Ирина Ушакова - Если не будем вкладывать в школы..

Архив: 

.

Уникальная Русская школа в Твери накануне своего двадцатилетия получила Президентский грант Несмотря на трагическую ломку российского образования, есть ещё в России твёрдые духом радетели школьного дела.

Профессор ИМЛИ, доктор филологических наук Всеволод Юрьевич Троицкий писал в начале 90-х в своей книге «Пути русской школы»: «Есть два пути развития современной отечественной школы. Первый – через воспитание национального и государственного самосознания гражданина России. Второй – путь утверждения эгоистической личности, духа торгашества и ещё более – формирование колониального сознания».

Устроители Русской школы в Твери выбрали первый путь. В 1998 году, как мы помним, прекращали работу многие производства, закрывались детские сады. Могло перейти в чужие руки и здание детского сада, которое позже станет Русской школой. Заведующая – верующая женщина, обратилась тогда за помощью к заведующей соседним детсадом.

А та пошла прямо к архимандриту Адриану (ныне епископ Ржевский и Торопецкий) со словами: «Ты монах? Тебе ангелы нужны? У меня есть для тебя две группы ангелов…». Ну что тут ответишь? Улыбнулся владыка Адриан и стал учредителем новой школы.

На должность директора пригласил Елену Александровну Суворину – теоретика и практика образования, кандидата философских наук, доцента кафедры педагогики и социальной работы Тверского государственного университета. «Для нас было очевидно, что это будет не только сад, но и школа, русская школа, – говорит Елена Александровна. – Если помните, тогда было стыдно говорить, что ты – русский. Создание Русской школы стало нашим культурным ответом безвременью 90-х».

В основу концепции нового негосударственного образовательного учреждения начального и дошкольного начального образования «Русская школа» Твери легли три принципа, заложенных К. Ушинским: Православие, народность и научность. Синтез этих трёх принципов школостроения и даёт ребёнку «жизнь, полную содержания». Именно такую школу начала создавать Елена Александровна вместе с коллективом единомышленников.

«Школа должна запомниться детям праздниками», – писал столетие назад выдающийся педагог-подвижник, устроитель народной церковно-приходской школы С.А. Рачинский. «Путь в родную культуру и сегодня лежит через народный праздник и традицию его проживания», – поддерживает эту мысль Елена Суворина.

В основу воспитательного уклада Русской школы, которая включает в себя детсад и начальную школу, положен годовой календарный круг православных, народных и светских праздников.

«Годовой круг задаёт целостность, гармоничность, осмысленность всей системе воспитания ребёнка в контексте и средствами его родной культуры», – излагает концепцию воспитательного уклада школы в своей книге «Педагогика праздника» Елена Суворина.

Если созданный нашими предками уклад жизни «работал» столетиями, задавал тон жизни государства, сохранял преемственность традиции, удерживал крепкий строй сословного общества, значит, была в том великая мудрость.

В школьном кругу праздников есть несколько главных событий. Это, прежде всего, Рождество Христово и Пасха, день рождения священномученика Фаддея, духовного покровителя школы, и праздник святых Кирилла и Мефодия.

12 ноября, в день рождения свщмч. Фаддея (Успенского, 1872–1937), Тверского епископа и известного своими научными трудами педагога, духовник школы иерей Роман Иванов служит «детскую» Божественную литургию. Дети 7–11 лет причащаются, сами поют и читают, мальчики помогают священнику в алтаре.

Церковное празднование Рождества и Пасхи продолжается праздничными детскими духовными спектаклями и концертами школьного хора «Звонница». Литературный материал и музыкальный репертуар таких праздников – лучшие образцы отечественной культуры. Завершается учебный год празднованием Дней славянской письменности и культуры. Дети знают, что славянские первоучители Кирилл и Мефодий не просто создали более понятную всем славянским народам письменность, но дали особый язык-славословие, обращённый к Творцу.

Из народного же календаря избираются фольклорные праздники – осенние Кузьминки, Рождественские колядки, Масленица, Прощёное воскресенье, Красная горка.

Дети в таких праздниках и народных гуляниях – не зрители, а активные участники. Осознание праздничных событий и умение их празднично проживать складываются у детей из всего школьного уклада и уроков системы дополнительного образования. Духовное пение, народоведение, хоровые занятия, русский рукопашный бой, театральная студия наполняют и питают детей сокровищами и традициями родной культуры.

Сегодня в окоём родной культуры детям помогают вернуться сохранённые традиции поведения в быту, пошитая для детей национальная одежда, прослушивание записей этнографических материалов, встречи с фольклорными коллективами, а главное – чтение русских сказок и былин, работа со словом, ибо слово, по определению Елены Сувориной, «это проводник в иные миры и их семантические пространства, это форма памяти и сама память».

Вспомним произведения Ивана Шмелёва, где весь уклад русской жизни, атмосфера патриархальной купеческой семьи, да и вся православная Москва раскрываются через детское ощущение праздника. В своих размышлениях Е.А. Суворина опирается на мысль профессора В.Ю. Троицкого о том, что педагогика праздника – это совершенная форма образования, которая включает «обязательные представления о высших ценностях, о смысле бытия, о духе, о судьбе, исторической роли своего народа, ощущение с ним духовно-исторического родства». Только духовно осмыслив, можно понять и принять историю своего Отечества, разобраться, что такое смирение, любовь, подвиг, а что такое подлость и предательство…

Лики святых, портреты полководцев, писателей глядят со школьных стен. Невольно подумаешь, какие эти дети счастливые. История для них начинается не с 1917 года и не с 1991-го. Урок ОПК (Основы православной культуры) с основами церковнославянского языка является в Русской школе важнейшим. По наблюдению учёных, включая С.А. Рачинского, церковнославянский обеспечивает человеку естественную грамотность владения современным русским языком.

С директором школы Еленой Александровной мы сидим в её кабинете, где полки шкафов заставлены кубками и дипломами, полученными школьниками за участие в различных конкурсах и олимпиадах. «Я очень люблю педагогику русского православного зарубежья, – говорит она. – В ней удивительно красиво выстроена система внешкольного воспитания в традициях русской культуры. Наша школа стала преемницей этой педагогики. Мы тесно сотрудничаем с Национальной организацией добровольцев «Русь» с тех пор, как в 1991 году под Оптиной пустынью заработал один из первых разведческих лагерей. Систему русской православной педагогики сохраняли и приумножали в изгнании наши эмигранты. Сейчас выпускники моей школы стали руководителями этой организации».

Будем честны, ведь пионерия – это скаутское движение, в котором заменена была только идеология. Движение имело в основе религиозное мировоззрение, военно-спортивное и, говоря современным языком, экологическое воспитание. Скаут-разведчество в России было направлено на воспитание индивидуальности у подростков, оно, по определению Е.А. Сувориной, обеспечивало «становление личностного самоопределения человека», которое в пионерии заменили коллективизмом.

Цесаревич Алексей был почётным скаут-разведчиком Царскосельской дружины, а по указанию государя Николая Александровича в 1909 году была переведена на русский язык книга основателя мирового скаутского движения Р. Баден-Пауэлла «Юный разведчик».

Собираем по крупицам разрушенное, и кому как не школе это необходимо собирать. Каждый из основателей авторских школ – вспомним школу Курбатовых: образовательный центр № 1804 в Кожухово (Москва), гимназию в Свято-Алексиевской пустыни, созданную о. Петром (Василенко), Ивановскую на Лехте школу В.С. Мартышина (Ярославская обл.) – в первую очередь создавали школы для своих детей, поэтому результаты в каждой из них – налицо. И Елена Александровна Суворина начала организовывать первые разведческие лагеря в начале 90-х в Тверской области, когда стоял вопрос, как и в какой среде воспитывать собственных детей. Поэтому в 1998 году Русскую школу начинали уже пять учителей с опытом православного воспитания детей. Этот опыт они приобретали в качестве руководителей Национальной организации добровольцев «Русь». Сегодня в школе трудится десять опытных педагогов. Центром разведческих методик и инициатив в школе является детско-взрослый клуб «Ковчег», которым руководит выпускница Русской школы.

В системе внешкольного воспитания регулярно проходят военно-исторические игры «Славянские древности», дети посещают Ботанический сад Тверского государственного университета, городскую станцию юннатов, краеведческий музей, учителя организовывают викторины на темы «Символы России», «Моя Родина». Школьный духовный хор «Звонница» поёт в храмах Твери, принимал участие в мероприятиях, посвящённых 400-летию Дома Романовых.

В седмицу славянской письменности и культуры дети защищают и получают игровые специальности: «грамотей», «летописец», «сказитель», «странник», «картограф»… 

«Странник», к примеру, должен знать святые и исторические места родного города и уметь рассказать о пяти из них; принять участие в паломничестве по храмам и историческим местам Твери; составить пять маленьких рассказов о большой истории тверских святых.

В июне школьная жизнь плавно перетекает в детские православные палаточные лагеря НОРД «Руси». Создан даже журнал Русской школы с приятным славянскому слуху сербским названием «Задруга». В разработке школьного уклада, его принципов и методик Елена Суворина доходит до самых основ воспитательного процесса: «Человек принадлежит двум мирам – видимому и невидимому. Задача педагога – помочь ребёнку не только в его культурном, историческом, но и духовном самоопределении, ввести ребёнка именно в реальность двойного бытия. Точнее подтвердить его наличность, поименовать, т. к. ребёнок знает инобытие лучше нас». А далее ещё конкретнее и «педагогичнее»: «Христос умирает как человек, но воскресает как Бог. Своею смертию побеждая закономерность смерти, вырывая “жало смерти”, Христос открывает тайну – зло реально, но не субстанционально… Без воли человека оно “не есть”, оно “ничто”, оно “чёрный квадрат” не-бытия…». Согласитесь, благо той школе, где директор и учитель приступают каждый день к своей работе с детьми с такой жизненной позицией.

Краеведение для детей имеет и практический характер: открывается на здании роддома в Твери мемориальная доска благотворительнице Варваре Алексеевне Морозовой, дочери промышленника, или библиофила-коллекционера Алексея Ивановича Хлудова – детей ведут на открытие. В школу привозят чудотворные иконы – учителя и воспитанники встречают их, как издавна повелось на Руси. Совершается закладка нового храма близ Твери – школьников как певчих и гостей приглашают на торжество. Восстанавливается в центре Твери взорванный в 1935 году Спасо-Преображенский собор – дети жертвуют храму деньги, заработанные ими на благотворительной масленичной ярмарке.

Такие шаги к соборности, а не к толерантности не повредило бы практиковать повсеместно.

То, что дети приобщаются к истории родного края, делает это познание наглядным и ощутимым, ибо, по слову Михаила Пришвина, «без знания своей Родины она никогда не может быть для нас Отечеством».

Православие и народность уклада школьной жизни задают глубину, традиционность, устойчивость, создают условия для культурной, духовной, нацио-нальной идентификации взрослых и детей. А принцип научности позволяет школе быть современной, динамичной, открытой и даже инновационной. Так модель школы К.Д. Ушинского в Русской школе города Твери парадоксально воплотилась в модели устойчивого инновационного развития. Ведь, по замыслу владыки Адриана, создаваемая им школа должна обеспечить высокий уровень образования для детей.

Сегодня замечательные педагоги Русской школы – это обучающая команда, способная создавать и транслировать лучшие инновационные практики. Судя по огромному количеству семинаров и мастер-классов для педагогов тверского региона, проходящих на площадке Русской школы, сегодня этот опыт очень востребован.

Школа – постоянный участник, дипломант и победитель педагогических конкурсов, в том числе международных. В 2002 году по итогам Всероссийского конкурса культурно-образовательных инициатив «Развитие образования в России» Русской школе в Твери был присвоен статус Федеральной экспериментальной площадки Минобрнауки РФ для реализации проекта «Акмеология (от греч. – высшая степень чего-либо) школы родной культуры: синтез светского, народного и религиозного компонентов образования».

В настоящее время Русская школа имеет статус соисполнителя Федеральной инновационной площадки Института системно-деятельностной педагогики по теме «Механизмы реализации ФГОС (федеральных образовательных стандартов) на основе деятельного метода обучения» для тиражирования инновационных практик образования.
И вот совсем недавно – победа Русской школы в конкурсе Президентских грантов в сложнейшей номинации «Наука и образование».  По проекту Е.А. Сувориной на основе учебного пособия нового поколения «Каллиграфия букв: развивающие прописи» в Тверском регионе уже апробированы и изданы на средства гранта автодидактические прописи. 

Вот некоторые отзывы учителей пилотных школ Калининского района Тверской области, которые учат первоклассников по новым прописям в нынешнем, 2017–2018 учебном году:
«Замечательная технология! Все дети учатся легко, трудятся с удовольствием, буквы ровные, красивые, но самое главное, у всех детей получается всё. Даже непоседливые детки стараются, пишут, от усердия высунув язык. Нет слёз и разочарований, можно любоваться своей работой!» (О.Е. Осипова, учитель МОУ «Медновская СОШ»).

«Прописи – спасение для малокомплектной школы и незаменимый инструмент в работе учителя! Первоклассники становятся очень серьёзными и важными, когда начинают учить безошибочному письму детей из 2-го и 3-го класса. А это происходит на каждой перемене после урока письма…» (М.В. Клюева, учитель МОУ «Езвинская СОШ»).

Тема прописей «Каллиграфия букв», придуманных в Русской школе и получивших высочайшую оценку педагогов-практиков, нам видится неслучайной – ведь в школах дореволюционной России каллиграфии был посвящён отдельный урок…

Заместитель руководителя Управления образования г. Твери Владимир Моргось в беседе с корреспондентом «РД» отметил, что Русская школа – первый и пока единственный опыт партнёрства частной и муниципальной, 38-й школы города. А заместитель директора школы № 38 по инновационной деятельности Ольга Тышлер рассказала о благотворном влиянии на учеников совместного обучения в муниципальной СОШ-38 и частной Русской школе.

Итак, Русской школе осталось разрешить одну задачу – сделать школу не только начальной, но и внедрить разработанную уже программу средней и старшей школы.
Вспомним мысли мудрых: если не будем вкладывать в школы, будем вкладывать в тюрьмы.

Ирина Владимировна УШАКОВА