21 сентября –Рождество Пресвятой Богородицы
Слава Божией Матери – внутри (Пс. 44, 14): это благословенный плод Её чрева. «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего», – благоговейно поёт в веках святая Церковь, не находя слов, чтобы прославить Дщерь Царя Давида и Матерь Бога нашего, Царя вселенной.
Ту, о рождении Которой возрадовался Бог-Творец как о самом совершенном творении. Ту, Чей дух всегда послушен Богу и внимает Богу одному. Чьё всё желание устремлено только к тому, что любезно и желанно Ему.
Велика слава Божией Матери, потому что не для Себя Она будет жить. Точно также, как не для Неё одной будет Тот, Кого Она родит. Тайна этой всецелой Её отдачи Себя Богу заключается в безконечно возрастающем Её постижении, что по дару Божию дана Ей жизнь, и по дару Божию Она будет служить спасению всех людей. Чтобы исполнился через Неё Превечный Божий Совет – Воплощение Слова и наше обожение.
Бог одаряет Её Своими дарами больше, чем какое-либо творение, человеческое и ангельское. Никогда в Ней не будет ничего, что противостояло бы Божественному свету. Напротив, каждый час, каждое мгновение Она будет предавать благотворному воздействию этого света. И Бог всё более будет сообщать Себя Ей, преображая Её в Себе и творя в Ней всё более чистый образ Своей совершенной красоты. Это духовное возрастание не прервётся в Ней до Благовещения. И с новым ослепительным даром продолжится до Рождества Христова, до Креста Его, до Воскресения, до Пятидесятницы, до собственного Её Успения, когда Она вся станет светом в свете Сына Своего, в свете Божественной Троицы.
Церковь исповедует, что Божия Матерь ни разу в жизни даже в мыслях Своих не согрешила. Но отсутствие греха в душе не означает, что грех никогда не искушал Её. Чтобы прогнать тьму, необходим свет. Свет любви к Богу и верности Ему, и свет Божественной благодати. Отсутствие греха – необходимое условие общения человеческой души с Богом. Когда душа не ставит для себя грехом преграду Божественному свету, Бог даёт ей узнать неизреченное прикосновение Своей любви. Бог открывает Себя душе, Он вселяется в ней, как в Своём храме. Он пребывает в ней, как в Своём доме. И пребывая в ней, Он преображает душу, наполняет её Своим светом, сообщает ей от Своей Божественной красоты. Если бы мы могли увидеть человеческую душу в состоянии благодати, мы увидели бы в ней Бога. И мы увидели бы её самое, всю в Божественном сиянии, прекрасною красотой Божией, чистою Его чистотой.
Чем сокровеннее это общение между душой и Богом, чем полнее дар Божественной благодати, тем радостнее открывается душа Богу, тем более уподобляется Ему. Чистота души может возрастать безконечно, поскольку единение между Богом и ею, сияние Бога в ней может безконечно расти.
Что мы можем сказать после этого о чистоте Пресвятой Девы Марии и о красоте Её души? С самого Её рождества, с первого момента Её существования Церковь не перестаёт называть Её и Преблагословенной. В благоговейном страхе и трепете предстоим мы перед этим образом совершенной Божественной красоты и безконечной чистоты. Ибо Пресвятая Дева не была безучастной в принятии Божественного дара. С самого рождества, в течение всей Своей земной жизни, Она возрастает в смирении, чистоте и любви. Она возлюбила Бога всем сердцем Своим, всею мыслию Своею, всею крепостию Своею, и Она приносит всю Себя Богу, отдающему Себя Ей. И всё Её естество, и ум, и душа, и тело, от прикосновения Божества погружаются в безмерный океан любви и чистоты, освящающий и наполняющий Её до краёв. Поистине, Она – новое творение, даром рождённого от Неё Бога. «Если бы это не было новым творением, ангелы не пели бы новую хвалу Тому, Кто уже в день Рождества исполнен славы», – говорит святитель Григорий Богослов о Богомладенце Христе – «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Как после пресуществления Святых Даров Церковь тотчас возносит хвалу Божией Матери, так Воплощение Божие, Рождество Христово раскрывает славу Той, Рождество Которой мы сегодня празднуем.
Протоиерей Александр ШАРГУНОВ