи стада нуждаются в двух услугах человека: защите от хищников и ветеринарном пригляде. Оленеводы должны иметь право на ношение оружия. Основой экономической организации, видимо, лучше всего было бы семейное хозяйство, а соседние семьи могли бы объединяться в кооперативы для решения общих проблем. Дайте людям труда возможность жить достойно за счёт своей работы – и вы увидите чудеса роста производства. И страна в целом задышит полной грудью.
Государство могло бы задуматься о том, какие ещё виды млекопитающих могли бы быть завезены в Россию для акклиматизации в пустынных зонах наших северных и восточных окраин. Овцебыки, яки и др. В США мечтают о возрождении бизонов, у нас кое-что делалось для сохранения зубров, Европа бережёт своих оленей, горных коз и пр.
Рыба России
Решив проблему с земной твердью северных и восточных окраин, я стал морщить лоб, как улучшить производительность наших вод, коих тоже Господь выделил нам много. В советское время государство как могло попортило рыбные богатства страны. Понастроили плотин, нарушивших нерестовый ход ценных пород рыб, замусорили берега рек заводами и фабриками, стали сливать в водоёмы все нечистоты от собственной канализации до отходов химической промышленности. Одним словом, травили рыбу как могли, а во времена Петра I запрещалось даже звонить в колокола храмов во время нереста, чтобы не нервировать рыбу. Демократы, пришедшие к власти в 1991 году, только завершили своей прожорливостью разруху, учинённую большевиками. Символом свободы и вседозволенности остались снимки огромных лотков с красной икрой, на которых был написан большими буквами из чёрной икры лозунг-признание «Жизнь удалась!».
Чёрная икра – некогда символ России, теперь музейный реликт, а красная лососевая икра стремительно исчезает из продажи и дорожает с каждым днём. Добыча ценных пород рыб носит хищнический характер. И если большевики всё-таки нет-нет да и строили рыборазводные заводы и преследовали браконьеров, то теперь лозунг один: «После нас хоть потоп!».
А на противном Западе, как всегда, всё цветёт и благо-ухает. Квоты вылова рыбы люди соблюдают. Нерестилища берегут. Обилие и ассортимент рыбных деликатесов на рынках только растут. Вот и подумал я, как бы мне отщипнуть кусочек от чужого изобилия и хоть таким образом помочь россиянам не забыть вкуса рыбы и красной икры. И вот что придумал, используя свою эрудицию. Известно, что рыба (особенно лососевые) непременно приходит метать икру в те самые места, где родилась сама. Учёные давно установили, что лосось узнаёт родную реку по химическому и биологическому составу воды, её запахам, планктону и пр. Учёные пока не пришли к единому мнению, как лососи ориентируются в океане (по солнцу и звёздам или по магнитным полям), а вот родную реку узнают непременно.
По моему прожекту, российскому государству надо сделать не так уж и много, чтобы переманить иноземного крупного тихоокеанского лосося, жирного и вкусного, в наши райские кущи. Для этого в период, когда в океане начинают формироваться косяки половозрелых лососей, готовящихся идти на нерестилища, мы посылаем на отлов маточного поголовья несколько рыболовецких судов, оснащённых специальными контейнерами для сохранности живой рыбы. Ещё в Средние века в Москву из низовий Волги везли в деревянных корзинах живых осетров и стерлядь к царскому двору. Корзины были приторочены к корме судна, и рыба плыла в достаточно комфортных условиях вверх по Волге.
Наши спецрыбаки должны также привезти к берегам России живых и полных икры и молоки лососей. Теперь остаётся доставить маточное поголовье в верховья рек, где традиционно нерестился наш лосось. Там мы выпускаем рыб либо в реку, либо в спецводоёмы с родной речной водой, создаём для рыб курортные условия питания. И ждём, когда они отнерестятся. По существу, это рыборазводные заводы. Известно, что каждая рыба может дать до 20 тыс. икринок, но это будут уже наши одомашненные российские лососи, которые в своё время приплывут именно сюда, чтобы оставить здесь новое потомство.
Чукотка, Камчатка, Сахалин превратятся в источник валюты и будут кормить всю Россию деликатесами. Время созревания малька лосося в половозрелую особь составляет 6 лет, т. е. ровно столько, сколько сидит в Кремле очередной президент. Другими словами, за время президентства В. Путина мы смогли бы получить четыре поколения лососей, т. е. учетверить рыбное богатство России. А сейчас даже стыдно читать, как президент должен лететь в Туву – к чёрту на рога, чтобы гоняться там за какой-то щучкой.
Противная советская власть иной раз занималась полезными делами. Взяла, например, и переселила камчатского краба в Баренцево море. Мало кто верил в затею, но теперь иногда друзья из Мурманска присылают в подарок настоящих камчатских крабов, пойманных недалеко от Мурманска. Почему бы не расселять лосося в наших северных морях?
Недавно прочитал, что какой-то знаменитый спортсмен выпустил в Онежское озеро несколько сотен мальков лосося, чтобы оправдаться за незаконный вылов пары лососей. Значит, и реки, и озёра Северо-Запада годятся для жизни и нереста лосося. Ну что ж? Все карты в руки. А сибирские великие реки чем хуже? Обь, Енисей, Лена... В молодости браконьеры возили меня на ловлю енисейского осетра. Значит, он там есть, не вывелся. Возьмите его под охрану и наладьте воспроизводство. Неужто не устали воровать и губить Отечество?
Чистая вода
Байкал – самое крупное в мире хранилище чистой питьевой воды на планете. Создано Богом, а не большевиками и не «демократами». Оно постоянно пополняется водой из речек и речушек (особенно много вносит река Селенга, которая обладает уникальной в мире дельтой, играющей роль фильтра речной воды). Вот и можно начать продажу воды из озера Байкал (с глубины 200-300 метров), изготовлять из неё алкогольные и просто прохладительные напитки. Мне доводилось покупать в Европе банки с закачанными внутри них ароматами альпийских лугов.
Это опять-таки хорошо для власти, которая не слишком горазда обременять свою жизнь заботами о развитии промышленности, науки и техники. Божьи подарки надо беречь как зеницу ока. Всякие человеческие постройки около Байкала надо относить в сторону от береговой линии на расстояние не менее одного-двух километров, чтобы сохранить даже естественный вид озера и красоту его берегов. В Перу, например, около древнего инкского городища Мачу Пикчу нельзя строить ничего современного, чтобы даже на туристических фотографиях не было видно никакого новодела, чтобы история была в чистом и незамутнённом виде.
(Продолжение следует)