Александр Бобров - Неподкупное большинство

 

Итоги 15-го Съезда Союза писателей России

 

Известно, что Россия держится на Иванах, а вот Союз писателей России держался в последние месяцы на Ивановых: Геннадии – первом секретаре правления и особенно – Николае, исполнявшем обязанности председателя правления в связи с болезнью Валерия Ганичева. 

Без копейки государственной помощи они в условиях ремонта основного здания вели на коленке подготовку 15-го Съезда Союза писателей, который проводился в год 60-летия ведущей творческой организации России. 

Николай Фёдорович Иванов, который долго отказывался убрать приставку и.о., твёрдо решил выставить свою кандидатуру на выборах и объявил об этом в литературных СМИ. В последний момент, когда уже стали съезжаться делегаты, а в Московском институте культуры работал молодёжный форум съезда, возникла неожиданная кандидатура Сергея Шаргунова – талантливого писателя, молодого общественного деятеля. Всем он хорош – и телегеничен, и активен, но ведь он – загруженный донельзя депутат Госдумы – раз, а главное, всплыл в последний момент – два, когда делегаты от всех регионов уже получили наказы коллег.  

Знаковая писательская встреча прошла в Москве 15 февраля, на праздник Сретения, в Центральном Доме литераторов. После обсуждения текущих вопросов и насущных проблем состоялось открытое голосование, на которое были выставлены две кандидатуры – и. о. председателя Николая Иванова и депутата Государственной Думы Сергея Шаргунова. По данным счётной комиссии, всего голосовало 164 делегата из прибывших 166. Иванов набрал 132 голоса, Шаргунов, который ввергся в незнакомую, по сути, стихию – 28 голосов. 

Перспективный писатель и политик не должен обижаться: он выступил с правильной речью, показавшей понимание нерешённых задач на государственном уровне, но ведь многие провинциальные да и московские писатели его просто не успели узнать. Сергей тут же был введён в состав нового правления и утверждён сопредседателем СП наряду с самыми уважаемыми писателями. 

Николай Иванов уже в 15 лет стал вице-старшиной суворовской роты в составе ста своих ровесников. Сознательно прервал командирскую карьеру и подал рапорт, чтобы идти в военные журналисты. В первый же день службы лейтенантом во Псковской дивизии ВДВ пришёл во Псковское отделение Союза писателей России, попал к замечательному старшему товарищу – Александру Бологову, тот начал его печатать, свёл с Ю. Курановым, В. Курбатовым, С. Золотцевым, которые и стали его первыми профессиональными наставниками на литературной стезе. Прошёл все должности в дивизионной газете, участвовал в 8-м Всесоюзном совещании молодых писателей с повестью об Афганистане «Гроза над Гиндукушем», которую сразу опубликовал  журнал «Октябрь», она была отмечена премией им. Н. Островского. После этого Николай Иванов был приглашён в литературный журнал «Советский воин», тираж которого в то время достигал 3 млн экземпляров и был светом для военных писателей. 

В октябре 1993 года, после расстрела российского парламента, Николай Иванов заявил, что журнал, на титуле которого теперь начертано «Честь имею!», не может себе позволить публикацию материалов, одобряющих расстрел армией собственных граждан. И подал рапорт. Личным приказом министра Грачёва Иванов был уволен не только с должности, а из Вооружённых сил «за низкие моральные качества». Потом была служба на другом государственном поприще и четырёхмесячный чеченский плен. Его вызволяли из плена многие, в том числе – и «Русский Дом»! Но он вышел несломленный и необиженный – книги появлялись одна за другой, приходило и общественное признание. В последнее время он проявил себя признанным лидером и успешным деятелем. Кстати, на сцене ЦДЛ были вручены медали «За возвращение Крыма» Валерию Ганичеву, Татьяне Ворониной (Севастополь), Александру Боброву. А первым получил медаль – Николай Иванов, с которым Бобров и крымские писатели водрузили на Сапун-горе копию Знамени Победы. 

Николай Иванов принял огромное, во многом разорённое и сложное хозяйство. В творческой организации, по уточнённым к съезду спискам – 8 034 пера, с отделениями во всех республиках и областях. Предстоит огромная работа. Прежде всего – по сплочению и омоложению ведущего писательского сообщества. Цифры – неутешительны: членов СП от 18 до 35 лет всего 4 %. Есть региональные отделения, где таковых не имеется вообще! А вот писателей старше 70 лет – аж 20 %. Первое же новшество сработало замечательно: при Союзе писателей был создан Совет молодых литераторов. Вообще, замечу, что большинство членов Союза писателей России – поэты, их 60,6 % состава, прозаики – 49,2 %, публицисты и критики – всего 18,5 %. Поэтами руководить – особенно трудно: капризный и непрактичный народ. Зато – романтики, порой наивные, но неподкупные, что и доказал 15-й Съезд. Его результаты будем анализировать, осмысливать, а наказы и решения – претворять в жизнь. Главная ближайшая задача – провести обмен билетов, избавиться от балласта и вредителей, губителей общего дела.

Александр Александрович 
БОБРОВ