«Берегите как святыню...»

Тургенев был и остаётся величайшим русским писателем, поэтом, публицистом, драматургом и – самое важное – первооткрывателем изучения личности «нового человека» – шестидесятника. А что о нём сегодня знают?

«Отцы и дети» да «Муму», при том что жизнь, судьба его и творческий багаж были куда любопытнее, чем десяток популярных блогеров на YouTube.

 «Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас», – писал он, сражаясь за достояние российской культуры.

В воспоминаниях о Тургеневе многие отмечают этот его ревностный патриотизм. Писатель-публицист Н.В. Щербань рассказывал, как однажды, участвуя в разговоре о «судьбах России», Иван Сергеевич заметил: «И я бы, может быть, сомневался в них, но язык? Куда денут скептики наш гибкий, чарующий, волшебный язык? 

Поверьте, господа, народ, у которого такой язык, народ великий!» И даже нелёгкое детство и неприязнь к трагичной действительности того времени не стали для писателя поводом для разочарования своей отчизной.  И в семнадцать лет, и в шестьдесят он всегда был ярым противником крепостного права. Ещё в юности писатель дал клятву всегда бороться с крепостничеством. 

«Записки охотника» потрясли общество своим любовным изображением героев из крестьян, из самого низшего класса общества. Но и обличать пороки он решил не у себя на Родине, а в Европе. «Я не мог, – писал Тургенев, – дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него».

И эту любовь к родине Иван Сергеевич никогда не терял. В своих воспоминаниях писатель признавался, что преданность его «началам, выработанным западною жизнью, не помешала… живо чувствовать и ревниво оберегать чистоту русской речи». А наши граждане сейчас что демонстрируют? За границей поражаются: «Как же так? Почему россияне так свой народ и быт ругают? Разве можно так неуважительно...»

Мы даже не будем разбираться в том, как всё это случилось, когда всего четверть века назад слово «патриотизм» стало едва ли не ругательством, а вместо него выдвигались «общечеловеческие» идеалы, которые идеализировали западные ценности. Тогда же «русская идея» клеймилась как «фашизм», «идеология экспансионизма». И сегодня мы наблюдаем тотальное безразличие у многих к российской культуре, видим попытки уйти от традиций и ценностей нашей великой страны.

Русский язык мы измарали в лучших традициях современного западничества, историю Отечества знать совершенно не хотим, а понятие патриотизма отрицаем. Стыдно друзья-ровесники! А ведь есть, с кого брать пример, но и тут справедливо только то, что «всякий человек сам себя воспитать должен». В соответствии с какими традициями – его личный выбор и ответственность. Но и с государства, с учебных заведений, со СМИ – ответственности никто не снимал!


Валерия Шавельева, 
студентка 3-го курса МосГУ