7 апреля – Благовешение Пресвятой Богородицы и Великая Суббота
В Благовещении – все наши праздники. Всё вырастает и расцветает из Благовещения. В нём – Рождество Христово: «Я возвещаю вам радость, которая будет всем людям». В нём – Крест и Воскресение и, наконец, Пятидесятница. Пречистая Дева, вся уже исполненная Духа Святого, как свидетельствует Ангел: «Радуйся, Благодатная», слышит благовестие: «Дух Святой найдет на Тебя». Это возвещение Пятидесятницы, ибо Церковь призвана с этого момента восходить от Пятидесятницы к Пятидесятнице, чтобы достигнуть обожения человека, успения, вознесения всего святого человечества.
В Благовещении Пресвятой Богородицы сокрыта тайна Великой Субботы. Пречистая Дева принимает благую весть о рождении во плоти Превечного Слова, дающего нам жизнь вечную: «Да будет Мне по глаголу Твоему». «Слово обманутой диаволом Евы, – говорит святой Иоанн Златоуст, – воздвигло древо, которым Адам был изгнан из рая. Слово Девы воздвигло древо Креста, которым разбойник – образ Адама – входит паки в рай».
Доныне ни один человек не знал Бога в полноте истины, ибо Бог может быть увиден только во Христе Искупителе. «Дай нам увидеть Твое лицо», – молится Псалмопевец. Тайна Благовещения открылась, когда Христос в Своей смерти явился Сыном Божиим. Бог явился более чем когда-либо непостижимым – в пасхальном лике Христа, покрытом безчестием и славой. Он – Агнец, Который стоит, и Агнец закланный, как свидетельствует Откровение о единой тайне всемогущества Христова Воскресения и предельной немощи Его смерти (Откр. 5, 6). Сила и немощь, всемирное владычество и абсолютное смирение действуют в Нём одновременно.
Смерть и жизнь – неразделимы в Пасхе Христовой и различаются только нашим духом. В Апокалипсисе Христос приходит, как лев от Иуды, принося победу, и Он же – закланный Агнец. Завтра мы воспоем: «Возбудил еси уснув мертвыя от века, царски рыкавый, яко от Иуды лев». Он – Пастырь безчисленного стада, и Он – Агнец, меньший из всех в этом стаде, возвеличенный закланием.
Чтобы постигнуть величие Божие, наш дух должен устремляться в двух, по видимости, противоположных, направлениях – в высоту и глубину, к тайне Благовещения и к тайне Великой Субботы. И это значит – туда, где всемогущество Божие, поставляющее Его безконечно превыше всего творения, и туда, где Его отказ утвердить Свою силу перед нами. Кто может дойти до конца этих двух пределов и привести их в единство? Невозможно истинно познать Бога, не увидев Его Духом Святым во Христе Распятом и Воскресшем, где Его безконечная сила и есть Его абсолютное предание Себя ради нас на заклание.
Не существует Бога в немощи по образу человеческому – точно так же, как не существует в Нём силы по человеческим понятиям, ибо «немощное Божие сильнее человеков». Но, говоря человеческим языком о тайне Воплощения, Бог являет Себя одновременно в смирении смерти Христовой и во всемогуществе Его славы. Ибо Бог есть любовь, и Его всемогущество есть не что иное, как Его безконечная любовь. Мы знаем, что подлинная любовь по отношению к любимому всегда смиренна и всегда жертвенна. Непостижимая тайна Божественного смирения и самоотдачи – явление Его в Благовещении и в схождении нашего ради спасения даже до ада. Это дар роду человеческому абсолютной чистоты, достояние превечной любви Отца, Сына и Святого Духа. И принятие этого дара за всех нас Божией Материю в Благовещении и в собственном Её Успении – по дару Христа, во ад сошедшего и с Собою вся воскресившего.
И в вечности Христос пребудет в этом смирении и в этом величии, одновременно «больший всех» и «служащий всем». Завтра Церковь вступает в ликование Христовой победы. Господь заповедует нам, когда мы званы на пир, занимать последнее место – так, чтобы хозяин дома мог сказать: «Сядь повыше». В притче даётся совет только о последнем месте, хотя на самом деле речь идёт о первом. Но на пиру Царства Божия Христос навеки воссел на первое место, благодаря тому, что Он так занял последнее, что никто в мире не может восхитить это место, которое может занять один Бог. Ибо таково величие и слава Божия, такова Божественная сила, непохожая на представление о силе и славе среди людей. Таков наш Бог, Господь Иисус Христос, в предельной немощи предавший Себя за жизнь мира. И рядом с Ним – всегда Пресвятая Пречистая и Преблагословенная Богородица, больше всех научившаяся смирению и любви Христовой. «Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преукрашенна». Она за всех приняла дар Благовещения, чтобы для всех жизнь была Христос и смерть – приобретение.
Протоиерей Александр
Шаргунов