21 ноября – Всемирный день телевидения
Учредителем Всемирного дня телевидения является Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций, которая провозгласила этот день в своей резолюции от 17 декабря 1996 года
Дата была выбрана в ознаменование проведения в ООН первого Всемирного телевизионного форума, который состоялся 21-22 ноября 1996 года. Телевидение было признано важным инструментом воздействия – ориентации, направления и мониторинга общественного мнения. Воздействия с какой целью – антигуманной или возвышающей человека? Мониторинг для чего – фискального изучения или плодотворной деятельности? Это сущностные вопросы, которые сначала множились, а в наше время, при выборе президента в США или при телеобсуждении пенсионной реформы в России – просто потеряли смысл. Телевидение стало средством оголтелой пропаганды и манипулирования общественным сознанием. Точка!
ТВ – ведь не просто средство массовой информации, а технологически развитая система программирования сознания миллионов, инструмент жёсткого контроля за их оценками и поведенческими привычками, мир психологических компенсаций, источник получения удовольствий и, как сегодня выражаются, – релаксации, то есть расслабухи. Но в России ростки здравого смысла и общественной морали так просто не убьёшь. И мы, думая о роли ТВ, анализируя творящееся, обучая будущих журналистов, всё-таки продолжаем твердить о главных задачах телевидения: информировать, просвещать, воспитывать, скрашивать досуг и – главное! – не раскалывать, а объединять общество. Страшно произнести: сплачивать российскую нацию! Президент Владимир Путин ещё в 2016 году на заседании Совета по межнациональным отношениям в Астрахани, когда зашла речь о необходимости разработки «Закона о российской нации», дал соответствующее поручение. И что? Ни Госдума, ни правительство его не выполнили. А теперь и вовсе надежды нет, потому что за межнациональные отношения отвечает… переназначенный вице-премьер Виталий Мутко. Если при провалах с загубленным футболом и допинговыми скандалами он ещё появлялся на телеэкранах с оправданиями, то в новом кругу обязанностей – хоть строительных, хоть межнацио-нальных – вообще замолчал. А телевидение – непрерывно и губительно функционирует. Является ли оно спасительным каналом связи между властью и народом?
Общий ответ, увы, отрицательный, а ведь в нынешних условиях мирового противостояния будущее России зависит не столько от западных санкций или курса российского рубля, сколько от того, удастся ли Кремлю гармонизировать отношения между «эшелоном власти», самоназванной элитой и населением страны. По этим отношениям нанесён сильнейший удар непродуманной пенсионной реформой, всеми неуклюжими действиями и воровством чиновничества, растущим социальным расслоением. Что должно делать ТВ как главный канал коммуникации, взаимодействия? Выявлять и сглаживать противоречия, вести разговор между властью и народом, освещать самые насущные проблемы и подсказывать власти пути их решения. Это понятно всем, особенно президенту страны, который пытается подавать пример того, как надо общаться, дружить (или заигрывать) с народом – от парадной Прямой линии до общения с работницами в Находке, где он не поверил столь низким зарплатам. Но даже этот пример – не заразителен, и, более того, чем ниже ступенька власти (и владения СМИ), тем меньшими попытками диалога и заботами о благе народа пронизана деятельность чиновничества на местах, всех прикормленных или принадлежащих ему СМИ. Ведь телеканалы, которые содержатся на деньги бюджета (налогоплательщиков), вообще не критикуют действия власти, не подают сигналов SOS. Ярчайший пример – федеральный канал ТВЦ, принадлежащий правительству Москвы. В воскресенье 9 сентября при нижайшей явке (меньше трети избирателей) прошли выборы в Московии – ни слова аналитики, объяснения провальных итогов. Например, в огромном ток-шоу Романа Бабаяна «Право голоса» всю последующую неделю говорили о чём угодно – о санкциях «друга Трампа», о двух экзархах на Украине, о вероломстве НАТО, о странных двух туристах, «отрывавшихся» в Солсбери, – только не о результатах выборов с их безумными сроками и расходами на привлечение дачников, не о реальных проблемах Московии, не о наказах этой самой избранной власти.
Неужели, скажем, тележурналистам ТВЦ не интересен такой результат: на «золотой миле», в подмосковной Барвихе, 9 сентября с большим отрывом от конкурентов на избирательном участке № 3947 по предварительным и замалчиваемым результатам победил кандидат от КПРФ: Константин Черемисов набрал 353 голоса, губернатор Андрей Воробьёв от ЕР – всего лишь 163. Ленивые богачи с домочадцами плохо пошли на участки, а местные жители выразили своё отношение к «хозяевам жизни» в стране с таким вопиющим социальным неравенством. И выборы это показали. Так что, власти анализ не нужен? Дана задача ТВ заболтать это народное волеизъявление?
Но это гигантские политические явления, а вот скромные, социальные, но касающиеся каждого москвича и гостя столицы. Медленной сапой шёл – без всякого тестирования, обсуждения с общественностью и без учёта мнений пассажиров – так называемый ребрендинг: смена дизайна, шрифтов, расположений и информационных задач вывесок и указателей в московском метро. Результаты – ужасающие. Это просто информационная диверсия по отношению к миллионам пассажиров! Какие-то недоумки (другого слова не подберу), которые, наверное, не ездят в подземке, разработали странный провинциальный дизайн – мелкие шрифты и кружочки с цифрами, крайне неудобная компоновка надписей. Другие идиоты, не ездящие в метро, а только руководящие им, утвердили этот кошмар, а третьи преступники – выделили огромные наши деньги, чтобы нам же создать неудобства.
Представляете, какой был фронт работ и какие бабки были распилены? Ради чего?! Резко возросло количество вопросов к полицейским и дежурным, метаний и проклятий пассажиров. Об этом говорят кустарные бумажки, приклеенные на мрамор (!), которые дают хоть какую-то информацию в отличие от пустых, издевательских указателей. На «Киевской» сберегли на бойком месте один старый и нормальный указатель, который даёт внятную информацию. Всё остальное – цирк и позавчерашний день. Говорю для бездарных дизайнеров и никчёмных начальников: общемировая тенденция – укрупнение и наглядность информации в торговле и на транспорте. ТВ должно было провести не просто обсуждение, а расследование: кто в команде мэра Собянина допустил это безобразие? Как исправлять его, не постеры на колонны наклеивая, а возмещая убытки? Молчок…
Ещё разительнее проявилась преступная телевизионная политика при обсуждении топорной и разрушительной пенсионной реформы. Всем каналам заранее было известно, что президент Путин выступит в полдень со спасительной речью, они готовили заранее вечерние программы. Это был – откровенный провал! Более всего меня потрясла не сама речь президента Владимира Путина с неубедительными подготовленными цифрами, а то, что обрушили сразу в телеэфир коллеги. На всех программах телепропагандисты не пригласили на обсуждение никого из оппозиции, никого из представителей облагоденствованного населения – вещали сами разработчики реформы. Это вообще что-то новое в практике журналистики – бывший телевизионщик А. Ревенко хвалит себя и В. Путина за мудрость в эфире. И всегда ироничная Ольга Скобеева – молчит, кивает, благодарит, что барыня – вице-премьерша Голикова снизошла… Да она своё – объяснила и сделала!
Нараставшие трёп-шоу просто бесили публику: не пригласили снискавших популярность экспертов, умных политологов, честных писателей – так хоть не хвалите высосанные из пальца аргументы: «Если повысить до 20 % налог на богатых…». Почему на 20, а не 75 %, как во Франции, ну или 50 %, как в Израиле? Ролик Сергея Кургиняна в «Ютубе» набрал сотни тысяч просмотров, потому что политолог сказал главное: всю тяжесть пенсионной реформы, если она так необходима, должен вынести верхний децил, то есть те 10%, которые получают огромные доходы, а не 90% бедного населения. Иначе, сказал он с моделью машинки в руках, государство – просто опрокинется! И перевернул модель вверх колёсами.
И вот на этом информационном и социальном фоне – непонятно зачем – прошла премьера новой подобострастной программы Владимира Соловьёва: «Москва, Кремль, Путин». Что мы узнали, кроме того, что Путин – «очень человечный человек»? За неделю Владимир Путин посетил три субъекта России в Сибири, а также успел побывать в краткосрочном отпуске. Путин посетил Кемерово, Новосибирск и Омск. Свой короткий отпуск он провёл вместе с Шойгу и Бортниковым в Тыве. Также в Сочи Владимир Путин встретился с участниками проекта «Сириус». Владимир Путин выразил соболезнования по поводу смерти Иосифа Кобзона и главы ДНР Захарченко.
Всё это мы видели-перевидели в новостных блоках, слышали в трёп-шоу, читали в официозных СМИ. Какова сверхзадача пересказа? То, что он в форме и работоспособен – видно по оперативным репортажам, даже про грибы в Тыве мы уже насмотрелись. Пресс-секретарь Путина почему-то особенно сильно выкатывал глаза (для убедительности?) и сделал единственный «человечный» вывод: мол, прочитать реакцию Путина не всегда легко, поскольку он умеет управлять своими эмоциями. А вот реакция телезрителей на его шутки была вполне однозначной. «Ну, сами представьте, медведь дурак, что ли? Если он Путина увидит, он будет себя вести прилично, конечно», – пошутил Песков в эфире телеканала «Россия 1».
А потом, словно не понимая, какая будет реакция, добавил масла в огонь: «Будучи самыми пугливыми животными в мире, козероги, увидев Путина, не стали убегать. Продолжали пастись и, как кто-то пошутил, наверное, признали», – сообщил Песков и сам улыбнулся своей шутке… А у немцев есть хорошая поговорка: табакерка с нюхательным табаком – не должна чихать!
Если в Кремле и на ТВ не понимают, что такие программы, как и вся информационно-аналитическая политика, только расширяют пропасть между властью и народом, то дело – швах!
Александр Александрович БОБРОВ,
профессор кафедры
журналистики МосГУ