Довольно смелое заявление, сделанное Пашкой, заставило нас переглянуться. Тот выдал безапелляционное: «Вообще, все претензии – к Феофану Затворнику. Я только его совету последовал, историю и записал. Хотите расскажу?»
Особых претензий к святителю Феофану мы не имели, поэтому к Пашке были строги: «Ты на авторитеты не ссылайся – колись, в чём дело? Что за история?» Тот подбоченился, снисходительно взглянул: «Когда святитель рассуждает о том, что такое духовная жизнь и как на неё настроиться, в одном из писем он говорит собеседнице: “Вы не помянули ещё об одном могущем отвлекать и действительно отвлекающем ум от Бога. Это то, что всякая вещь внешняя, действующая на чувства, обращает на себя внимание наше и покушается оторвать его от Бога. Но есть и здесь некоторый приём, при котором вещи видимые не отвлекать, а привлекать будут к Богу. Как же это?
Надобно вам все вещи, какие бывают у вас на глаза, перетолковать в духовном смысле, и это перетолкование так набить в ум, чтобы, когда смотрите на какую вещь, глаз видел вещь чувственную, а ум созерцал истину духовную. Например, видите вы пятна на белом платье и чувствуете, как неприятно и жалко это встретить. Перетолкуйте это на то, как жалко и неприятно должно быть Господу, ангелам и святым видеть пятна греховные на душе нашей, убелённой созданием по образу Божию… В пособие себе возьмите святителя Тихона… – у него есть и сокращённое всего перетолкование под заглавием “Случай и духовное от того рассуждение”. Тут он перетолковал 176 случаев, всякий – коротко. И вам небольшого труда будет стоить пересмотреть их со вниманием… Когда это сделаете, то всякая вещь будет для вас что книга святая или что статья в книге. Тогда и всякая вещь будет приводить вас к мысли о Боге, как и всякое занятие и дело. Всё вам будет говорить о Боге и поддерживать ваше внимание к Нему”».
Тут Пашка и поведал нам о своих недавних переживаниях:
– Лето. Детей в городе оставлять некрасиво, за границу ехать или на местные моря – дорого. Бабушка с дедушкой в деревне – наше спасение. Делов-то: взяли да отвезли на радость обоим поколениям. Старшие радуются, что с малышами повозиться могут, научить их уму-разуму да огородным премудростям всяким, те в свою очередь отвечают восторгом по поводу новых деревенских открытий. Добавим, что в деревне всякую мелочь замечают, не то что в городе. Вежливее к старшим тут дети становятся, к словам внимательнее. Польза, в общем, огромная.
Прогуливаемся с ними на прощание и видим, как местный дурачок Ваня Вертиголова «катается» на велосипеде. Руль, седло и рама с педалями у велосипеда есть, а колёс нету – просто игрушка для бедняги. То есть сидит себе у гаража, крутит педали и то верещит от радости, то плачет. И просит, чтоб подтолкнули: «Стоп, машина-лисапед!» – кричит. Детям деревенским игра нравится, и толкают, возят его вокруг гаража. Потом становится скучно, и Ваньку оставляют в покое, дети расходятся по своим делам, а тот снова начинает ныть или смеяться – на него смотрят уже просто по привычке, не обращая особого внимания. Такое вот дело.
– И духовный вывод из этих твоих пасторальных наблюдений каков?
– Самый что ни на есть молитвенно-практический! Смотрите: у каждого из нас свои трудности, свои испытания, а то и беды, не дай Бог. Как часто мы обращаемся к святым, к друзьям и приятелям с просьбой помолиться о нас, правильно? Просим о нас, об избавлении от беды – тут всё хорошо.
– А где плохо-то?
– На меня крёстная, помню, однажды буквально наорала. Я её просил о чём-то помолиться, говорю ей, мол: «Много может молитва праведного поспешествуема», так помолитесь обо мне, пожалуйста, а то грустно мне. И смотрю так смиренно-умилительно. Крёстная, она строгая такая, монахиня, как взовьётся: «Ты, – говорит, – никогда над словом "поспешествуема" не размышлял?! Не думал, что своими просьбами и записочками ты можешь всем святым, праведным, друзьям-знакомым надоесть, завалить их звонками да бумажками поминальными, а сам и пальцем не шевельнёшь для исправления? Ты в храме давно был? Когда причащался? Постишься всерьёз или от случая к случаю? Милостыню давно подавал? Нет, крестничек, так далеко не уедешь». Ладно, успокоилась, смотрит печально и говорит с улыбкой: «Конечно, все молятся – и святые, и друзья с приятелями, и крёстные. Ты только поспешествовать им не забывай, хорошо?»
Вот я и думаю, что наше поспешествование – это те самые колёса у велосипеда, которых у Вани Вертиголовы нет. Можно просить и требовать со слезами, чтобы тебя «подтолкнули». Но если ты колёса отстегнул – куда ж ты поедешь? Ваньке-то ладно, он болезный – а мы чего? «Ой, батюшка, помолись; ой, святой Спиридон, выручай; ой, спасите-помогите», – а сами зад оторвать от кресла не хотим, чтобы, действительно, и в храм сходить, и милостыню подать, да и вообще добрых дел поделать. Вывод, господа: стоп, машина-лисапед! Бог халявщикам не помогает.
Пашка попрощался и скрылся. Но молиться всё равно попросил. Это завсегда пожалуйста. Мы его тоже просим.
Пётр Михайлович
ДАВЫДОВ