Понятие бедности у нас в стране довольно размыто. Российская статистика сообщает, что число бедных в стране достигло 22 млн человек. Это все, чей доход ниже прожиточного минимума (10 тысяч рублей). Другие считают, что это не критерий бедности, а критерий, который отсекает нищету от бедности. Реальный критерий составляет около 20-22 тысяч рублей. Значит, бедных гораздо больше.
Но как бы ни считать, бедность в нашей жизни – явление постоянное. И меньше она не становится. Хотя политики и правители всех уровней стараются о ней не говорить. Больше о достижениях: настоящих и мнимых.
И никакая статистика, я уж не говорю о власть имущих, не говорит о духовной бедности. Сколько у нас духовно бедных людей? Тысячи, миллионы, десятки миллионов? Сотни? И что страшнее: духовная бедность или материальная? Причём бедный материально может быть богат духовно, и наоборот.
Человек беден душой, но у него солидный счёт в банке. И он считает себя успешным и состоявшимся. А другой переживает финансовые трудности, но не падает духом, довольствуется тем, что даёт Господь, и тоже считает себя счастливым.
Третий живёт в бедности и озлобился на весь мир. А его сосед настолько богат, что «с жиру бесится» и всё больше погрязает в гордыне, разврате, пьянстве. И жалуется на судьбу, что она ему чего-то не додала.
Материальная бедность – это не всегда результат отсутствия старательности, трудолюбия, умения, способностей, лени. Человек честно трудится, отдаёт себя работе, а получает зарплату, на которую еле-еле сводит концы с концами. Или вышел на пенсию, а она почти вся уходит на оплату ЖКХ.
Чаще всего материальная бедность – это результат социальной модели общества. Социальная модель Советского Союза не оправдала себя. Сегодня мы строим капитализм, в основе которого лежит рыночная экономика, а она изначально предполагает борьбу за рабочее место, конкуренцию, в которой выживает сильнейший. Если идёт борьба, то непременно будут слабые и сильные, так как капитализму присущи неравноправие, дискриминация, неравноценность в доступе к ресурсам, к образованию, медицине и досугу, разные стартовые возможности, ущемление прав человека и его достоинства.
Чем опасна для общества материальная бедность? У человека, думающего только о том, как прокормить семью, не хватает ни сил, ни времени, а порой и желания, чтобы задуматься о духовном. Зачастую он пребывает в уверенности, что жизнь его складывается плохо, он находится в состоянии подавленности, апатии, тревоги и даже агрессии, постоянно чувствует несправедливость всего происходящего вокруг и собственную безпомощность. Отсюда алкоголизм, отсюда низкая производительность труда, отсюда безразличие к участию в общественно-политических интересах жизни нашего государства.
Душа заполняется чернотой, и тогда возникает мысль о несправедливости к нему Господа, о том, что его Бог забыл. Однако Бог никого не забывает. Господь знает, кому что дать или не дать. Может, у него на тебя другие планы. Одного он испытывает скудостью, а другого – излишеством. Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской) писал в своё время, что люди делятся не на два класса (бедных и богатых), а на три – бедных, богатых и христиан, для которых ни то, ни другое не абсолютно.
И всё же, с бедностью материальной можно бороться и победить, и тому есть достаточно примеров в мире. Но как быть с бедностью духовной? Ведь она присуща и бедным, и богатым. Обладание богатством требует ума и изворотливости, а порой и преступления.
Знаменитый американский миллиардер Генри Форд писал: «Я готов отчитаться за каждый доллар, но не спрашивайте, как я заработал первый миллион». Это подтверждает и высказывание великого французского писателя Оноре де Бальзака, что «за каждым богатством кроется преступление». Автор «Капитала» Карл Маркс в своём исследовании подвёл черту, что «все крупные современные состояния нажиты нечестным путём».
Может быть, поэтому, как никогда, актуальны слова Спасителя, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19, 24). Это, конечно, не значит, что богач не пройдёт, а бедняк – легко. Бедность – это ещё не путёвка в рай. А богатство ставит крест на пути к нему. Деньги, конечно, могут многое, но далеко не всё. Очень многих людей, кто имел их в избытке, они не спасли от беды. Не о достатке как таковом говорит Христос, а о привязанности к имуществу, к мирскому благополучию; о немощи духовной, неспособности отказаться от земных благ ради благ иных. В житиях многих святых мы читаем о том, что они родились знатными и богатыми, но раздали всё нажитое нищим и бедным.
Как говорит русская пословица: «Не в деньгах счастье». Но, согласитесь, с помощью денег намного легче решать какие-то насущные проблемы, помогать близким и дальним.
Церковь не осуждает богатство как таковое, а предостерегает верующих от ошибок, какой ценой и ради чего оно добывается, приумножается, копится.
Богатство, как и бедность, сильно искажает взгляд на подлинную суть вещей. Самые богатые люди в России оказались духовно самыми нищими. Они активно пропагандируют идеологию потребления, опустошающую человека, превращают денежные отношения в голый расчёт, обнажая звериную сущность.
У людей с помощью СМИ, кино, сериалов, рекламы, книг формируется образ «успешного» человека. Дорогая одежда, головокружительная карьера, отличный дом, дорогое авто, отдых за границей, девушки-модели, французское вино и шотландское виски. Здорово, не правда ли? А вот «крутой» мужик с кружкой пива, девица, меняющая партнёров как перчатки, бригада парней, воровством и убийствами проложившая себе дорогу в «высшее общество»… Выбирай, что хочешь, превращаясь в человекоподобное существо.
Деградацию личности ещё называют умственным отупением. Исследователи этого явления пишут, что первые признаки деградации появляются задолго до полного распада личности. Круг интересов у таких людей сужается: они перестают читать книги, интернет заменяет им друзей и близких. Их суждения легковесны и поверхностны, а в поведении наблюдаются развязность, склонность к цинизму, снижение чувства стыда и брезгливости, эгоизм и лживость. Главным в их жизни становится удовлетворение основных первичных потребностей. Если не совершенствоваться, не вкладывать силы и время в своё развитие, духовная смерть может наступить раньше физической. Прекрасный русский поэт Николай Алексеевич Заболоцкий писал:
«Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
<…>
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвёт».
Если бы наше общество было христианским, то богатый поддерживал бы бедного, здоровый – больного, трудоспособный – престарелого. А государство считало бы своим приоритетом обеспечение жизни, здоровья – и не прожиточного минимума, а минимального благосостояния, которое бы обеспечивало духовное благополучие человека, семьи, общества.
Спаси, Господи!
Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №10, 2018г.