11 ноября состоятся выборы главы Донецкой народной республики. О ситуации в ДНР и ожиданиях её граждан рассказывает депутат первого состава Верховного Совета ДНР, военкор, до недавнего времени офицер подразделения «Витязь» Дмитрий ГАУ.
– По данным опросов, проведённых методом косвенного интервью Агентством социально-политического моделирования «Вэйс-Новороссия», более 2/3 жителей ДНР (67 %) считают, что в намеченных на 11 ноября выборах Главы государства должны участвовать все символические фигуры Русской весны в Донбассе: Стрелков, Пушилин, Ходаковский, Бородай, Пургин, Губарев. А поскольку по понятным причинам это исключено, то кандидатура врио главы республики Дениса Пушилина безальтернативна. Твоё о предстоящих выборах мнение?
– Дениса я хорошо знаю, с первых дней Русской весны. В самом начале он был для меня позитивным человеком, но после создания Пушилиным Народного фронта Новороссии и знакомства с результами работы НФН моё мнение изменилось.
Многих в республике неприятно удивило, что за назначение Пушилина проголосовало подавляющее большинство «народных» избранников, которые совсем недавно, обгоняя друг друга, клялись в верности и большой любви погибшему главе. Последний, несмотря на все ошибки, был человеком волевым и проводил жёсткий курс на воссоединение с Россией. А что теперь? Из-за кулис «народной республикой» управляет клан, к которому принадлежат Виктор Янукович и Сергей Курченко (владельцы «национализированной» промышленности ДНР). Их активы интегрированы в украинское экономическое пространство, и это заставляет сильно задуматься о нашем будущем. Для укрепления своих позиций и примирения с Киевом клану нужен полностью подконтрольный «глава государства». Поэтому 11 ноября нам предстоят выборы без выбора. Может быть, для соблюдения приличий к участию в процессе допустят Пашу Губарева (5 октября Павлу Губареву отказали в регистрации кандидатом на пост главы ДНР по надуманным причинам. – Ред.). А вот реальный конкурент Пушилина – Александр Ходаковский к участию в избирательной гонке не допущен: по новым правилам ЦИК лица, не проживающие в республике постоянно, лишены права быть избранными.
С некоторых пор политическая ситуация в республике превратилась в болото. Нет даже самой слабенькой оппозиции, сплошной «одобрямс!» Вся «оппозиция» – это порталы и сайты, которые вчера лили грязь на Ходаковского/Пургина, славя Захарченко, сегодня критикуют Захарченко/Ташкента, славя Пушилина, завтра будут поливать грязью Пушилина и «объективно и независимо» петь дифирамбы тому, кого назначат на его место. Если в начале Русской весны всё выглядело живым и перспективным, то сейчас – как мёртвый организм.
– Активисты Русской весны, которые обеспечили проведение референдума 11 мая 2014 года, создавали и защищали ДНР в самый трудный период, а ныне оказались не у дел. Ты, депутат первого, подлинно народного состава Верховного Совета и один из создателей медийной сферы республики, военкор, почему перестал заниматься журналистикой и почему информационная работа в республике, мягко скажем, не на высоте?
– Да потому что внутренняя политика выстраивается никак не внутри республики. Народной у нас была власть первые три-четыре месяца после референдума. Потом явились политтехнологи, которые решали и решают, кому и кем в республике быть или не быть. Кто с политтехнологами (собирательное название присылаемых разными группами влияния кураторов) сумеет договориться – тот и наверху. Реальные достижения или отсутствие таковых, насколько можно судить, не имеют значения.
– К сожалению, настоящих героев ополчения с огромным боевым опытом в регулярной армии всё меньше…
– Ополченцы уходят по двум причинам. Первая: конфликт заморожен, ДНР застыла в границах начала 2015-го, а для обороны уже есть кадровая армия. Даже когда в нарушение всех соглашений украинцы работали по нашим позициям, нам давать «ответку» разрешалось в исключительных случаях. А сейчас на всей линии фронта почти полное затишье; ты знаешь сам, снимать нечего, всё, что происходит, – незначительные провокации со стороны ВСУ и снайперские дуэли. Как говорят на позициях: «Стрелялки обыкновенные, средней степени скучности». Армия («Корпус народной милиции») зарывается поглубже, создаёт целые подземные города, обустраивает позиции до совершенства, готовится явно не к наступлению. Сидеть в окопах без права адекватного ответа врагу идейные бойцы не видят смысла.
Вторая причина. Ополченцы первой волны – люди особого психического склада, способные к самоорганизации, к действиям в самых экстремальных ситуациях без принуждения сверху. А вот блуждать в бюрократическом лабиринте обыденной армейской регламентированности им скучно. Реорганизация ВС ДНР, проводимая в связи с трагической гибелью Александра Захарченко и новыми веяниями, безусловно, необходима, но в армейской структуре обычного типа людям инициативным делать нечего. Они понадобятся, когда снова вспыхнет война.
Я два с половиной года отдал подразделению «Витязь», занимал должность начальника отделения связи. Служил по специальности, освоенной ещё на срочной службе до боевых действий в Донбассе. По причине реорганизации многих таких, как я, – имеющих спецподготовку и опыт – ставят на должности, не требующие специального образования.
Но по-прежнему в каждом подразделении ополченцы первой волны образуют костяк, вокруг которого группируются новые бойцы. Традиции 2014 года живы, дух Русской весны не утрачен. И говорить об этом нужно с поправкой на то, что ветераны не уходят окончательно, они составляют наш боевой резерв, и большинство из них говорит: «Будет война – мы вернёмся». При обострении ситуации ветераны, не дожидаясь приказа, явятся на сборные пункты, а то и прямо на позиции. Республика у нас маленькая…
Я хочу быть тем, кто я есть, и заниматься тем, что я хорошо умею делать, а не бороться с неискоренимой армейской бюрократией. Был вынужден написать рапорт на увольнение.
– С 2014-го и по сей день ты изучаешь изменения настроений граждан республики: как военных, так и гражданских. Как они сейчас оценивают вероятность применения Киевом силового сценария?
– Все давно поняли: ключ от Украины не на фронте, а за кремлёвскими стенами. Вспомним чёткое и недвусмысленное предупреждение Президента РФ Владимира Путина о том, что попытка наступления ВСУ «будет иметь очень тяжёлые последствия для украинской государственности в целом», или недавнее заявление министра иностранных дел Сергея Лаврова: «Хотел бы решительно предостеречь тех, кто вынашивает силовой сценарий. Это будет катастрофой для украинского народа, потому что реально может подорвать государственность Украины…» Что к этому можно добавить?
Но, несмотря на это, «эксперты» стращают: сохранить власть и поднять перед выборами свой рейтинг Порошенко может лишь с помощью наступления в Донбассе. Идио-
тизм. В сложившихся условиях наступление ВСУ – это их полный разгром и, как следствие, крах киевского режима. Порошенко это очень хорошо понимает. Думаю, на линии соприкосновения всё на очень долгий срок останется по-прежнему: перестрелки да мелкие со стороны противника провокации.
Западу на разных фронтах выгодно вести с нами войну на истощение. А Россия по причине экономических трудностей, санкций и неопределённости со стратегическими целями к кардинальному решению украинской проблемы не готова.
Больше всего кричат о необходимости немедленно, не считаясь ни с какими жертвами идти в наступление и сокрушить киевским режим те, кто никогда не был на фронте. Что я могу сказать? Ты лучше меня знаешь, что наши бойцы готовы к любому развитию событий. Но разве мы влияем на большую политику? Разве мы придумали формулу «безальтернативность Минских соглашений»?
Неужели, чтобы понять эту простую истину, нужно сменить клавиатуру на АК и на собственной шкуре убедиться в том, что реальность несколько отличается от картинки на мониторе? Идти на передовую сетевые «воины» боятся, но слышать они хотят лишь то, что подтверждает их искажённые о нашей войне представления. В этом они не отличаются от украинцев, не желающих расставаться с иллюзиями, внушёнными средствами массовой дезинформации.
Что касается добровольцев – это личный выбор каждого. Сюда ехали лучшие, зная, что в случае их смерти или тяжёлого ранения… они и их семьи не получат помощи от государства. Их вела великая Цель – возрождение Русского мира. А сейчас по причине смены приоритетов на высшем политическом уровне, вышеупомянутой «безальтернативности» и особенно после создания кадровой армии республик – добровольцы, кроме тех, кто обзавёлся семьёй или намерен делать военную карьеру, уезжают. Однако при попытке ВСУ решить проблему ЛДНР силовым путём – российские добровольцы, как и местные ополченцы-ветераны, в большинстве своём вернутся на фронт. Здесь, в ЛДНР, мы сражаемся не только за собственное выживание – за сохранение и достойное будущее всего русского народа.
Беседу вёл
Геннадий Васильевич ДУБОВОЙ