Станислав Минаков - Александр Захарченко. Последний герой Новороссии

«Меня могут убить в любой момент. Смерти не боятся только идиоты. Я не идиот. Я боюсь смерти. Но если надо совершить действие, которое приведёт нас к нашей цели, то я его совершу. Даже если ценой будет моя жизнь. Но я его совершу лишь в том случае, когда буду уверен, что этот бой либо эта война, взявшая у меня жизнь, приблизит нас к цели.

Цена того, за что мы боремся, гораздо выше цены нашей жизни», – сказал Александр Захарченко в 2014 году в одном из интервью.

Глава Донецкой народной республики Александр Захарченко 31 августа получил смертельное ранение при взрыве в кафе «Сепар» в центре Донецка. Взрывное устройство в кафе было замаскировано под осветительное оборудование.

В ДНР сообщили о задержании подозреваемых в покушении на Александра Захарченко. Исполняющим обязанности главы Донецкой народной республики, согласно Конституции ДНР, стал Дмитрий Трапезников, который до настоящего времени был заместителем председателя Совета министров ДНР.

Александра Захарченко считают последней знаковой фигурой Русской весны в Донбассе. Близко к сердцу приняли гибель Захарченко даже люди, казалось бы, далёкие от темы Донбасса. Он совсем другой, не такой, как представители нынешнего политикума Российской Федерации. Не идеальный, не безупречно правильный, а именно – другой. Практически каждый человек в России, вне зависимости от политических воззрений, ощущает, что сегодня страна нуждается в людях такого типа, как Захарченко.

Владимир Путин назвал убийство главы Донецкой народной республики Александра Захарченко подлым актом террора. «Александр Владимирович был настоящим народным лидером, смелым и решительным человеком, патриотом Донбасса. В трудное для своего родного края время он встал на его защиту, взял на себя огромную личную ответственность, вёл за собой людей.

Подлое убийство Александра Захарченко – это ещё одно свидетельство: те, кто выбрал путь террора, насилия, запугивания, не хотят искать мирное, политическое решение конфликта, не хотят вести реальный диалог с жителями Юго-Востока, а делают опасную ставку на дестабилизацию ситуации, на то, чтобы поставить народ Донбасса на колени.

Этого у них не получится. Рассчитываю, что организаторы и исполнители этого преступления понесут заслуженное наказание. Хочу ещё раз выразить соболезнования родным и близким Александра Владимировича Захарченко, всем жителям Донбасса. Россия всегда будет вместе с вами», – сказано в заявлении, опубликованном на сайте Кремля.

Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту взрыва в кафе Донецка и убийства главы ДНР. Официальный представитель СК РФ Светлана Петренко заявила, что такие преступления «направлены в том числе и против интересов Российской Федерации в сфере противодействия терроризму».

По мнению председателя Госдумы РФ Вячеслава Володина, «убийство главы ДНР обнуляет смысл Минских договорённостей. Это безпредел, который обнуляет все те шаги, которые уже несколько лет предпринимают Россия и мировое сообщество для прекращения войны на Юго-Востоке Украины».

Официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила: есть все основания считать, что за гибелью главы самопровозглашённой Донецкой народной республики Александра Захарченко стоит киевский режим.

«Этот террористический акт направлен на дестабилизацию обстановки в республике и проведён силами спецопераций Украины под контролем спецслужб США», – говорится в сообщении оперативного командования ДНР.

Марина Бережнева из Донецка пишет: «Он олицетворял все наши лучшие и не самые лучшие, но вполне человеческие качества. Он был любознателен и упрям, по-мальчишески загорался и совсем по-мужски умел слушать и принимать решения. Он был живой и настоящий, не стеснявшийся движений души и не боявшийся выглядеть нелепо. Он был свой. Мы иногда его ругали, но и любили, как любят братьев, как любят мужей, как любят тех солдат, которые “ребёнка не обидят”. Эх, Саша-Саша, Александр Владимирович… Нам тебя будет не хватать – первого нашего, как первенца – самого дорогого, выстраданного…».

Депутат Госдумы Наталья Поклонская отозвалась в соцсетях: «Глубоко скорблю в связи со смертью отважного, последовательного, решительного и искреннего человека, положившего жизнь за землю Донбасса, – Александра Захарченко. Он погиб как герой и верный сын своего народа. Светлая ему память! А трусливым убийцам – гореть в аду».

Украинский политолог А. Ермолаев так прокомментировал случившееся: «Захарченко являлся фактическим лидером и Луганской части нового Донбасса. У Киева появляется соблазн воспользоваться этой ситуацией – провести целый ряд спецопераций на фоне кажущейся "временной дезорганизации в ДНР"».

Поэт и журналист Анна Долгарёва прошла донбасскими дорогами с самого 2014 года, в том числе и плечом к плечу с Александром Захарченко. «Первое, что вспоминается о Захарченко, – это исходящее от него обаяние, – пишет А. Долгарёва. – Его многие не любили, многие критиковали, нередко – заслуженно. Но когда он говорил с тобой, то ты попадал в его мир, прекрасный и простой, с воинским братством, с прямой дорогой, автомат в руки – и вперёд. Понимаете, когда он говорил, что войска ДНР дойдут и до Киева, он говорил искренне. Он вообще был очень искренний, как мальчишка-подросток из советских рассказов.

Я его однажды спросила, чего вообще стоят Минские соглашения. Захарченко внимательно на меня посмотрел:
– А ты способна отдать приказ убивать людей, пока есть шанс договориться дипломатическим путём?
Я сказала, что нет, поэтому я журналист, а не глава республики.
Когда-то говорили с военными о том, что погибли или уехали почти все легендарные командиры 2014 года: Дрёмов, Беднов, Мозговой, Ищенко, Моторола, Гиви – погибли, Безлер, Стрелков – уехали.
– Нет, – вспомнил кто-то. – Один остался. Командир батальона “Оплот” Александр Захарченко. Ведь правда – легендарный командир 2014 года, лично в боях участвовал…
И как-то горько засмеялись, потому что глава республики Александр Захарченко отличался от легендарного командира Александра Захарченко.
А он отчаянно оборонялся жарким летом 2014 года, был ранен, когда шёл в атаку на Кожевню. На него покушались, он был словно заговорённый. Он был безстрашный воин и прекрасный командир, это правда. Когда начались бои за Дебальцево – уже был главой ДНР. И всё равно участвовал в боях.
На одной из улиц был ранен в ногу. Долго потом ходил на костылях, а потом с тростью.

Но та весна, за которую положили жизни сотни прекрасных ребят в 2014 и 2015 годах, постепенно поглощала сама себя. В республиках становилось всё более тухло и гнилостно. И уходили на небо легендарные командиры – в другой, небесный батальон. Сегодня с ними ушёл Александр Захарченко. Легендарный командир “Оплота”, герой 2014 года, теперь в этом небесном батальоне. Что будет с Донбассом теперь, непонятно. Может, перерождение, может, тихий слив Украине. Трудно об этом пока думать. Пока больно – от того, что в Донбассе не осталось никого, о ком мы молились жарким летом 2014-го».

Взрывным образом на трагическую кончину главы ДНР откликнулись не только СМИ, но и социальные сети интернета.

Политолог Александр Дугин написал:
«Донецкая и Луганская республики – это последние следы той Новороссии, которая была в 2014 году. Тогда Восточная Украина ответила своим способом на приход в Киев прозападных нацгруппировок в ходе переворота. Захарченко был одним из последних символов Русской весны. Лидеры ополченцев, такие как Моторола, Гиви, Мозговой, Мамай, мирные интеллектуалы – например, Олесь Бузина, и многие казаки (такие как Дрёмов) – все они погибли. Захарченко был представителем именно той, первой волны, и он – последний след этой истории. Это очень грустно, потому что пробуждение Новороссии как таковое захлебнулось и не получило от нас той поддержки, на которую люди рассчитывали. В результате они – от Одессы до Харькова – не смогли эффективно противостоять репрессивным мерам со стороны Киева. А ДНР и ЛНР держались и не сдавали позиций. Александр Захарченко был последним символом этого поколения. А история делается именно такими символами. И потому это огромная символическая потеря. Но, честно говоря, я не думаю, что его гибель что-то изменит в ДНР».
Депутат Госдумы РФ, писатель Сергей Шаргунов опубликовал фрагменты дневников, связанных с его беседами с А. Захарченко: «Смелый был мужик. И искренний. Говорил, что могут убить в любой момент. Ждал в гости в сентябре.
А в последнюю встречу он спросил:
– Сколько это всё может продолжаться? Поверь, мне этот вопрос хотелось бы задать не только тебе. Но и Госдуме, правительству, вообще России. Мы воюем тут третий год. Мы хотим на Родину, вернуться в Россию. Сколько ещё мы тут должны провоевать? Что мы должны ещё сделать?
Он сам был за рулём, надавил на газ и сделал песню громче.
Казачья песня рвалась из открытого окна. Чёрный джип мчал по пустой дороге навстречу солнцу. Вокруг лежали покошенные деревья.
МашинаГ влетела под мост среди свиста и грохота. По нам долбили из всех орудий.
Мы общались в разных обстоятельствах, и в Донецке, и в Москве, но запомню я ту передовую, те бетонные сваи, те ящики из-под патронов и снарядов.
Он накинул на меня такую же, как у него, только старую куртку:
– Лучше не выделяться. Я в ней всю войну прошёл. Видишь, прострелена.
Прощайте, Александр Владимирович».
Упокой, Господи, душу раба Твоего Александра, прости ему вся согрешения вольные и невольные, даруй ему Царствие Небесное!

Станислав Александрович 
МИНАКОВ