Известие о назначении епископа Тихона (Шевкунова) вдруг митрополитом Псковским и Порховским вызвало разные толки. Без малого двадцать пять лет он был наместником Сретенского монастыря. Можно сказать, из небытия, крайнего запустения в центре Москвы вырос новый древний монастырь с двумя храмами, семинарией, кельями для монахов, подворьями, крупнейшим православным издательством, знаменитым церковным хором.
Под его руководством монастырь стал играть значимую роль в духовной жизни православного мира. Но это лишь одна сторона, видимая сторона его деятельности. Другая заключается в том, что все эти годы владыка, прежде всего, воспитывал души окружающих его. И монахов, и прихожан, и всех, кто попадал в монастырскую орбиту.
А начиналось всё в 1993 году. По пророчеству старца Иоанна (Крестьянкина), в Москве появилось первое и единственное подворье не ставропигиального Псково-Печерского монастыря, которое потом, как и говорил отец Иоанн, стало самостоятельным монастырём, никогда не терявшим, по милости Божией, духовной связи ни с Печорами, ни с отцом Иоанном.
Вначале нас было немного, но с каждым годом становилось всё больше и больше. И древний храм уже не вмещал всех. Во время службы православные стояли на улице и в мороз, и в дождь. Ехали со всех концов Москвы. На службе можно было увидеть известного учёного и студента, высокопоставленного чиновника и простого рабочего, деятеля культуры и старушку. В столице открывалось всё больше храмов, но люди ехали в Сретенский. Что заставляло и привлекало их?
Прежде всего, то, что наместник Тихон, получив духовный заряд в Печорах от своего духовного учителя отца Иоанна, привнёс молитвенный настрой древнего русского монастыря в столичную обитель. Современный москвич, истосковавшийся по истинным чувствам, нашёл здесь то, что затерялось в суматохе кипучих буден нынешнего века, – Христа. Любовь. Он понял, что Христос его любит такого, каков он есть: утратившего различие прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости и истины, равнодушного и безответственного.
Для нас монастырь стал островком веры и спасения, воздвигнутым среди соблазнительной стихии житейского моря столицы. Религиозная идея святости находила воплощение и в монастырских службах, и в исповеди, в архитектуре старого и нового храмов, в иконах, фресках, в церковном пении, культурном ландшафте. Преображение монастырской жизни отражалось и на преображении души столичного человека, пресыщенного информацией и различными усладами. В монастырском комплексе прихожане видели не просто храмы, иконы, службы, а пространственную икону, в которой всё взаимосвязано, в формировании которой они сами участвовали.
В, казалось бы, безнадёжной рязанской глубинке, рядом с подворьем, на базе разорившихся колхозов было создано крепкое хозяйство, и владыка в 2003 году стал лауреатом Национальной премии имени Петра Столыпина «Аграрная элита России». Поистине, «не место красит человека, а человек место».
Я знал владыку ещё послушником Псково-Печерского монастыря, а потом долгие годы иеромонахом, архимандритом, поэтому при разговоре с ним часто сбиваюсь и называю владыку отцом. Он никогда не стремился к епископству, а уж тем более митрополитству.
Мир для него предстаёт как проявление Бога, поэтому владыка Тихон считает, что, преображая душу, нужно преображать и земное пространство, в котором человек живёт.
Может быть, поэтому всё, что он созидает, наполнено красотой: и храмы, и здания, и книги, и фильмы, и выставки. Ведь человек видит и отражает окружающее в зависимости от своего внутреннего состояния – приближённости к Богу или отпадения по грехам своим.
Владыка – творческий человек. А творчество – это дар, творчество – всегда путь к Истине. Творчество всегда созидает, не отвлекает от жизни, а улучшает её. В одной из книг написано: «Господь ждёт от нас деятельного соучастия, чтобы мы ткали нить своей жизни из того материала, который нам подаёт Бог. И кто-то из этой богоданной нити сплетает чудный узор жизни, который радует всех вокруг, а кто-то из неё же сплетает петли другим».
Сколько человек – столько и путей к Богу. Каждый несёт свой крест на особицу. Так просто одного другим не заменишь. Однако то, что не видит человек, наперёд видит Бог.
«Божий Промысл», – сказал мне владыка, уезжая на митрополичью кафедру в Псков. Я сразу вспомнил его духовного учителя отца Иоанна, который всегда нам напоминал: «Дорогие мои, миром правит Промысл Божий, а не мы, смертные люди… У Бога нет забытых людей, и Промысл Божий зрит на всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой…»
Божий промысл охватывает всю нашу жизнь. Много замыслов, желаний и планов в сердце у человека, а состоится только то, что определил Господь. Сказано в Евангелии: «Без Меня не можете делать ничего».
Зачастую нам кажется, что судьба наша зависит от внешних обстоятельств, чужого вмешательства, от собственных жизненных ошибок, но непостижимым образом Божий Промысл учитывает наше «хочу – не хочу».
Да, хотим мы того или нет, но, как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Заботясь о нашем спасении, Господь являет нам много таких благодеяний, о которых мы и не знаем, часто избавляет от опасностей и другие оказывает милости». Владыка Тихон привык во всём полагаться на Божию волю.
Удивительное чувство послушания сопровождает всю жизнь владыки. Вот один из примеров: «Я ждал решения отца Иоанна о моём постриге почти десять лет, пока мать не благословила меня на монашество. Все эти годы в ответ на мои нетерпеливые просьбы о благословении на постриг отец Иоанн только уговаривал дождаться материнского благословения. И уверял, что Господь не забудет этого терпения и послушания. Об этих словах я вспомнил, когда меня постригали в монашество в Донском монастыре. Так сложились обстоятельства, что это происходило в самый день моего рождения, когда мне исполнилось тридцать три года, и назвали меня в часть моего любимого святого – святителя Тихона, патриарха Московского».
Для владыки назначение главой Псковской митрополии – это очередное служение Церкви. Здесь всегда для него примером был священномученик Иларион (Троицкий), епископ и богослов Русской Православной Церкви, мощи которого по инициативе владыки Тихона перенесены из Санкт-Петербурга в Сретенский монастырь. В рассуждениях о современной жизни владыка часто приводит слова священномученика: «Отношение к Церкви – вот пробный камень для русского человека. Кто верен Церкви, тот верен России, тот – воистину русский. Кто отрёкся от Церкви, тот отрёкся от России, оторвался от русской почвы, стал безпочвенным космополитом».
Уверен, что псковская земля даст владыке новые силы для молитвенного служения Богу, Церкви, России. Древняя русская глубинка России давно ждала такого устроителя и молитвенника, ибо «жатвы много, а делателей мало». Только из глубины, как говорится в псалме, «из глубины воззвал я к Тебе, Господи», рождаются настоящие слова молитвы. О чём нужно молиться, а что на потребу дня. Именно здесь подвизались старец Филофей, автор концепции «Москва – Третий Рим», великие молитвенники, старцы Николай Гурьянов и Иоанн (Крестьянкин). В глубине, предстоя «пред лицом Бога», они обретали ясность и смелость мысли.
Божией помощи, дорогой отец, прости, владыка Тихон. Мы молимся, чтобы Господь укрепил тебя миром, любовью, многолетием и здоровьем, молитвами пречистой Богоматери и святых чудотворцев и всех святых.