8 ноября 1938 года, 80 лет назад, родился митрополит Владивостокский и Приморский ВЕНИАМИН (ПУШКАРЬ)
Распахнуты двери Покровского собора Владивостока. Окончилась служба. Владыка Вениамин благословил всех по-архиерейски. «Пресвятая Богородице, помогай нам!» – громко воззвал он к Матери Божией. Как всегда, когда заканчивается служба.
Сентябрьское тепло и вечернее солнце за дверями храма. С паперти степенно спускается митрополит. Яркий белый клобук с белым покровом – из храма виден силуэт владыки.
Во дворе к митрополиту устремляются прихожане. Кто-то не успел взять благословение, кто-то спешит задать важный вопрос. «Есть ли воля Божия на то-то и то-то? Как быть, владыка? Помолитесь, пожалуйста!»
– Благословите на дальнюю дорогу, владыка! – какая-то пожилая женщина за спинами прихожан громко испрашивает благословение митрополита.
– Бог благословит тебя, – развернувшись, отвечает архи-ерей.
– И меня на дорожку благословите! – просит какой-то мужчина.
Владыка задаёт вопрос мужчине, беседует с ним…
Худощавая средних лет женщина с грустными глазами тихо обращается к митрополиту с вопросом. Окружающим всё равно слышно, что речь идёт о монастыре.
– Да ты сначала съезди в монастырь, потрудись там, понеси послушание, – вразумляет её владыка. Женщина отходит от архиерея, погружённая в свои мысли. А глаза уже не грустные. В глазах радость светится.
Владыка направляется к епархиальной машине. Останавливается, меняет клобук на скуфью. С неба над Покровским сквером льётся колокольный звон. У храма людно, не спешат расходиться после службы.
Маленькая девочка в белом платке, лет четырёх, бойкая. Подбежала к владыке. И протянула небольшую шоколадку «Алёнка». Девочка сама была похожа на нарисованную Алёнку.
– На, – только и произнесла. И видно было, что обрадовала архиерея. Владыка бережно взял шоколадку, коснулся головы девочки рукой.
– Тебя как звать? – радостно спросил митрополит.
– Маша, – быстро произнесла девчушка и счастливая побежала обратно, к маме.
Метрах в двадцати от храма собрались китайцы. Они каждый день большими группами, а иногда по два-три человека приходят к собору. Заглядывают внутрь. Вроде бы как на обыкновенную экскурсию. Однако по некоторым умиротворённым лицам видно, что кого-то влечёт сюда благодать Божия.
Сейчас несколько китайцев приблизились к владыке. Один, уже немолодой, улыбается и похлопывает себя ладонью по голове. Это он тоже хочет, чтобы митрополит его благословил, как благословлял до этого православных.
Архиерей благословил его. И показал, как надо креститься.
– Китайца креститься научил, – удовлетворённо сказал нам владыка, когда мы шли рядом с ним к машине.
– Владыка, а ведь может так быть, что Китай примет Православие? Надо миссионерствовать!
– Да что вы, миленькие! Дай Бог, чтобы мы сами православными стали. Народ наш после стольких лет безбожия в духовном плане уже правую руку от левой отличить не может. Будем мы сами здесь православные, тогда на нас посмотрят китайцы, корейцы… Конечно, хорошо, если будет появляться духовная литература на китайском или каком другом языке. Пусть читают, знакомятся…
– Владыка, до революции у нас даже духовные миссии были в Китае, Японии, Корее. И направлялась их работа из Владивостока, они подчинялись Владивостокскому архиерею владыке Евсевию. А как сейчас?
– Ну, что сравнивать, как было до революции? До революции царь был.
Сейчас таких представительств у Русской Церкви в Азии нет. Хотя наши батюшки выезжают в Китай, служат там. Там ведь есть православные, в основном потомки албазинцев, вывезенных ещё в XVII веке в Пекин. В Японии у нас сёстры живут. Там небольшой монастырь. В Северной Корее Свято-Троицкий собор. Его Святейший Патриарх Кирилл освящал. Там служат корейские батюшки, которые даже окончили Московскую духовную семинарию. Но, конечно, всего этого очень мало. Россия пришла на Восток, чтобы просветить Азию Светом Христовым. А сейчас мы в таком состоянии, что нам бы самим про-светиться… Священников у нас не хватает. Мало миссионеров.
– А из-за Урала к нам не хотят ехать батюшки?
– Не так просто сюда приехать, поселиться, жить и служить. Батюшки с семьёй приедут. Им жильё надо. Как-то материально поддержать надо. А здесь, за Уралом, епархии в основном небогатые. Края у нас, конечно, богатые. Но люди жертвуют меньше, чем на западе России. Надо бы своих священников в Приморье выращивать. Но для этого хорошо бы семинарию иметь. Хабаровская семинария всё-таки за восемьсот километ-ров отсюда. А надо, чтобы здесь, на глазах, будущие священники и миссионеры росли.
***
На следующий день владыка уезжал в Линевичи. В Рождество-Богородицкий монастырь. Через неделю праздник Рож-дества Пресвятой Богородицы. Обитель в десяти верстах от Никольск-Уссурийского. Ежегодно на Рождество Божией Матери православные со многих мест Дальней России собираются здесь. Это уже традиция православного Приморья. Паломники приезжают на автомобилях, на больших автобусах – с молитвой Богу и Его Пречистой Матери. Почти всегда в престольный праздник здесь солнечный день. В яркой, ещё совсем летней зелени сопок и речных долин Южного Приморья.
Рождество-Богородицкий монастырь на склоне невысокого плоскогорья. Ещё до начала монастырской жизни в конце XIX века русские воины, бывшие неподалёку, слышали колокольный звон над пустынным таёжным местом. В 1900 году сюда прибыли из Читы игуменья Павла с сёстрами-монахинями. Приехали они, желая послужить Богу, утверждать своими монашескими подвигами Православие на границах с Азией. Игуменья Павла выбрала это таёжное место на склоне маньчжурских сопок. На правом берегу реки Суйфун. И через некоторое время колокольный звон монастырской звонницы разливался над долиной Суйфуна. Монастырь рос быстро. Усердно молились сёстры. В Русско-японскую войну обитель помогала нашим воинам, отправляла на фронт продукты, одежду. Помогали раненым. После войны монастырь постепенно превращался в духовный и просветительский центр Южно-Уссурийского края.
В 1923 году Рождество-Богородицкая обитель была закрыта богоборцами.
…В 1992 году в Приморье прибыл только что назначенный сюда на архиерейскую кафедру владыка Вениамин. А в 1993 году по благословению владыки началось возрождение женского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
С этим радостным и чудесным днём Рождества Божией Матери связано архиерейское служение нашего митрополита. В этот день, 21 сентября 1992 года, совершилась хиротония владыки Вениамина во епископа Владивостокского и Приморского. Хиротония совершалась в Богоявленском кафедральном соборе Москвы Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении множества архиереев. Тогда владыке Вениамину было 53 года. Священником стал в 49 лет. Ещё двадцатилетним молодым человеком будущий митрополит, а в то время Борис Николаевич Пушкарь, поступил в Московскую духовную семинарию. Он покинул родное Приморье, город Владивосток и в 1959 году переселился в стены Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. До поступления в семинарию владыка алтарничал в единственном храме Владивостока на Первой речке. Во Владивосток переехал в девятилетнем возрасте вместе со своими родителями и старшими братьями.
А родился владыка в 1938 году в селе Хороль Приморского края. Отец с матерью – люди простые, верующие. Владыка с детства видел, как стояла перед образами мама. Как молилась она и плакала перед иконами, когда отец был на фронте. Может быть, её молитвами Господь уберёг отца, сохранил ему жизнь после тяжёлого ранения.
В доме всегда были иконы. И был большой образ святой великомученицы Варвары. Хранилась Библия, которую с детства читал владыка. В семь лет юный Борис Николаевич Пушкарь принял святое крещение. И всегда носил крестик, пришивал его в те школьные годы к маечке под рубашкой…
В 1960-х годах окончил Московскую духовную семинарию, был направлен продолжать обучение в академии. И после окончания Московской духовной академии, защиты диссертации и обретения учёной степени кандидата богословских наук оставлен преподавателем в МДА и С.
Тогда возобновились гонения на Церковь. Хрущёв пообещал показать «последнего попа». Церковные люди готовились к худшему. Ожидали, что могут закрыть храмы. Доцент Московской духовной академии и семинарии Борис Николаевич Пушкарь стал собирать записи Лаврского хора, чтобы сберечь прекрасные церковные песнопения для Церкви в случае масштабных гонений. Для этого он приобрёл большой бобинный магнитофон и записывал церковные песнопения. Тогда же было положено начало большому историческому труду владыки Вениамина «Священная Библейская история», выдержавшему впоследствии множество переизданий. Начиналась эта фундаментальная работа с письменных текстов лекций доцента Московской Духовной академии Бориса Николаевича Пушкаря. Впервые эти тексты были изданы ещё в начале 1970-х годов в Иркутске архиепископом Иркутским и Читинским Вениамином (Новицким).
Создавались в то время известные сегодня слайдовые фильмы: «Победитель смерти», «Во славу и похвалу Пресвятыя Богородицы», «Сотворение Богом мира и человека», «По святым местам Палестины»… Сейчас эти фильмы издаются в DVD-формате, в те годы всё было сложнее. Слайдовые фильмы требовали много трудов и долгой кропотливой работы. Демонстрировались они во время лекций по курсу Священной Библейской истории.
Будущий владыка вдохновенно занимался преподавательской и педагогической деятельностью.
Многие его ученики имеют сегодня священнический сан, некоторые являются архиереями Русской Православной Церкви и поместных Церквей.
Борис Николаевич Пушкарь трудился на преподавательском поприще в стенах Свято-Троицкой обители под покровом преподобного Сергия и долгое время не принимал священнический сан. Использовал время и силы для накопления богословских знаний, имел жажду перечитать всю библиотеку академии…
В 1988 году, после поездки на Святую Землю ,Борис Николаевич Пушкарь решается полностью посвятить себя служению Богу, продолжая богословское образование и чтение лекций.
Владыка вспоминал, что, когда учился в Московской духовной семинарии и потом в академии, на каникулы приезжал к архиепископу Иркутскому и Читинскому Вениамину (Новицкому). Служил у него иподиаконом. Архиепископ Вениамин (Новицкий) был покровителем нашего будущего митрополита, тогда Бориса Николаевича. Иркутская и Читинская епархия в те годы была очень обширной. И в неё входила вся Восточная Сибирь, включая Приморье. Архиепископ Вениамин (Новицкий) даже отправлял Борису Николаевичу личную стипендию, материальную помощь, которой он поддерживал некоторых своих семинаристов.
«Когда в 1976 году владыка Вениамин (Новицкий) скончался, а он уже был архиереем в Чебоксарах, – рассказывал наш митрополит, – я вместе со всеми участвовал в его погребении. А возглавил тогда похороны архиепископ Иоанн (Снычёв). Вместе с другими я нёс гроб. Гроб спустили в могилу, но одна его сторона соскочила с подставки. Пока думали, что делать, я быстро спрыгнул вниз, поправил гроб и вернулся обратно. Владыка Иоанн стоял рядом и видел, как я спрыгнул. И строго так сказал: “Что вы пачкаете стихарь?” Я был в стихаре. А потом, когда мы уже сидели за столом, он сказал мне: “Наверное, будете архиереем”. А я и не помышлял об этом, преподавал в академии, ещё и не был монахом. А через несколько лет меня вызвали на заседание Священного Синода, где шла речь о моём рукоположении в архиереи. Возглавлял заседание Синода Святейший Патриарх Алексий II. Тогда уехал Минский владыка Филарет, и меня посадили на его место за стол рядом со Святейшим. А напротив сидел владыка Иоанн (Снычёв). Запомнились глаза владыки: духовные, глубокие… Мне задавали вопросы, говорили об архиерействе. А я стал отказываться от архиерейства и просил Синод оставить меня в Московской духовной академии, где преподавал. Владыка Иоанн смотрел на меня, ему, наверное, было дивно, что я отказываюсь и прошу оставить в академии. Однако всё же было решено направить меня архиереем во Владивосток».
Архиепископ Вениамин (Новицкий), покровитель и человек, духовно близкий нашему митрополиту Вениамину (Пушкарю), передал ему незадолго до своей кончины памятный подарок. Этим подарком, переданным через сестру архиерея, была небольшая белая Панагия в форме часовенки с изображением жен-мироносиц. Борис Николаевич Пушкарь тогда ещё не был священником. Архиепископ Вениамин (Новицкий) – великий подвижник, высокой духовной жизни человек. Он, по свидетельству многих, обладал даром прозорливости…
Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин духовно связан со многими выдающимися подвижниками Русской Церкви. С некоторыми знаком близко, является свидетелем их святой жизни. Духовным отцом владыки Вениамина был великий старец архимандрит Кирилл (Павлов)…
Владыка Вениамин рассказывал, что ему даже довелось увидеть великого Камчатского архипастыря – митрополита Нестора (Анисимова). Это было в Лавре. Владыка Нестор был уже в преклонном возрасте, сидел в колясочке. А Борис Николаевич Пушкарь учился тогда в первом классе семинарии. Борис Николаевич подошёл к старцу, чтобы чем-то помочь ему, ещё не зная, кто перед ним. Владыка Нестор, когда узнал, что семинарист прибыл из Владивостока, сильно этому обрадовался.
– А вы владыку Евсевия помните? Какой владыка прекрасный был! Я любил его! – обрадованно отозвался владыка Нестор Камчатский о первом Владивостокском архиерее Евсевии (Никольском), который создавал Владивостокскую епархию и служил в Приморье до 1918 года. А владыка Нестор (Анисимов) был направлен к нему, чтобы потом служить и миссионерствовать на Камчатке.
Молодой семинарист не застал владыку Евсевия, ведь он родился в 1938 году. А митрополит Евсевий (Никольский) скончался в 1922 году в Москве.
Когда в 1992 году состоялась епископская хиротония владыки Вениамина (Пушкаря), ему передали Панагию, которую носил владыка Евсевий (Никольский), первый Владивостокский архиерей, почти двадцать лет правивший епархией. При владыке Евсевии были основаны Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь в Шмаковке и Рождество-Богородицкий женский монастырь в Линевичах. И ещё множество храмов в Приморье.
Преемник владыки Евсевия епископ Вениамин (Пушкарь), прибыв в 1992 году на Владивостокскую кафедру, обнаружил в разрушенной большевиками епархии мерзость запустения. Ведь Приморье до 1922 года было оплотом Российской империи, жило по её законам. И поэтому новая власть с особой ненавистью разрушала здесь то, что оставалось от царских времён. До революции в Приморье успели выстроить более ста пятидесяти церквей. А к началу девяностых XX века сохранились и действовали лишь восемь храмов, да двенадцать священников на всю Владивостокскую епархию, которая была вновь учреждена после гонений в 1991 году, всего за год до приезда владыки Вениамина. Новому епископу предстояло стать продолжателем великого дела утверждения Православия на своей Приморской родине, на берегу Тихого океана. Это дело начиналось ещё со времён святителя Иннокентия, митрополита Московского, Апостола Сибири и Америки, духовно окормлявшего наши приамурские и приморские земли. Тогда Россия твёрдо шла на восток, помня о своём христианском призвании. Наши Приморье и Приамурье созидались как миссионерские края, откуда свет Православия должен был пролиться на языческие страны Азии. Русский народ в своём сердце нёс этот свет к волнам Тихого океана. Сюда было обращено внимание всех русских людей.
(Окончание в следующем номере)
Игорь Анатольевич РОМАНОВ,
соб. корр. «РД»
Центр «Берег Рус» г. Владивосток
Ваше Высокопреосвященство,
дорогой владыка Вениамин!
Примите самые искренние
поздравления с Вашим
восьмидесятилетием!
За Вашими плечами многолетний путь служения Русской Православной Церкви, русскому народу. Эти годы были ознаменованы множеством полезных, добрых дел, восстановлением храмов и православных святынь. Вы также известны защитой святоотеческих традиций, чистоты Православия, традиционных нравственных и моральных устоев, заслуженно пользуетесь большим уважением своей паствы. Ваш голос слышен не только в Приморье, но и по всей России. Благодарим Вас за труды и молитвы, которые Вы совершаете для укрепления Матери-Церкви и нашего Богохранимого Отечества.
Желаем Вам здоровья духовного и телесного, благополучия, многолетия и терпения в Ваших трудах. Многая и благая лета!
Александр Николаевич КРУТОВ
Редколлегия журнала «Русский Дом»