...Я долго размышлял над тем, как вообще бранное слово влияет на душу, как формирует, разрушает человека и отдаляет от Бога. Это наивреднейшая вещь для души
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации приравнивает публичное произнесение нецензурной брани к мелкому хулиганству, ответственность за которое предусмотрена и влечёт наложение административного штрафа или административный арест на срок до 15 суток (статья 20.1).
Недавно в Госдуме РФ обсуждался законопроект о наказании за мат в семье (в жилых помещениях). Если законопроект будет принят, граждан начнут штрафовать и сажать на 15 суток за несдержанность и в семейных ссорах.
У многих подобные законопроекты вызывают лишь улыбку. В повседневной реальности за такие проступки практически никого не наказывают, а матерщину нам действительно доводится слышать если и не на каждом шагу, но тем не менее достаточно часто.
Об этой проблеме, так или иначе связанной с культурой наших отношений, корреспондент «Русского Дома» беседует с протоиереем Димитрием Смирновым, председателем Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства.
– Ваше Высокопреподобие, издревле мат на Руси именовали «чёрным словом» или «чёрной бранью», «гнилым» или «грязным словом», тем самым подчёркивая крайне негативное к нему отношение. Существуют версии, что происхождение матерных слов связано с языческими магическими обрядами и татаро-монгольским игом. Якобы это некие шаманские заклинания и подобными словами ордынцы, к примеру, проклинали обитателей завоёванных земель. В Ветхом Завете повествуется о моавитянах, которые просили пророка Валаама проклясть израильтян, чтобы их победить и прогнать от своих пределов. Что вы можете сказать по этому поводу?
– У меня несколько другая версия. Когда я был маленький, женщина, с которой мама оставляла нас, братьев, одних, чёрным словом называла те фразы, в которых упоминался нечистый, то есть бес. Мат – от слова «мать». Версию про татаро-монгольское иго я тоже слышал. Но я не представляю, как это можно доказать. Потому что ни одного письменного памятника не осталось. Скорее всего, это такая литературная байка. Но всё это не так важно. Важно другое: сегодня это очень распространено и доступно, особенно для детей… Я уже не раз рассказывал, что первое слово мата я услышал в детском саду. Оно настолько меня обожгло, что я запомнил этот случай на всю жизнь. Помню, от кого это услышал, как звали того мальчика и его фамилию. Мне было тогда года четыре или три. Потом я слышал подобные слова в бараке, где проживала наша семья. Никто там не стеснялся детей. Люди все были в основном простые работяги, и это был их «родной» язык.
Помню, вхожу в нашу комнату, мать в корыте стирает бельё. Тогда, понятное дело, все стирали вручную. Я постоял, посмотрел и произнёс... Мать опешила. Бельё выпало из рук. Она совершенно рефлекторно дала мне под зад рукой. И тогда я понял, что сделал что-то ужасное. Конечно, ни смысла сказанного, ни действий матери я никак не мог осознать. Даже не помню, внушала мне потом мать что-либо по этому поводу или нет.
Вот такие воспоминания из младенчества.
Я долго размышлял над тем, как вообще бранное слово влияет на душу, как формирует, – разрушает человека и отдаляет от Бога. Это наивреднейшая вещь для души. Если бы, к примеру, человек время от времени маленькую ложечку для соли проглатывал с ртутью, ясно, ему бы не поздоровилось. Но это касается тела. А тут речь идёт о душе… Поэтому наш народ очень страдает и от преступности, и от хамства, и от постоянной халтуры во всём. Трудно найти, к примеру, честного исполнителя, который хорошо приклеит плитку, и она не отвалится через две недели, который не украдёт материалы и инструменты, и потом его ищи-свищи. Всё это так или иначе связано с матерщиной. Потому что мат разрушает нравственность.
– Предусмотрено ли церковным уставом какое-либо наказание за такой грех?
– Если человек начал ходить в церковь, этот грех можно преодолеть за один день при одном условии: прихожанин не является психически больным, т. е. у него с головой всё в порядке. Когда человек в этом раскаивается, священник отпускает ему его прегрешения, наставляет, увещевает. Тут не нужно никаких прещений. Если человек начнёт употреблять нецензурные слова в храме, такое может приключиться при сильном алкогольном опьянении, то ясно, никто его ни исповедовать, ни причащать не будет. Таких мер, как за убийство, воровство, святотатство, в этом случае не предусмотрено. Вообще, наказывать – это удел не Церкви, а государства, которое хранит Церковь.
У нас в русском языке слово «безбожник» имеет отрицательный оттенок. Этим бравировали когда-то большевики. В первые годы советской власти выходил журнал «Безбожник», но, когда мы произносим это слово, ощущаем даже чисто физически некое отторжение, неприятие.
– Русский мат стал сегодня почти что нашей «национальной гордостью». Его мы слышим не только в быту. Он уже проникает и в СМИ, театр, кино. Некоторые иностранцы из стран бывшего СНГ употребляют его вперемешку с родными наречиями. Говорят, у них таких матерных слов нет. Как к этому относиться? Может быть, просто не замечать?
– Разные есть способы сопротивления этому злу. Но я хочу сначала сказать вот о чём. Русский народ некогда исповедовал, воспринимал смысл жизни своей и своих детей как строительство святой Руси. Это были не просто высокие нравственные идеалы – главным идеалом являлась святость. На земном шаре таких было только два народа: евреи и русские – святой Израиль и Святая Русь. Святой Израиль остался в лице верующих евреев, которые руками и ногами вцепились и держатся за свою духовную, историческую традицию. У русских всё это отнято. И вместо этого пришла похабщина. Это не значит, что её не было. Она всегда была где-то на дне народной жизни с древних времён: скоморошество, похабные частушки, прибаутки. Но теперь всё это вышло наружу и стало «достоянием» народа, который в основной массе не понимает, к примеру, что такое классическая музыка. Мало того, у нас полностью исчез фольклор. Раньше каждая губерния имела свои напевы и песни: церковные и местные городские и сельские, и погребальные, и свадебные, и праздничные. Сейчас ничего этого нет, никто ничего не знает. Некоторые люди советские песни ещё как-то помнят, и этим всё сказано. Поэтому мы чрезвычайно обеднели. К сожалению, ряд деятелей, которые именуют себя интеллигентными, всячески мат восхваляют и культивируют и без всякого зазрения совести находят своим действиям оправдания. На это реагирует прежде всего молодёжь. Молодым людям всегда хочется быть самостоятельными, храбрыми, и они, не задумываясь, легко начинают подражать всякой мерзости, потому что мерзость для грешного человека более привлекательна. Наш народ опустился донельзя, и одним из важнейших стимулов этого падения является мат. Нет ни одного преступника, который бы не матерился. С чего начинается падение? Сначала мат, потом курево, выпивка, блуд, воровство и затем тюрьма. Вот те ступенечки, которые проходят наши подростки, особенно если за ребёнком никто не смотрит. Современные папы нередко смеются, когда маленький ребёнок вдруг матом… Папе слышится «родное», и вот он иногда даже подбадривает. Это, конечно, национальная народная трагедия. Матерная среда настолько закабаляет и разум и чувства, что не даёт возможности даже приблизиться к Церкви. Человек из образа и подобия Божия перерождается в некий духовный суррогат, антимир. Такие вещи необходимо, конечно, доносить до большинства, если не через семью, поскольку она у нас уже самоустранилась от воспитания, то, может быть, имеет смысл попробовать через школу. Потому что иначе – нравственная гибель.
– Действительно, мат мы слышим и в госучреждениях, и в школе, и на улице… И даже из детского садика детишки иногда приносят своим родителям подобного рода словесные «подарки». Законодательством РФ предусматривается административное наказание за такие правонарушения, но этим недугом заражены, к сожалению, и правоохранительные органы, которые должны следить за общественным порядком. Может ли Церковь своим авторитетом как-то повлиять на эту ситуацию?
– Авторитет Церкви постоянно подвергается остракизму со стороны прессы, со стороны интернет-сообщества и т. д. У Церкви нет сейчас такого авторитета, который был в 90-х годах, когда Церковь вышла из подполья. Совершенно не освещается всё то, что сделано Церковью за последнее время. Например, что у нас восстановлено больше половины всех монастырей Российской империи. Ходят слухи, что Церковь сказочно богата. Бюджет Церкви, насколько мне известно, вообще ничтожен. Если везде в Европе Церковь содержится государством, то у нас существует только за счёт частных пожертвований. Нужно серьёзно заняться народным воспитанием. У нас нет ни структуры, ни человека, который отвечает за нравственность народа. Что такое народ? Народ – это семьи. Это мужики. У нас мужчин в Церкви очень мало. Поэтому необходимо, чтобы те, кто нами царствует, были этим озабочены. Через воспитание очень многого можно добиться.
Да, матерщина считается у нас мелким хулиганством, и есть административное наказание, но, к сожалению, ругаются все: и сотрудники правоохранительных органов сверху донизу, и учителя, и воспитатели армейские… Всё это очень трудно истребить.
– Можно ли научить большинство людей ценить слово, следить за своей речью, стремиться к Богоподобию? Если из наших уст исходит доброе слово, тем самым мы приближаемся к Первообразу, становимся ближе к Царству Небесному… Не так ли?
– Смотря что считать добрым. Потому что слово может быть по звучанию, по внешнему эффекту вроде бы добрым и одновременно лживым. Ну, например, такие добрые слова: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Доброе слово, доброе. Но что в нём? Оно лживое насквозь. Человек, провозгласивший его, думал только о своём реноме, как бы ему до 70-ти дожить, и чтобы оставили в покое. Коммунизм – он всегда на горизонте. Чем ближе ты к нему подходишь, тем дальше он от тебя отодвигается. Это полная утопия. Если разобраться, то совершенно бредовая, потому что не учитывает именно душу человека: его жадность, зависть, подхалимство, карьеризм, стремление к подлости и т. д. Хотя речь идёт о том, чтобы воспитать нравственного человека. Но как это сделать без Бога? Только Бог и вера в Него есть источник нравственности.
Беседовал
Владимир Борисович Панков