Алексей Попов - Отцы ели кислый виноград...

 

Несут ли дети ответственность за грехи своих родителей?

 

 

Как-то раз я общался на различные религиозные темы с женщиной лет сорока пяти, постоянной прихожанкой одного московского прихода. В какой-то момент я обронил такие слова: «Господь не наказывает детей за грехи родителей». Но тут же моя собеседница уверенно сказала: «Как же это? А помнишь, в Библии есть такие слова: “Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”? Ведь Священное Писание об этом говорит!»
К сожалению, и сегодня среди широких масс вопрос о том, наказываются ли дети за грехи, совершённые их родителями, остаётся нерешённым.

Наша Церковь всегда давала и даёт чёткий ответ: дети не несут ответственности за грехи, содеянные родителями. В наше время бывали случаи, когда какой-то пастырь, к которому пришли люди, убитые горем потери своего ребёнка, говорил, что это расплата за грехи, содеянные до этого самими родителями. Комментируя такие случаи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 25 октября 2017 года на VII Общецерковном съезде по социальному служению в Храме Христа Спасителя сказал: «Если кто-то говорит, что “за грехи”, то такого батюшку надо самого сразу запрещать в священнослужении. Как так можно? Не знаю, с каким сердцем и с какой головой может быть священник, чтобы так сказать несчастной матери или отцу!».

Но о чём тогда эти слова о «кислом винограде»? Что говорит нам Священное Писание?

В Писании мы действительно находим слова о том, что «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». Но всякий раз приводя этот отрывок в качестве аргумента, люди вырывают его из контекста. Давайте заглянем в книгу пророка Иезекииля, где есть следующие слова: «И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”? Живу Я! говорит Господь Бог, – не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле… Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18, 1-3, 20). Заметьте, Сам Творец всего говорит, что не надо произносить эту «пословицу», что она неверна и является народным заблуждением.

Святой пророк Иеремия в тридцатой главе передаёт речь, обращённую Господом к нему: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота. И как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, и разрушая и погубляя, и повреждая, так буду наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь. В те дни уже не будут говорить: “отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”, но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31, 27-30). Мы видим, что Господь уже через уста пророка просит быть осторожным с этой фразой, демонстрируя её истинное значение. Кто-то может сказать: «Но ведь написано “уже не будут говорить”. Значит, так говорили ранее? Если да, то почему раньше дети отвечали за грехи родителей, а сейчас – нет?» Тут нет нужды что-то выдумывать. Давайте просто заглянем в «Толковую Библию» А.П. Лопухина. Там мы найдём разъяснение этого вопроса: «Наказание за грехи не всегда падает на самих грешников, но на их потомство, которое, впрочем, страдает не безвольно, а потому, что в нём Господь видит те же грехи, что и в предках». Человек, который грешит таким же злым делом, как и его предок, отвечает за своё нарушение Богом установленного Закона, а не за нарушение своего родственника.

В Ветхом Завете мы можем встретить слова, которые чётко указывают на то, что чадо не может быть наказано за беззаконие своего родителя: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 24, 16). Чуть дальше в Писании, в Четвёртой книге Царств, мы встречаем повествование об иудейском царе Амасии, который умертвил своих врагов, но не причинил вреда их детям: «Когда утвердилось царство в руках его, тогда он умертвил слуг своих, убивших царя, отца его. Но детей убийц не умертвил, так как написано в книге закона Моисеева, в которой заповедал Господь, говоря: “не должны быть наказываемы смертью отцы за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов, но каждый за свое преступление должен быть наказываем смертью”» (4 Цар. 14, 5-6).

Но те, кто внимательно изучит Священное Писание, могут возразить, найдя следующие слова в книге Исход: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх. 20, 5). Эти слова вновь повторяются в Исходе (см. Исх. 34, 7), Числах (см. Чис. 14, 18), в книге пророка Иеремии (см. Иер. 32, 18). Обращая внимание на последнего пророка в этом списке, мы можем удивиться, так как выше уже читали из его же книги такие слова: «Каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31, 30).

Неужели в книге Исход утверждается, что люди несут ответственность за грехи, сотворённые их предками? Всё достаточно просто. В цитате из книги Исход мы упускаем из поля зрения слова о «ненавидящих Меня». Наказываются те дети, которые начинают следовать беззаконию своих родителей, то есть они несут уже ответственность за свой грех, а не за идентичный родительский.

 Люди пожилого возраста, которые видят, что их дети или внуки совершают злые дела, удивляются, почему их отпрыски творят беззакония. Но когда они задумываются и смотрят на свою жизнь спустя какой-то временной промежуток, видят, что сами совершали те же прегрешения. Пословица о том, что «дурной пример бывает заразительным» только подтверждает вышесказанную идею из Священного Писания.

Дабы не быть голословным, обращусь снова к святым отцам Церкви. Сначала стоит разобрать пятый стих из двадцатой главы книги Исход. Блаженный Феодорит Кирский, отвечая на вопрос, соблюдается ли справедливость, когда дети наказываются за отцов, пишет: «Думаю, что угроза показывает паче Божественное человеколюбие. Ибо присовокуплено “ненавидящим Мене”, т.е. долготерпелив Я к отцам согрешившим, долготерпелив и к сынам. Но если внуки и правнуки поревнуют лукавству отцов и предков, то наложу наказание. Благочестие же предков надолго послужит во спасение роду».

В книге Исход есть такие слова: «[Господь] сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх. 34, 7). Люди, далёкие от Церкви, могут воскликнуть: «Ну и где же ваш добрый и милостивый Бог?» Ответить на этот вопрос нам поможет толкование приведённого отрывка преподобного Ефрема Сирина, который пишет следующее: «Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына и внука его; но, если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своём подобен отцам своим».

В книге Плача Иеремии есть такие слова, которые для некоторых могут стать «камнем преткновения»: «Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их» (Плач. 5, 7). Эта книга была написана святым пророком Иеремией после разрушения Иерусалима и взятия народа Божия в Вавилонский плен. Праведный муж указывает на то, что люди согрешили, а их дети будут страдать. Но замечу: они страдают не за грех своих предков, а за своё маловерие и отсутствие покаяния перед Богом.

В Новом Завете, а точнее – в Святом Евангелии, мы видим указание на то, что каждый отвечает сам за себя, а не за прегрешения своего предка. В Евангелии от Иоанна есть эпизод об исцелении слепорождённого. Нас интересует сейчас не весь евангельский эпизод, а конкретное место из него: «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым. Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 1-3). Обратимся к толкованию этого места, которые было написано блаженным Феофилактом Болгарским: «Он говорит это, – пишет святой, – не освобождая их [т. е. родителей. – Прим.] от грехов. Ибо не просто сказал, что не согрешили родители его, но прибавил, что родился слеп. Хотя родители его и согрешили, но не за то терпит он такое убожество. Слагать грехи отцов на детей, ни в чём не виновных, несправедливо». 

И ведь действительно – было бы справедливо, если кто-нибудь из нас страдал за то, что не совершал и даже не допускал помысла совершать?

Священникам, катехизаторам и простым мирянам непременно нужно усвоить и донести тем, кто ещё пребывает в неведении, мысль о том, что ни в коем случае ребёнок не отвечает за грех родителей, не расплачивается за него ценой своего счастья, здоровья, благополучия или даже жизни. Как мы уже убедились, нам об этом говорит Священное Писание, данное Самим Богом. Каждый человек должен помнить о том, что он отвечает за свой грех и потому не у его чада, а у него самого «на зубах и оскомина будет» …

Алексей Дмитриевич Попов,
студент Коломенской духовной семинарии

***
 Святейший Патриарх Кирилл: Личное состояние души священника является решающим фактором [Электронный ресурс] //URL:http://www.patriarchia.ru/db/text/5046114.html (дата обращения: 01.03.2018)
 
*Книга пророка Иеремии // Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Том Шестой. С. 96.

* «Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвёртого рода».

* Блаженный Феодорит Кирский. Т. 1. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. С. 98.

* Сиринъ Е., свят. Творенiя. Том VI. – М.: Русскiй издательскiй центръ имени Святаго Василiя Великаго, 2014. С. 323.

* Толкование на Святое Евангелие Блаженного Феофилакта Болгарского. В четырёх частях. Том четвёртый: Толкование на Евангелие 
от Иоанна. М.: Сибирская Благозвонница, 2007. С. 226-227.